Урок по ИЗО В гостях у Городца
Предмет Изобразительное искусство
Группа БН-41S
Студентка Джу-Ли-Джан А.Л.
Тема:«В гостях у мастеров Городца. Роспись доски городецким узором».
Цель урока:
1.Дать представление о характерных особенностях городецкой росписи; уменить выделять элементы этой росписи (цветы, бутоны, листья).
2. Формировать умение составлять узоры с простым чередованием ритма ( в середине, по краям) на сувенирах по собственному замыслу. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
3. . Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
4. Создание благоприятных условий , эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни.
Оборудование:
Для учащихся:
модель для раскрашивания «Кухонная доска» (картонная заготовка)
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
резинка
Для учителя:
образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
плакат «Городецкая роспись»
презентации «Городецкая роспись»
динамическая таблица – поэтапное выполнение розана, купавки, ромашки;
Вид урока: урок – путешествие на виртуальную выставку.
Ход урока.
1. Орг. момент. 2. Сообщение темы и цели занятия.
Здравствуйте, ребята. Сегодня придя на работу в двери нашего кабинета, я обнаружила вот этот красивый конверт. На нем написан адрес нашей школы и указано:
«Ученикам 3 класса». Поскольку письмо адресовано всем, то вскрывать я его не стала, подождала вас. Посмотрим, что в этом конверте?
Здесь приглашение. А в приглашении написано: «Приглашаем всех на виртуальную выставку изделий из Городца. »Городецкая роспись - как ее нам не знать.Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.Здесь такие букеты, что нельзя описать.Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Как вы думаете, стоит нам ответить на приглашение? Я думаю что да. А как, на ваш взгляд, будет звучать тема нашего урока? «Роспись доски городецким узором». Чем мы будем заниматься? Давайте отправимся на виртуальную выставку и посмотрим, что нам там предложат. Какие правила поведения в выставочном зале вы знаете? Как себя нужно вести во время того, как экскурсовод вам что-то рассказывает? 45720-14605
4889590805
3. Вводная беседа-лекция.
Я очень рада приветствовать вас на выставке изделий, росписанных городецким узором. Сегодня на ней выставляются изделия старинного народного промысла – городецких мастеров. А какие еще народные промыслы вы знаете?
Сегодня мы познакомимся с городецким промыслом. Название его пошло от названия города Городец. Слайд 1.
На Волге недалеко от Нижнего Новгорода есть старинный, основанный еще в XII веке князем Юрием Долгоруким, город Городец. Среди его населения преобладали ремесленники. Особенно много было мастеров по обработке дерева: резчиков, столяров, плотников.
Берег здесь обрывист, сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб – явление, выдающее в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку. Слайд 2.
Другой старинный промысел Городца – игрушечный. Городецкая игрушка известна под названием городецкая топорщина. Ее можно отличить по особому, на редкость выразительному стилю. Больше всего делали здешние кустари коньков в упряжке — по одному, паре, тройке, затем ставили их с возчиками на колеса и получался целый экипаж. Слайд 3.
Особую популярность завоевали донца для прялок. Производством прялок занимались целые семьи крестьян, включая женщин и детей. Долгими вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть.
Городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украшать тонкой резьбой, чтобы спорилась работа у прях. Украшалось обычно донце прялки, т.е. сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.
В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета. Слайд 4.
Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписные панно, блюдца и тарелки.
Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. Кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони и сказочные птицы.
В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Слайд 5.
Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий.
Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии. Слайд 6.
Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Слайд 7.
Сегодня традиционный народный художественный промысел «Городецкая роспись» развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики «Городецкая роспись» сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла. Слайд 8.
Городецкие мастера хотят поделиться с вами своим мастерством.
Традиционные цвета городецкой росписи – желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый.
Основой любого Городецкого цветка является круг. Поэтому посмотрите, в какой последовательности рисуется цветок. Цвет мотива накладывается в цвет подмалевки, но на тон темнее. Оживка всегда белая, на листьях может быть желтой. Край изделия обрамлен красной обереговой полосой. Слайд 9, 10.
