Творческий проект по художественному вязанию крючком на тему Крючок волшебник (1 класс)
Отдел образования администрации Кваркенского района Оренбургской области
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Кваркенский Центр внешкольной работы»
по предмету
Раздел: декоративно-прикладное творчество. Тема: «Крючок-волшебник». Автор: Булавкина Наталья Владимировна педагог дополнительного образования
с. Кваркено 2015 год
Содержание.
Организационно-подготовительный этап:……………….. 3 - 5
Описание проекта…………………………………………………………. 3
Основа проекта……………………………………………………………… 3 - 5
Технологический этап…………………………………………………… 6 -33
План проведения проекта.…………………………………………… 6 -32
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта………33
Заключение……………………………………………………………………..33
Организационно-подготовительный этап
Описание проекта.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Вязание крючком – очень полезное и интересное занятие. Это одновременно и радость творчества, и отдых, и расслабление, и медитация…
Умение вязать совершенствует моторные навыки, способствует усидчивости, наукой доказано благотворное влияние вязания на интеллект и стрессоустойчивость.
Всем давно известно, что вязание – очень полезное и интересное занятие. Это одновременно и радость творчества, и отдых, и расслабление, и медитация…
Умение вязать совершенствует моторные навыки, способствует усидчивости, наукой доказано благотворное влияние вязания на интеллект и стрессоустойчивость.
А как интересно, когда из ничего – из ниточки – на глазах вырастает нечто красивое, особенное, твое!
Тот, кто в детстве сумел подружиться с крючком и спицами, остается верен своему увлечению всю жизнь.
Процесс создания игрушек-сувениров очень интересен и увлекателен. Юные вязальщицы легко могут выполнить игрушку-сувенир крючком. Как правило, способы вязки здесь довольно простые: столбики без накида., столбики с накидом. Самое главное – проявить фантазию в отделке готового изделия. И не бойтесь фантазировать и использовать пряжи разных фактур и цветов – это поможет сделать ваши творения неповторимыми.
Основа проекта.
Образовательные стандарты.
Данный проект ориентирован на государственные стандарты по технологии, и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
- освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов и на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми умениями и умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
- развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
- воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
- приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Овладение способами деятельностей:
- умение работать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
- способность работать с разными видами информации: текстами, схемами, таблицами и т. д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
-умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
Освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой.
- работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Дидактические цели проекта.
- Совершенствование навыков и умений вязания крючком;
- Развитие творческих способностей детей, их художественного вкуса;
- Приучение к аккуратности, усидчивости в работе;
- Привитие навыков общественного полезного труда.
Ожидаемые результаты проекта.
После завершения проекта учащиеся смогут:
-В совершенстве владеть основными навыками и приемами вязания крючком;
-Создавать сувениры, мягкие игрушки своими руками.
Актуальность проекта. Творческий проект дает возможность познать технику вязания крючком, также позволяет научиться мастерить и изготавливать изделия, приятные на вид и сделанные своими руками. Связанные сувениры становятся оригинальным подарком и предметом украшения интерьера.
2.Технологический этап.
План проведения проекта.
Знакомство с темой проекта.
История вязания крючком.
Организация рабочего места.
Выбор материалов и инструментов для реализации проекта.
Основные приёмы вязания крючком.
Игольница « Мухомор».
Сувенир «Гордый лебедь».
Пасхальное яйцо.
История вязания крючком.
15240-4445Издавна, стараясь украсить свой дом, разнообразить быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство.
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.
Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.
В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения
В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.
О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции. Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Все девушки Древней Греции, без исключения, почитали Афину за то, что она учила их мастерству рукоделия. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Она гордилась своим искусством и однажды решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, страшной, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня Афина и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов. Но Арахна не послушалась старуху. Соткала она полотно, чтобы представить его на суд всех богов. Но они не признали ее победы. Несчастье Арахны не знало предела, и она не смогла вынести такого позора. Она покончила с собой. Афина, будучи мудрой и милосердной, спасла девушку. Но не оставила ее жить в человеческом обличии, а превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно занят паутиной. Он денно и нощно ткет свою паутину. Но не только в мифах и легендах, но и в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. Так, в древнем Китае из паутинного шелка шили платья.
