Развитие одаренности детей на занятиях по художественному вязанию
Область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей.
В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:
прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей.
талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.
разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.
на следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
На базе нашего учреждения дополнительного образования детей необходимым является организация психологического сопровождения родителей одаренного ребенка; совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей; поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые применимы и в нашей системе дополнительного образования:
1. Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.
2. Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление.
3. Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными. Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.
4. Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.
5. Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.
Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми. Программы для одарённых детей отличаются по содержанию, по процессуальности, по ожидаемому результату, по среде обучения. Разработка таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других детей.
(Приложение 1)
Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:
Разработка гибких, индивидуализированных программ;
Создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;
Стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;
Использование различных стратегий обучения и воспитания;
Уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки;
Поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.
Художественное вязание наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании обучающихся, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. На занятиях происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко.
Таким образом, выполнение изделия в технике «Вязание крючком» - это еще одна возможность развить у ребенка творческие способности и одаренность.
Излишняя требовательность, критичность по отношению к подростку может повредить его раскрытию в творчестве, общении, так как порождает неуверенность в нем, тревожность. Учитывая особую ранимость подростка, педагогу следует осторожно высказывать критические замечания, помнить при этом, что подросток остро реагирует не только на содержание, но и на форму высказывания: для него важны и интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты.
Способы стимулирования творческих способностей обучающихся в процессе овладения искусством вязания:
Обеспечение благоприятной атмосферы;
Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
Поощрение высказывания оригинальных идей;
Обеспечение возможностей для практики;
Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Художественное вязание органически связано с учебной деятельность, но в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника.
Этот подход позволяет выделить следующие направления в работе педагога по художественному вязанию:
Всесторонний учет запросов учащихся, их индивидуальных наклонностей, дифференциация тематик занятий с учетом уровня развития школьников. (В данном случае нельзя исходить только из интересов учащихся, хотя они и являются главенствующими. Педагог должен выполнять свою направляющую роль, т.к. он лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни);
Формирование у обучающихся интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству.
Ярко выраженный воспитывающий характер в следующих формах: конкурсы профессионального мастерства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, обзоры достижений науки и техники, видеомастер-классы и т.д.
Подготовка обучающихся к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид работы в каждом конкретном случае, могут решить только педагог и обучающиеся.. Это может быть: собственное производство или центр по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам. В данном случае необходимо помнить, что труд – довольно тонкое воспитательное средство.
Индивидуальная работа с учащимися является обычно начальной ступенью в развитии творчества и предпосылкой для создания творческих коллективов. Она заключается в том, что отдельные ребята под руководством педагога, старших товарищей начинают заниматься моделированием, конструированием, прикладным творчеством, углубленно изучают некоторые вопросы, относящиеся к технике и технологии, изготавливают различные устройства, приборы, изделия декоративно-прикладного характера, наглядные пособия и т.д. В дальнейшем к ним присоединяются другие школьники, заинтересовавшиеся данной работой. Появление такого общего интереса группы учащихся к конкретной области и их стремление работать сообща, коллективно, своевременно поддержанное педагогом, приводит к организации кружка.
Индивидуальная работа с учащимися имеет место и в тех случаях, когда ребята, занимавшиеся в кружке, «выросли» из него, но охотно самостоятельно работают по интересующей их тематике, получая консультации у педагога.
Основное внимание на занятиях по вязанию на спицах целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для связанных изделий, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.
Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и специфику работы, которая организуется после активного умственного труда детей на уроках. Обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда, старались работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку при выборе отделки, рисунка вязания и т.д.).
В содержание занятий целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготовляют на уроках трудового воспитания. Поэтому педагогу следует быть в постоянном творческом поиске, фантазировать, вносить что-либо новое.
Ручное вязание - очень давнее искусство, рожденное свойственной людям тягой к красоте, к творчеству. Происхождение его рождено человеком, будет жить вместе с ним вечно, открывая безграничные просторы для фантазии.
Частью этого является и техника вязания. Поэтому на наших занятиях мы попытаемся отразить два мира: 1-прошлый, обогативший своим наследием нашу сегодняшнюю жизнь и 2-мир современный, отражающий в себе опыт и мудрость прошлых поколений и создающий свои новые ценности.
Виды рукоделия способствуют развитию интеллекта детей, содействуют трудовому воспитанию и познавательному интересу к работе, формируют знания о рукоделии в быту и его значении в эстетическом развитии, поощряют усидчивость и аккуратность, воспитывают чувство самоконтроля, помогают развитию эстетического вкуса и логического мышления, творческому подходу к работе.
Я считаю этот предмет особо важным и привлекательным для современной женщины. На "рынке трикотажных товаров" трудно найти изящные, со вкусом и высоким мастерством исполненные изделия. В основном - "ширпотреб" китайского производства - все предметы как близнецы-братья. А если где-то добавлены вставки ручной работы, то цены "взлетают", вверх как межпланетные корабли.
