План-конспект урока на тему Батик, Декоративно Прикладное Искусство (Профессиональный труд)


План – конспект. Декоративно Прикладное Искусство. (Профессиональный труд)
Тема: «Батик»
Тема урока: «Батик – что это такое?» (40 мин)
Класс: 9 класс
Цели: 1. Познакомить с различными техниками выполнения батика.
2. Развивать творческие способности, воображение, внимание, аккуратность.
3. Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса.
Тип урока: изучение нового материала.
Материально-техническое оснащение: мультимедийное устройство, компьютер, презентация, инструкционная карта, электронное пособие «Батик» , инструменты и приспособления
Методы: демонстрация презентации, инструментов и приспособлений, показ трудовых приемов, беседа.
Меж предметные связи: история, ИЗО Аннотация: урок проводится в кабинете производственного обучения. Тема урока «Батик – что это такое?» содержит познавательный материал, как общие сведения о батике - техники росписи шелка, в соответствии с назначением предмета: ткань для платья, для декоративных предметов интерьера и т.д. Сфера применения тканей, расписанных ручным способом – безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Пластика и фактура текстиля, бесконечные и неповторяемые комбинации узоров и рисунков, сочетания различных способов нанесения краски на ткань позволяют использовать батик в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера.
Литература и методические пособия:
Махмутова Х.И. «Предметы интерьера в технике батик и аппликация. – М.:Эксмо, 2006. – 64с.:ил. – (Азбука рукоделия).; интернет ресурсы. – «Что такое батик?»; Ю.М.Кирцер «Рисунок и живопись» Москва «Высшая школа» 1992; С.Е.Беляева, Е.А.Розанов «Спецрисунок и художественная графика» : учебник для студ. Сред. Проф. Учебных заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2006.; Журналы мод burda.; Дарда И.В. «Наряд за 5 минут. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие.
Готовность к уроку. Психологический настрой на занятие.
Вводный инструктаж.
Сообщить тему и цель урока.
Объяснение нового материала.
Демонстрация презентации «Батик»
Из истории.
Когда-то, в незапамятные времена, древний мастер каждое утро выходил из своего дома, шел на вершину холма, усаживался и созерцал лежащую под его ногами долину, утопленную в зеленой массе тропического леса.
Через прищуренные веки долго смотрел он на прекрасные цветы, воздушную акробатику беспечных птиц и ярких бабочек, вдыхал аромат влажной от утренней росы листвы, подставлял дочерна загорелое лицо ласковому солнцу, а потом шел домой…Подробнее см. приложение 2.
Батик – искусство ручной росписи шелковых тканей.
Назначение батика.
Сфера применения тканей, расписанных ручным способом – так называемого батика так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Пластика и фактура текстиля, бесконечные и неповторяемые комбинации узоров и рисунков, сочетания различных способов нанесения краски на ткань позволяют использовать батик в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера.
Батик традиционно много используется в элементах одежды. Платки, косынки, шали, шарфы, галстуки, купоны на платья из ткани ручной росписи хорошо известны, популярны и вне веяний моды престижны, так как каждое такое изделие существует только в одном экземпляре.
Быть ни на кого непохожей – мечта любой женщины, редко кто из представительниц слабого пола откажется иметь в своем гардеробе эксклюзивную вещицу. Например, парео, накидку, юбку, а может быть, и нарядную сумочку или косметичку из ткани, расписанной вручную. Какая модница откажется щегольнуть ярким зонтиком - батик!
Шелковые галстуки - батик свидетельствует о хорошем вкусе их счастливого обладателя. Или того, кто презентовал мужчине это поистине царский подарок. Но кто сказал, что в гардеробе мужчины, не может быть другой одежды из ткани, расписанной художником? Нарядные шелковые халаты, яркие летние рубашки и шорты, и даже домашние тапочки – почему бы нет!
Различные виды техники выполнения батика.
- холодный батик;
- горячий батик;
- узелковый батик;
- двойной (двухслойный) батик;
- многоцветный батик;
- свободная роспись.