Организация рабочего места.
При подготовке рабочего места особое внимание следует обратить на освещение. Значение освещения очень велико, оно является составляющей художественного восприятия. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет должен падать на рабочее место с левой стороны. В вечернее время лучше оборудовать двумя видами искусственного освещения: люминесцентный и лампы накаливания так, чтобы люминесцентная лампа создавала рассеянный свет, а лампа накаливания- направленный с левой стороны непосредственно на рабочее место. Продолжительность работы не должна превышать трех учебных часов с обязательным перерывом после каждого учебного часа. Правильно организованное рабочее место способствует более качественному выполнению изделий.
Крючки и материалы, из которых они изготовлены.
При вязании крючком главным инструментом является крючок.
Вязание крючком – интересное занятие, осуществлять которое можно крючками различных видов. Я предлагаю вам ознакомиться с обзором основных видов крючков, узнать, чем они отличаются, и какие крючки лучше выбрать для вязания в том или ином случае.
Длина крючков для обычного вязания колеблется от 120 до 160 мм, а их диаметр составляет 0,5-8мм.
В составе крючка находится стержень (1), головка (2), бородка (3) – смотрите на рисунок. Покупая крючок, убедитесь в том, что его головка не слишком острая, иначе во время вязания вы будете колоть об нее пальцы. Но слишком закругленной она также быть не должна, в противном случае вам будет сложно вводить крючок в изделие. Также проследите, что бородка вязального крючка не рвет нить и хорошо ее удерживает.
Выбор крючка для вязания нужно осуществлять, исходя из того, какой узор вы собираетесь вязать, и нитки какой толщины будете использовать. Вязка петель будет неровной и рыхлой, если вязание выполнялось из тонких ниток толстым крючком. И наоборот – вязка получается излишне плотной, если для вязания применялись толстые нитки и тонкий крючок. Поэтому запомните, что толщина вязального крючка должна быть в 2-2,5 раза толще, чем нить.
материалы, из которых изготавливаются крючки
Крючки для вязания изготавливаются из различных материалов, и зависимости от того, из какого материала сделан крючок, он будет обладать определенными особенностями.
Пластмассовые крючки
Это – самые дешевые и распространенные крючки. Они легкие, удобные в использовании, но может электризовать пряжу, поэтому придется смачивать антистатиком крючок и пряжу. При покупке обращайте внимание на то, чтобы пластмассовый крючок не был слишком гибким.
Деревянные крючки
Деревянные вязальные крючки нечасто применяются мастерицами. Они легкие, но электризуют пряжу. Поверхность крючка быстро покрывается заусеницами, мешающими скольжению нити.
Алюминиевые крючки
Такие крючки удобные, недорогие, не электризуются. Но при этом крючки из алюминия пачкают светлые нитки и пальцы, а из-за мягкости алюминия тонкие крючки легко гнутся, на их поверхности могут появляться зазубрины.
Стальные крючки
Крючки из этого материала можно назвать самыми практичными, а также удобными. Их можно применять для пряжи любого вида. У них нет недостатков, и прослужить такие крючки могут очень много лет.
Костяные крючки
Для вязания костяной крючок подходит просто отлично. Очень хорошо себя проявляет в вязании изделий из шерстяной толстой нити. Но он является достаточно хрупким, поэтому с ним нужно бережно обращаться. Имеет высокую цену.
Комбинированные крючки
Для изготовления таких крючков используются комбинации различных материалов, зачастую их ручка изготовлена из древесины или пластмассы, а сам стержень – из металла. В руке держать подобный крючок очень удобно. Но при покупке комбинированного крючка обратите внимание на то, чтобы место крепления стержня и ручки было не очень узким, иначе крючок может легко сломаться.