А теперь посмотрите, в какой последовательности составляется композиция на разделочной доске. Слайд 11.
Ребята, вам понравилась выставка?
Какое из городецких изделий понравилось больше всего?
А сейчас вы попробуйте расписать свою разделочную доску. Слайд 12, 13.
4. Роспись доски городецким узором.
а) Повторение правил работы и этапов выполнения городецкой росписи.
У вас на столах лежат заготовки разделочной доски из картона. Представьте себя в роли городецких мастеров и распишите свою разделочную доску.
Но прежде чем приступит к работе, я хочу вам напомнить очень хорошие поговорки: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь, людей насмешишь».
Как вы думаете, что означают эти поговорки?
Теперь давайте вспомним правила техники безопасности и культуры труда при работе с кистью и красками.
Правила работы с кистью
Хорошо иметь 2-3 кисти разной толщины и формы.
По окончании работы с красками кисти следует хорошо обмыть, вытереть и поставить в стакан ворсом вверх для сохранения структуры ворса.
При работе с клеем, чтобы клей с кисточки не капал и не пачкал стол, необходимо пользоваться подставками.
Правила работа с красками
Краски не пробуем на вкус.
При работе используем клеенку.
Кисточку от краски, промыв в воде, вытираем салфеткой.
Кисточкой с краской не размахиваем, чтобы не испачкать рядом сидящего и не навредить его здоровью.
Краски смешиваем на палитре.
После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем и вытираем сухой салфеткой.
Давайте вспомним этапы выполнения городецкой росписи.
1 этап – тонировка поверхности.
2 этап – подмалевка.
3 этап – мотив.
4 этап – оживка.
б) Показ педагогом выполнения розана.
Смешивание красок для получения цвета.
Рисование большого круга в центре формы (подмалевка).
Обозначение центра бутона (мотив).
Пририсовка к большому кругу дуг-лепестков концом кисти, закрашивание контура либо наверчиванием кругов малых диаметров, закрашивание центра цветка. Лепестки-дуги меньшего размера располагаются вблизи центра бутона. По мере удаления от него они увеличиваются, затем вновь уменьшаются.
Когда рисунок высохнет, наносится мотив.
Когда рисунок подсохнет наносится оживка: по краю лепестков концом кисти, расположенной вертикально, рисуются тонкие дуги белого цвета, в центре розана – более широкая дуга.
После того, как центр формы заполнен бутоном розана, дорисовывается вся композиция с помощью известных элементов городецкой росписи (купавок, ромашек, листьев, завитков, ягод).
в) Самостоятельное выполнение детьми росписи разделочной доски.
г) Подведение итогов работы. Самооценка качества выполнения росписи доски.
Вот ваши чудесные доски готовы. Посмотрите, какие у всех получились потрясающие розаны, купавки и ромашки. Теперь, если вы приобретете настоящую деревянную доску, то сможете расписать ее городецкой росписью и подарить кому-нибудь на день рождения. Это будет им очень приятно. Тем более вы расписали ее своими руками. 229870192405
153670147320
153670288290
153670712470
5. Итог.
Я предлагаю вам провести выставку ваших работ, вместе их оценить и путем голосования выбрать лучшие работы. Если в какой-нибудь работе ребята найдут недочеты, и она окажется вашей, то не огорчайтесь, а учтите их и не допускайте в последующих работах.
Более подробно узнать особенности техники городецкой росписи, ее истории возникновения вы можете узнать в этих книгах. /Показ книг с краткой аннотацией./
Вот наше занятие подошло к концу. Чему мы сегодня учились на занятии? Что вам понравилось?
6.Рефлексия.
-Оцените свое настроение с помощью цвета. Выберите лепесток цветка соответствующего цвета и прикрепите на доску. /Дети выходят к доске и прикрепляют свои цветные лепестки./
-Благодарю вас за хорошую работу. Уберите, пожалуйста, свое рабочее место.
-Спасибо за урок! Молодцы!