Урок изобразительное искусство в 1 классе. Тема: Элементы растительного узора Полховского Майдана.

Вид занятия: декоративное рисование.
Тема урока: Элементы растительного узора Полховского Майдана.
Цели урока:
Расширить эстетическое представления о мире природы на примерах художественных изделий народных мастеров Полховского Майдана.
Развивать графические умения и навыки в новой технике.
Воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности. Оборудование: для учителя - конспект, динамическая таблица, расписные деревянные изделия из Полховского Майдана, запасные худ. материалы;
для учащихся - худ. материалы, тычок, палочки, черная тушь.
Оформление классной доски:

План урока.
Организация учебного процесса.
Психологический настрой.
Вводная беседа. Объяснение нового материала.
Практическая работа учащихся.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке: Альбом, тычок и краски, (уч-ся проверяют состояние рабочего места и готовность к уроку. При необходимости обеспечить уч-ся худ. материалами)
Подарить друг другу счастья.
- Наступил новый день. Я счастлива, что вы рядом со мной. Я хочу подарить вам счастье. Удержите его, не уроните. Ведь даже в сказках люди отправлялись в далекие путешествия в поисках счастья. Что они нашли? Птицу счастья. Вот у меня милая птичка (птичка - оригами), возьмите ее, может быть, она сегодня принесет вам счастья и удачу. ( уч-ся передают птицу из рук в руки и говорят друг другу «спасибо»)
III. - Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в гости к народным мастерам Полховского Майдана. Внимательно рассмотрите эти предметы (тарелка, платок, чашка, кухонная доска).
Ребята, вспомните, есть ли у вас дома занавески, обои. Чем они украшены? (цветами, птичками, листьями и д.т.), а чем украшены предметы, которые вы только что рассмотрели?
Да, эти предметы украшены разными элементами, которые расположены в определенном порядке. Они составили узор, поэтому можно сказать, что предметы украшены узорами.
Где еще вы видели узоры? (на полотенце, коврах, на тканях). Как вы считаете, почему многие предметы украшены узорами? (узоры создают красоту)
Правильно, узоры, в которых сочетаются и повторяются предметы, создают радостное настроение, делают предметы приятными, красивыми. Человек издавна окружал себя красивыми предметами, которые сопровождают нас каждый день.
Итак, ребята, мы с вами прибыли в гости на экскурсию к известным мастерам в большое село Полхов Майдан, которое находится около города Горького, раскинувшегося на берегу реки Волги.
И что мы видим (демонстрация грибов, матрешек). Внимательно рассмотрите эти веселые изделия. Скажите, нравятся ли эти игрушки вам? Чем? (они красивые, яркие)
Сделаны эти изделия руками удивительных людей, которые трудятся не только на полях. В каждом доме этого села есть свои мастера. Они мастерят игрушки, коробочки, ложки, солонки.
Как вы думаете, из чего сделана эта матрешка? (из дерева)
Да, эта матрешка, как и остальные изделия Полховского Майдана, выточена из дерева, а потом раскрашена яркими красками. Свои изделия народные умельцы любят украшать рисунками темно-зеленых трав и листьев.
А что еще встречается в росписи этих матрешек и грибов-копилок (алые цветы, похожие на цветы шиповника, золотые яблочки, синие и красные ягоды).
Ярким сплошным ковром ягод, листьев, цветов покрыты фигурки. Обратите внимание еще раз на краски: алая рядом с темно-зеленой, синяя с желтой. Черный контур объединяет эти цвета и вносит в узор спокойствие. Сколько труда и любви пришлось вложить мастерам, чтобы эти крепкие грибы-копилки, матрешки засеяли радостной красотой. Так и кажется, что сейчас матрешки пустятся в пляс. Не зря сами мастера называют свои изделия за веселую и яркую пестроту «тарарушками». По всей стране славятся яркие полхов-майданские изделия.
Если вы внимательно посмотрите дома, то у каждого из вас, наверное, найдутся полхов-майданские изделия.
Наша экскурсия заканчивается. Давайте еще раз вспомним, с изделиями каких мастеров вы сегодня познакомились? (с мастерами из села Полхов-Майдана).
А сейчас вы сами станете народными мастерами, вы будете работать на фабрике игрушек, составлять «веселые узоры», а именно любимые элементы росписи майданцев: яблоко, цветок и ягоды.
Но нарисовать вот такие элементы не просто.
Чтобы нарисовать яблоко с листьями, нужно с начало навести контур черной тушью или черным карандашом. Затем на палитре развести яркую желтую краску и нанести ее сочными мазками внутри контура яблочка. Не дожидаясь, пока желтый цвет высохнет
вливаем ярко красный цвет так, чтобы яблоко сверху было интенсивно красным, к середине красный цвет ослабевал бы, а нижняя часть яблока оставалась бы желтой. Для окраски листьев зеленую краску смешиваем на палитре с темно-синей, тогда интенсивный зелено-синий цвет листьев еще больше оттенит золотисто - красный цвет яблока.
Последовательность росписи для цветка и подбор красок те же, что и при исполнении яблока с листьями.
Для выполнения элемента ветки с ягодами, черным контуром намечаем ветки. Ягодки выполняются в технике тычка. Для этого необходима небольшая палочка или спичка. Конец палочки плотно оборачиваем небольшим кусочком ваты, чтобы получить тампон. Пропитываем тампон-тычок краской и, держа его перпендикулярно поверхности листа, короткими ударами тычка наносим кружки - ягодки.
этап. Итак, вам нужно поделить на три равные части лист альбома (большая сторона листа расположена вертикально). Размечаете три элемента народной росписи, помещая один элемент под другим. Черным контуром прорисовываем очертания яблока с листьями, цветка и ветки (без ягод)
этап. Далее работа желтым цветом. На палитре готовите ярко - желтую краску и полностью закрашиваете силуэт яблока и цветка.
этап. Затем накладываете ярко - алую краску на желтый, чтобы получить переливчатый цвет яблока и цветка.
этап. После этого изображение темно - зеленых листьев (зеленую смешиваем с темно-синей).
этап. Завершается упражнения написанием тычком ягод.
Физкультминутка.
Матрешки.
Мы веселые матрешки, В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки. Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки, Мы похожи, слово сестры,
Ладушки, ладушки. Ладушки, ладушки.
И.п. - руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произнесении слов «Ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее кружатся, руки на поясе.
А сейчас, ребята, наступило время для практической работы. Итак, приготовились, можете приступать к работе.
(сам. работа уч-ся. Учитель следит за правильностью выполнения работы учениками, исправляет допускаемые ошибки каждого ученика, если ошибки повторяются у многих учеников, то показывает и объясняет на доске)
- На сегодняшний день наш урок - экскурсия подходит к концу.
Давайте вспомним, что изготавливают народные мастера в Полхово-Майдане? Как они украшают свои изделия? Что вы сегодня составляли на уроке? (выставка и коллективный анализ рисунков)
Можно ли эти рисунки назвать веселыми узорами? (можно, они все разные и очень яркие)
На следующем уроке мы будем с вами украшать такими узорами грибочек.
Выставление оценок.

Рисунок 10