Надеюсь, представленная здесь информация поможет выбрать крючок, оптимально подходящий вам.
Основные приёмы вязания крючком.
Воздушная петля.
1. Сложите нитку вдвое, введите в образовавшуюся петельку крючок и, подцепив нитку чуть повыше, вытяните ее вперед в место сгиба так, чтобы образовалась петелька.
2. Зажав полученную петельку между большим и указательным пальцами, подцепите крючком нитку, лежащую на указательном пальце (крючок заходит под нее), приподнимите ее и протяните крючком вперед по пальцу.
3. Захватите нитку крючком и протащите ее через петельку: так образуется первая петелька цепочки, или воздушная петля.
Полустолбик без накида (п/ст. б/н.)
1. Введите крючок во вторую петлю цепочки слева, зацепите крючком нитку.
2. Вытяните петлю.
3. Свяжите столбик, пропустив вытянутую петлю через петлю цепочки и петельку крючка. Связать столбик — значит пропустить вытянутую нитку через все петли, которые есть на крючке.
4. Повторите операцию, начиная с пункта 1, и вяжите до последней петли цепочки.
Столбик без накида (ст. б/н)
1. Введите крючок во вторую петлю цепочки слева, зацепите крючком нитку.
2. Вытяните петлю и снова захватите крючком нитку.
3. Свяжите столбик, то есть пропустите вытянутую петлю сразу через 2 петельки, находящиеся на крючке.
4. Повторяйте, начиная с пункта 1, всякий раз вводя крючок в первую петлю слева.
Двойной столбик без накида (дв. ст. б/н.)
1. Введите крючок во вторую петлю слева, подцепите крючком нитку и вытащите петлю, как в пунктах 1 и 2 столбика без накида.
2. Вытяните петлю и снова захватите крючком нитку.
3. Протяните нитку через 2 петли, находящиеся на крючке.
4. Повторяйте, начиная с пункта 1, всякий раз вводя крючок в первую петлю слева.
Полустолбик с накидом (п/ст. с н.)
1. Введите крючок в первую петлю основания, то есть в третью по счету петлю от крючка, и захватите крючком нитку снизу.
2. Вытяните петлю (на крючке окажутся 3 петли), захватите нитку крючком снизу.
3. Провяжите столбик, то есть протяните нитку сразу через 3 петли, находящиеся на крючке.
4. Повторяйте пункты 1, 2 и 3, начиная всякий раз с первой слева петли основания.
Столбик с накидом (ст. с н.)
1. Выполните приемы 1 и 2 провязывания полустолбика с накидом, захватите нитку, подведя крючок снизу.
2. Пропустите нитку через две из трех находящихся на крючке петель; крючком захватите нитку снизу.
3. Провяжите столбик, пропустив нитку через последние 2 петли, оставшиеся на крючке.
4. Повторяйте, начиная с пункта 1, всякий раз вводя крючок в первую слева петлю основания.
Игольница «Мухомор», «Боровик».
Мухомор
Вам понадобится: 20 г красной пряжи средней толщины, 20 г белой хлопчатобумажной пряжи и 30...35 г зеленой синтетической пряжи, немного белых ниток мулине для вышивки точек на шляпке, синтепон, картон для каркаса; крючок № 2.
Основные вязки: столбики без накида, длинные петли.
Вяжите по кругу, начиная от середины шляпки. Когда шляпка «вырастет» до нужного размера (диаметр 9...10 см), набейте ее слегка, вставьте картонный каркас-круг и, сменив пряжу на белую и постепенно уменьшая число столбиков, свяжите ножку высотой 6 см. Роль подставки играет зеленая лужайка, состоящая из двух круглых деталей одинакового диаметра. По краю верхней детали провяжите один ряд длинных петель, нижнюю выполните столбиками без накида. Между деталями лужайки положите круглый картонный каркас и сшейте эти детали. В ножку гриба вставьте картонную трубку и пришейте его к лужайке. Свяжите гусеницу и пришейте ее к шляпке. Белыми нитками мулине вышейте на шляпке точки.