Техника холодного батика отличается лаконичностью стиля, позволяет художнику “прорисовать” мелкие детали, применить различные приемы живописи, например, акварели. Поэтому так легки и изящны картины на шелке. Картины - батик прекрасно вписываются в любой дизайн помещений. (подробнее см. приложение 2.)
Горячий батик хорошо “ложится” на хлопковый текстиль, который незаменим в повседневной жизни. Салфетки, скатерти, покрывала, абажуры из батика – это те приятные мелочи, которые наполняют любую комнату уютом и делают ее неповторимой…(подробнее см. приложение 2.)
Открытки - батик, картины - батик, шкатулки, обтянутые тканью - батик, несут в себе эластичность, пластику и тепло текстиля, радуют глаз необычностью, неповторимостью. Именно поэтому они могут стать прекрасным подарком. Незабываемым и дорогим.
Техника узелкового батика. Узелковая техника считается самой древней техникой батика, и появилась она в Индокитае еще до VII века.
Технология узелкового батика проста. Точно так же, как и в других методиках батика, ткань следует зарезервировать от попадания краски, но для этого используется не резервирующий состав, а различные веревки, нитки, жгуты. Ткань плотно обматывают в виде различных узелков, а затем опускают в краску (или наносят краску кистью)… (подробнее см. приложение 2., 3)
Двойной (двухслойный) батик. Весьма оригинальной методикой является методика двойного батика (двухслойного батика). Этот способ росписи позволяет придать картине объемность, а так же более реалистично воспроизводится задуманная художником картина. (подробнее см. приложение 2.)
Многоцветный батик. Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску. (подробнее см. приложение книга 1.)
Батик - это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи ткани.
Батик - ручная художественная роспись по шёлку. В технике "живопись по шелку" расписываем шелковые платья, рубашки, блузы, жакеты, футболки, джинс. (подробнее см. приложение 2.)
Свободная роспись.
В свободной росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители. Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), использую как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают совершенно невообразимое практически настроенному уму количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков. (подробнее см. приложение 2.)
Инструменты и приспособления: кисти, краски, резервирующий состав, парафин (воск), трубочки, контуры для декора и стразы. Из истории. Роспись ткани с давних времен использовалась в древних цивилизациях Шумера, Перу, Японии, Шри-Ланки, в Африке и Индокитае. Родиной считается остров Ява в Индонезии. Традиционное искусство яванского батика - это не просто роспись ткани, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Искусство батика тонкое, прихотливое, капризное. Ведь раз нанесенную краску уже не сотрешь ластиком, не замажешь. Как произведение искусства, батик можно увидеть на выставках и в салонах, батик используют в панно и в интерьере.
Последовательность выполнения работы (картины):
Приготовить рисунок;
Натянуть ткань на рамку;
Перенести рисунок на ткань;
Нанести резервирующий состав по контурным линиям рисунка;
или нанести грунтовку (зависит от выбора техники работы);
Нанести цветную краску по выделенным участкам;
Декорировать контуром, стразами;
Оформить в рамку.
Заключительная часть.
Спросить у ребят, есть ли вопросы по теме (что не понятно). Ответить на вопросы.
Демонстрация работ выполненных ученицами в прошлом году.
Закрепление пройденного материала.
Вопросы на закрепление:
- Какую технику безопасности будем соблюдать на уроке?
- Какие виды техники исполнения вы запомнили?
- Что такое батик?
- На какой ткани можно выполнять батик?
- Какие изделия исполняются в технике батик?
- Понравился ли вам батик как вид искусства?
- Какая техника самая древняя, когда и в какой стране она появилась?
Подвести итоги урока:
Цель урока выполнена. Объявить тему следующего занятия. Практическая работа. Выбрать вид батика, эскиз, приготовить материал, инструменты и приспособления. Мотивация: лучшие работы будут выставлены на конкурс городской выставки детского творчества (или Республики, России)
Всем спасибо за внимание!