ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ PASCAL»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Каширинская СОШ им. Белоусова Д.А.»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
«Программирование на языке Pascal»
Составитель:Курочкина Анастасия Юрьевна
учитель информатики
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному предмету «Программируем на Паскале» составлена на основе программы курса А.А. Чернов «Программирование на языках высокого уровня». (А.А. Чернов «Программирование на языках высокого уровня». Волгоград: «Учитель», 2006)Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Элективный курс «Программирование на языке Pascal» является предметом по выбору для учащихся 10-11 классов старшей школы.
Курс рассчитан на 34 часа для 11 класса, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю, и 68 часов для 10 класса по 2 часа в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.
Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.
Цели курса:
Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.
Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.
Развитие логического мышления.
Реализация математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.
Задачи курса:
Обучающие:
Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.
Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.
Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.
Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.
Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal .
Научить учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.
Развивающие:
формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;
формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Воспитательные:
повышение общекультурного уровня учащихся;
вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;
воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Возраст детей: 16-17 лет.
Сроки реализации элективного курса 1 год.
Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ. Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Технологии и формы обучения:
теоретические занятия;
практические занятия.
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса «Программирование на языке Pascal», учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.
Планируемые результаты элективного курса
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
знают роль программного обеспечения и его виды;
у учащихся сформировано целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки;
знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;
умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;
умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;
умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;
умеют осуществлять отладку и тестирование программы.
Контроль уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Pascal к предложенным задачам.
Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:
знание основных алгоритмических конструкций;
умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;
умение найти более эффективный способ решения задачи;
умение тестировать программу.
В течение всего курса проводятся контрольные срезы и выставляются баллы за решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс составляет не менее 60% от всей суммы баллов.
Учебно-тематический план 10 класс
№п/п Тема Количество
часов
1 Язык программирования Pascal5
2 Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм 4
3 Условный оператор 7
4 Алгоритмы с повторениями 6
5 Массивы 5
6 Графика в Pascal 12
7 Контрольная работа 1
8 Решение задач 10
9 Подготовка проекта 16
10 Защита проекта 2
Итого: 68
Учебно-тематический план 11 класс
№п/п Тема Количество
часов
1 Язык программирования Pascal2
2 Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм 3
3 Условный оператор 3
4 Алгоритмы с повторениями 2
5 Массивы 3
6 Графика в Pascal 4
7 Контрольная работа 1
8 Решение задач 6
9 Подготовка проекта 8
10 Защита проекта 2
Итого: 34
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Часть 1. Теоретическая
1. Язык программирования Pascal
Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.
2. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм
Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов.
3. Условный оператор
Условный оператор. Оператор выбора.
4. Алгоритмы с повторениями
Цикл с параметром FOR . Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.
5. Массивы
Понятие массива. Двумерные массивы.
6. Графика в Pascal
Графика.
7. Контрольная работа
Проверка знаний за курс
8. Решение задач
Решение задач по темам
9. Подготовка проекта
Подготовка итогового проекта
10. Защита проекта
Защита готового проекта
Часть 2. Практическая
Язык программирования Pascal. Текстовый редактор языка.
Структура программы. Разделы описания.
Основные математические функции. Моя первая программа.
Ввод и вывод данных. Форматы вывода.
Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.
Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций.
Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.
Условный оператор. Структура условного оператора.
Условный оператор. Простые условия.
Условный оператор. Составные условия.
Операторные скобки.
Составной оператор.
Оператор выбора.
Алгоритмы с повторениями.
Цикл с параметром.
Цикл с предусловием.
Цикл с постусловием.
Вложенные циклы.
Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.
Задание массива в разделе констант.
Поиск в массиве элементов с заданными свойствами.
Поиск максимального (минимального) элемента массива.
Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам.
Графика. Графические примитивы.
Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники.
Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор.
Графика. Закрашивание.
Построение графиков на экране.
Построение поверхностей.
Контрольная работа.