В первую очередь, я обучаю своих учениц выполнять работу с безукоризненным качеством.
Технический прогресс скачет огромными прыжками, но никогда никакая машина не повторит "полета фантазии" человеческих рук и не передаст тепла души любящей женщины. Я убеждена, что существует "магия вязания". Испокон веков женщины "ввязывали" в изделия с помощью молитв пожелания любви и здоровья своим близким. В каждой рукотворной вещи остается "частичка души".
Немаловажным фактором для развития одаренности обучающихся является воспитательный аспект.
Концепция воспитательной деятельности детского объединения "Клубочек" МБОУ ДОД Кагальницкого районного Дома детского творчества представляет собой своеобразную модель, обеспечивающую процесс культурной идентификации и социализации личности и раскрывающую деятельность, как своеобразную, адекватную современной стратегии дополнительного образования детей в Российской Федерации, в социокультурном пространстве Ростовской области, в воспитательном пространстве Дома детского творчества станицы Кагальницкой.
Она раскрывает специфику, базовые компоненты содержания воспитания, основные направления, технологии, формы и методы воспитательной деятельности в МБОУ ДОД КРДДТ с учетом современных гуманистических тенденций модернизации воспитательной системы общества, интересов и потребностей детей и их семей, социального заказа общества.
Модель воспитательной деятельности разрабатывалась с учетом внутренних потребностей всех субъектов воспитательного пространства и на основании основополагающих внутренних учрежденческих документов: Устава, Концепции и Программы развития, Образовательной программы учреждения, других локальных актов.
Основная цель воспитания: воспитать положительное отношение подрастающего человека к себе, к окружающим людям, к социуму, к семье, к национальной и мировой культурам посредством овладения техникой художественного вязания.
Морально-этической доминантой нового воспитания является воспитание подрастающего поколения на гуманистических идеалах - национальных традициях, ненасилии, толерантности, коллективизме, сотрудничестве.
На сегодняшний день необходимостью стало создание воспитывающей системы культурологической и социально- педагогической направленности внутри детского объединения, приводящей к формированию мира человеческих отношений и базовых культурных ценностей: отношение Человека к себе, к окружающим людям, к семье, к социуму, к национальной и мировой культуре, к Малой Родине, к своему Отечеству.
Характерной особенностью воспитательной деятельности детского объединения "Клубочек" является ее гуманистический характер и открытость окружающему социуму, а также, предполагает единство идей, целей и задач воспитания, социализацию подрастающего поколения, интеграцию основных сфер воспитания:
сферу обучения;
сферу творчества;
социальную сферу.
Задача развития индивидуальных художественных возможностей обучающихся, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания. Поэтому задачей руководителя детского объединения является заложить основы творческого потенциала ребёнка, художественного развития и одаренности.
В работе с детьми школьного возраста, используя работу в технике вязания, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На занятиях по художественному вязанию целенаправленно выявляются склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагаются им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.
На занятиях по вязанию развивается творческое начало. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ.
(Приложение 2)
Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят домашним связанные ребёнком шарф, кофта, носки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые её создавали.
Вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, её душевный комфорт, гармоническое развитие личности. Рукоделие помогает ребёнку осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребёнок получает огромное количество информации, формируется как творческая личность, развивается эмоционально.
Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Это с успехом реализуется в ходе нашей практической деятельности.
Духовно – нравственный аспект воспитательной деятельности детского объединения состоит в том, чтобы на основе взаимной симпатии наладить человеческий доверительный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни. Рождающиеся в индивидуально – личностном сотрудничестве товарищеские отношения детей и педагога, требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них – обсуждение общих и личных проблем, дача советов, дружеские дискуссии и др.
Подход к воспитанию в данном случае необходимо трактовать следующим образом: через восстановление прерванных духовных связей со своим историческим прошлым, своей Малой Родиной в настоящем ее развитии путем исследования, возрождения и приобщения нового поколения к духовным и культурным ценностям донского казачества проникнуть в своеобразную детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого(педагога) и детей, их партнерство рождает особый спектр отношений, задает определенную специфику воспитания.
Следует подчеркнуть, что современная социокультурная ситуация характеризуется не только информационной насыщенностью, но и широким спектром новых образовательных возможностей для школьников, наряду с основным (школьным) и традиционным дополнительным образованием. Информационные технологии в дополнительном образовании важны и необходимы - они открывают возможности совершенно новых методов преподавания, обучения и воспитания. Применение информационных технологий привело к созданию новых средств воспитательного воздействия, позволяющих более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым. Это приводит к созданию блогов по вязанию, форумов, в которых происходит обмен опытом в искусстве художественного вязания, формированию нового круга общения по интересам
Следует отметить еще один метод, связанный с использованием современных компьютерных технологий и способствующий мотивации обучающихся к данному виду деятельности - это создание собственного документального фильма, отражающего основные виды деятельности в детском объединении, ориентирующего на творчество и обеспечивающий вхождение в мир искусства и культуры. Такой фильм является своеобразным конечным продуктом, а также формой вовлечения новых обучающихся к художественному вязанию.
