Урок по изобразительному искусству для 6 класса VIII вида Составление сетчатого узора


ИЗО 6 «и» класс
Тема: «Сетчатый узор»Кол-во часов: 2 урока.
Цель: Научить рисовать сетчатый узор, выбрать более удобный способ.
Задачи:
Образовательные:
развивать умение делить квадрат на равные части;
отработать навыки подбора гармоничных сочетаний цвета;
Коррекционно-развивающие:
развивать умение чередовать элементы орнамента;
формировать устойчивое внимание;
развивать воображение;
развивать умение последовательно вести работу над декоративным рисунком.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, усидчивость и настойчивость в работе;
Ход урока
1. Подготовительная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Подготовительная часть
Оргмомент.
Приветствие.
Установление дисциплины.
Подготовка учебных принадлежностей (бумага А4, стёрка, карандаш, чертёжный треугольник).
Проверка, чтобы на рабочем месте не было ничего лишнего.
Вводная беседа.
Сегодня мы будем выполнять сетчатый орнамент
Во-первых, что такое орнамент.
1. История развития орнамента.
Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
Орнамент может быть живописным или скульптурным. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.
Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.
Русский орнамент.
Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.
На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.
Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.
Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.
2. Виды орнамента.
Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный, замкнутый сетчатый.
СЛАЙД 6. Ленточный орнамент – это орнамент, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту.
Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием “меандр”.
СЛАЙД 7. Замкнутый орнамент – это орнамент, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.
СЛАЙД 8. Сегодня вы познакомитесь ещё с одним видом орнамента – сетчатым.
СЛАЙД 9. Сетчатым его называют потому, что он строится при помощи сетки. Сетка состоит из ячеек.Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.
Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.
Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.
В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.
СЛАЙД 2. Растительный. В растительном орнаменте в качестве мотива выступают формы растений (листья, веточки, цветы, плоды, деревья и т. д.). В растительном – формы заимствованы из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.
СЛАЙД 3. Геометрические. В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры. В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.
СЛАЙД 4. Зооморфные. В зооморфном орнаменте в качестве мотива выступают фигуры животных (птицы, звери, рыбы, насекомые)
СЛАЙД 5. Антропоморфные. В антропоморфном орнаменте в качестве мотива выступают фигуры человека.
Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.
Основная часть
1.Анализ сетчатых узоров.
Анализ проводит ученик, отвечая на вопросы учителя.
Вид орнамента. (Сетчатый, растительный).
Где могут применяться данные орнаменты? (Детская ткань).
В какой форме узор изображён? (Квадрат).
Какие растительные элементы используются в орнаменте? (Литья, цветы, веточки, плоды, деревья, грибы).
Ритмичное чередование элементов. (Шахматное).
Сколько цветов используется в орнаменте? (3).
Определение последовательности выполнения рисунка.
Учитель объясняет и показывает порядок выполнения рисунка. СЛАЙДЫ 11 – 18 .Этапы работы (с указаниями):
С помощью чертёжного треугольника рисуем квадрат. Указание: размер квадрата 15 Х 15 см.
Найти середины сторон квадрата.
Середины сторон квадрата соединяются прямыми линиями слева направо и сверху вниз, таким образом, квадрат делится на 4 меньших квадрата.
Каждый из получившихся четырёх квадратов ещё разделить на 4 равные части.
Составить декоративный мотив из растительных элементов.Указание: рисунок декоративных элементов делается упрощённо, нужно сосредоточить внимание главным образом на красоте и выразительности их контура. Растительные формы нужно упростить по форме и изменить по цвету. 
Придумать расположение и чередование декоративного мотива в клетках и разместить элементы в сетке.Указание: рисуя растительные элементы, следить за их чередованием. Рисуя одинаковые части, необходимо следить за точностью их размеров.
Перед раскрашиванием стереть все линии построения.
Раскрасить рисунок. Указание: при составлении узоров нельзя допускать пестроты цвета – употреблять не более 3 – 4 красок, соблюдать цветовой ритм. 
На 20 – физкультурная пауза.
Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
Работа учащихся ведётся в соответствии с этапами работы.
За 5 минут до конца работы предупредить детей о том, что следует заканчивать работу.
После объявления об окончании работы дети должны её прекратить.
Заключительная часть
1. Подведение итогов урока.
Задание на различение видов орнамента по характеру построения (сетчатый, ленточный, замкнутый).
Анализ деятельности учащихся на уроке.
Анализ детских работ.
Оценку дают ученики, но критерии задаёт учитель.
Критерии оценки:
Как ровно разделён квадрат на части?
Как нарисованы элементы узора (чистота, аккуратность)?
Цветовые сочетания.
Творчество.
Разъяснить достоинства и недостатки, объяснить причину недостатков.
Окончание урока.
Уборка рабочего места.