Решение задач
Подготовка проекта
Защита проекта
Календарно-тематическое планирование элективного курса
10 класс
№п/п Тема Количество
часов Дата проведения
1 Язык программирования Pascal 5 Техника безопасности. Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции. 1час Практическая работа №1. Язык программирования Pascal . Текстовый редактор языка. 1час Практическая работа №2 . Структура программы. Разделы описания. 1час Практическая работа №3. Основные математические функции. Первая программа. 1час Практическая работа №4. Ввод и вывод данных. Форматы вывода. 1час 2 Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм 4 Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов. 1час Практическая работа №5 . Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе. 1час Практическая работа №6. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций. 1час Практическая работа №7. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций. 1час 3 Условный оператор 7 Условный оператор. Оператор выбора. 1час Практическая работа №8. Условный оператор. Структура условного оператора. 1час Практическая работа №9. Условный оператор. Простые условия. 1час Практическая работа №10. Условный оператор. Составные условия. 1час Практическая работа №11. Операторные скобки. 1час Практическая работа №12. Составной оператор. 1час Практическая работа №13. Оператор выбора. 1час 4 Алгоритмы с повторениями 6 Цикл с параметром FOR. Циклы While и Repeat. Вложенные циклы. 1час Практическая работа №14. Алгоритмы с повторениями. 1час Практическая работа №15. Цикл с параметром. 1час Практическая работа №16. Цикл с предусловием. 1час Практическая работа №17. Цикл с постусловием. 1час Практическая работа №18. Вложенные циклы 1час 5 Массивы 5 Понятие массива. Двумерные массивы. 1час Практическая работа №19. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива. 1час Практическая работа №20. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами. 1час Практическая работа №21. Поиск максимального (минимального) элемента массива. 1час Практическая работа №22. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам. 1час 6 Графика в Pascal 12 Графика. 1час Практическая работа №23. Графика. Графические примитивы. 1час Практическая работа №24. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники. 1час Практическая работа №25. Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор. 1час Практическая работа №26. Графика. Закрашивание. 1час Практическая работа №27. Построение графиков на экране. 3час Практическая работа №28. Построение поверхностей. 4час 7 Контрольная работа 1час 8 Решение задач 10часов 9 Подготовка проекта 16часов 10 Защита проекта 2часа Итого: 68
Календарно-тематическое планирование элективного курса
11 класс
№п/п Тема Количество
часов Дата проведения
1 Язык программирования Pascal 2 Техника безопасности. Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.
Практическая работа №1. Язык программирования Pascal . Текстовый редактор языка. 1час Практическая работа №2 . Структура программы. Разделы описания. Основные математические функции. Первая программа. 1час 2 Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм 3 Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов. Практическая работа №3 . Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе. 1час Практическая работа №4. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций. 1час Практическая работа №5. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций. 1час 3 Условный оператор 3 Условный оператор. Оператор выбора.
Практическая работа №6. Условный оператор. Структура условного оператора. 1час Практическая работа №7. Условный оператор. Составные условия. Составной оператор. Оператор выбора. 1час Практическая работа №8. Операторные скобки. 1час 4 Алгоритмы с повторениями 2 Цикл с параметром FOR. Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.
Практическая работа №9. Алгоритмы с повторениями. 1час Практическая работа №10. Цикл с параметром. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Вложенные циклы 1час 5 Массивы 3 Понятие массива. Двумерные массивы.
Практическая работа №11. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива. 1час Практическая работа №12. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами. Поиск максимального (минимального) элемента массива. 1час Практическая работа №13. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам. 1час 6 Графика в Pascal 7 Графика. Практическая работа №14. Графика. Графические примитивы. 1час Практическая работа №15. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники. 1час Практическая работа №16. Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор. 1час Практическая работа №17. Построение графиков на экране. 4час 7 Контрольная работа 1час 8 Решение задач 6часов 9 Подготовка проекта 8часов 10 Защита проекта 2часа Итого: 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.
http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal».
http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .
Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил.
Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.: «Интеллект-центр», 2001.
Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal . М.: «Интеллект-центр», 2001.
Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. М.: «Первое сентября», 2001.
Тимофеевская М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, «Питер», 2002.
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Информатика. Задачник - практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
Журналы: «Информатика и образование» №11 2005г. «Организация контроля в курсе программирования», «Информатика в школе» № 7 2008г. «Практикум по программированию в Турбо Паскале».
Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. Л.З. Шауцукова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
Информатика для 10-11 классов: сборник элективных курсов / авт.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.
14. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова, М.А.Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1., М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
15. Н.Культин. Turbo Pascal в примерах и задачах. С-Пб, «БХВ-Петербург», 2007
16. Д.М.Ушаков, Т.А.Юркова. Паскаль для школьников. С-Пб, «Питер», 2008
17.Катицкая Н. Ю., Бельчусов А.А. Учебное пособие «ПАСКАЛЬ. Конспект для учителя», издательство Чувашского республиканского института образования, 2002.