(Приложение 3)
Немаловажным также является нейтрализация отрицательных воспитательных тенденций, социальных явлений, связанных с использованием глобальной сети интернет, угрожающих стабильности среды.
На современном этапе позиция данной воспитательной системы по социализации и культурологическому воспитанию подрастающего поколения заключается в стремлении максимального использования положительных социокультурных и образовательных возможностей ОУ станицы Кагальницкой и Кагальницкого района, и в то же время нейтрализации негативного влияния среды на воспитательный процесс с целью благоприятного развития всесторонне развитой и одаренной личности.
Данная воспитательная система должна обеспечить реализацию трех взаимосвязанных и взаимообусловленных линий воспитания и развития личности подрастающего человека:
систематическое развитие индивидуальности и творческого потенциала одаренных обучающихся ;
самоопределение и самореализация обучающихся в объединении;
адаптация обучающихся в социокультурном и воспитательно-образовательном пространстве учреждения , станицы и области.
Приоритетным остается стремление ребенка к Добру, чтобы его нравственное и высоко духовное поведение гармонично сочетались с задачами воспитательного пространства, приобщение подрастающего поколения к историко-культурным ценностям Донского казачества, духовно- нравственным ценностям Ростовской области и Кагальницкого района, восхождение растущего человека от семейно- бытовой культуры родного дома к культуре Отечества, связь межпоколенных отношений родителей и детей, преемственность ценностей народной культуры, сохранение истории семьи, рода, традиций и обычаев; бережное отношение к историческим памятникам и центрам культуры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Воспитание с детских лет и до замужества всегда имело очень важную роль в становлении и развитии народа государства. Особенно остро эта проблема в нашем современном государстве. Ведь чем сейчас занимается большая часть нашей молодежи, мы все и так прекрасно знаем - это праздное шатание по городу в парках, ночных клубах с пивом или еще чем покрепче, наркотики, банды, секты, ужасные компьютерные игры и т.п.
При этом забыты многие, а скорей всего все древние традиции воспитания, да и самой семьи, в которой воспитывалось порядка десяти крепких здоровых детей. Так сложилось, что казачество было наиболее сильной и активной частью русского народа. «Природное воинство» Русского народа. Естественно до нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества: что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны.
Результатом достижения поставленных задач воспитательной системы является участие обучающихся в конкурсных состязаниях, связанных с историко-культурными ценностями Донского казачества - "Славен Дон", "Такая разная кукла", "Юные, модные, дерзкие". Создание собственного блога, форума, странички в социальных сетях также дает положительный результат в плане формирования собственного круга общения по художественному вязанию.
В процессе реализации данной воспитательной системы были выявлены следующие проблемы:
Усиление бездуховности взрослого и детского населения страны, региона, падение образовательного и духовного уровня определенной части подрастающего поколения.
Американизация важнейших сфер жизни общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций.
Специфика народного декоративно-прикладного искусства заключается в его близости мышлению подростков, при этом происходит обогащение эмоционального и практического опыта детей. Решением данных проблем может стать удовлетворение этнохудожественных потребностей, развитие способностей, расширение художественного кругозора, целенаправленное включение подростков в активную художественно-творческую деятельность, соответствующую их интересам и ориентированности на личностное самопознание, саморазвитие, на совместную деятельность с педагогом. Это способствует формированию творческой, всесторонне развитой личности, готовой глубоко осмыслить, освоить и воспринять этнокультурное наследие, интегрировать подрастающую личность в этнокультурную, общероссийскую и мировую среду.
Обязательным является включение в образовательный процесс национально-регионального компонента, индивидуально-коллективных, активных форм обучения на основе сотворчества педагогов и детей позволяет более эффективно воспитывать этнохудожественную культуру подростков.
Работа в кружке по вязанию позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества.
Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая связанная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. И дети неистощимы на выдумку они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, как утверждал Л.С. Выготский, что "...стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества».
Кружковые занятия по вязанию ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей и одаренности ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.
Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке по вязанию помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
Библиографический список.
Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
Азаров Ю.Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40с.
Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.
Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59.
Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 354с.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3. – С. 81 – 83.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.
Одаренные дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б.Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 416с.
Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95с.
Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.
Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
Тен К. Б. Летний лагерь как технология организации работы с одаренными детьми / К. Б. Тен // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 86 – 91.
Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школы «Интеллектуально одаренные дети» // Школьные технологии, 2002. – №6. – С.97-105.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.
Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия. 1997. – 78с.
DSCN3971 (2)