Боровик
Вам понадобится: 30 г коричневой, 20 г желтой, 20 г светлой толстой шерстяной пряжи, 35 г зеленой синтетической пряжи, картон для каркаса, черные катушечные нитки, набивка; крючок № 3,5.
Основные вязки: столбики без накида, длинные петли.
Вяжите по кругу от середины шляпки так же, как «Мухомор». Аналогично предыдущему описанию свяжите и соберите все остальные детали игольницы. Прежде чем вставить каркас в ножку гриба, вышейте на ней черты лица.
Схема вязания игольниц.
Игольница «Мухомор». Работа учащейся 1 «а» класса Лосевой Ани.
Игольница «Мухомор». Работа учащейся 1 «а» класса Ирмухамбетовой Мадины.
Сувенир «Гордый лебедь».
Сувенир «Гордый лебедь». Работа учащейся 1 «а» класса Ирмухамбетовой Мадины.
Пасхальное яйцо.
Чтобы связать крючком яйцо высотой 8,5 см., нам потребуется:- немного пряжи подходящего цвета (я использовала 100% акрил, 50 гр. = ок. 140 м. ); - крючок подходящего размера (№ 3,5); - наполнитель (синтепон).
Обозначения:
ст. б/н = столбик без накида; в.п. = воздушная петля; с.с. = соединительный столбик; Прибавка = 2 ст. б/н в одну петлю предыдущего ряда; Убавка = пропустить 1 ст. б/н предыдущего ряда, провязать 1 ст. б/н; Чтобы убавки получались менее заметными, рекомендую провязывать их следующим образом:
Описание вязания пасхального яйца:
1 ряд: набрать 2 в.п. и замкнуть в кольцо. Провязать 7 ст. б/н. [= 7 ст. б/н]. Далее вязать по кругу.
2 ряд: * прибавка *. Повторить * 7 раз [= 14 ст. б/н].
3 ряд: провязать ряд ст. б/н [= 14 ст. б/н].
4 ряд: * прибавка, 1 ст. б/н *. Повторить * 7 раз [= 21 ст. б/н].
5 ряд: провязать ряд ст. б/н [= 21 ст. б/н].
6 ряд: * прибавка, 2 ст. б/н *. Повторить * 7 раз [= 28 ст. б/н].
7 ряд: провязать ряд ст. б/н [= 28 ст. б/н].
8 ряд: * прибавка, 3 ст. б/н *. Повторить * 7 раз [= 35 ст. б/н].
9-15 ряды(7 рядов): провязать ряд ст. б/н [= 35 ст. б/н].
16 ряд: * убавка, 5 ст. б/н *. Повторить * 5 раз [= 30 ст. б/н].
17 ряд: провязать ряд ст. б/н [= 30 ст. б/н].
18 ряд: * убавка, 4 ст. б/н *. Повторить * 5 раз [= 25 ст. б/н].
19 ряд: * убавка, 3 ст. б/н *. Повторить * 5 раз [= 20 ст. б/н].
20 ряд: * убавка, 2 ст. б/н *. Повторить * 5 раз [= 15 ст. б/н]. Вложить наполнитель.
21-22 ряды: * убавка *. Повторить * пока отверстие не закроется полностью. Совет: 2-3 последние убавки рекомендую провязывать первым способом. Оборвать нить и спрятать конец нити внутрь.Вязаное яйцо готово!
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.
Для реализации проекта использованы следующие материалы и ресурсы:
Фотоаппарат, компьютер (интернет), принтер, цифровая камера, сканер;
Материалы на печатной основе:
Книги и журналы по вязанию, учебники, методические пособия и т.д.
Другие принадлежности:
крючок, спицы, нитки, иголки, ножницы, синтепон, холофайбер или другой материал для набивки мягкой игрушки, пуговки, бусинки, бисер. На вязание каждой игрушки-сувенира было отведено несколько часов (от 3 до 5 учебных занятий, в зависимости от сложности и размера выполняемой работы), была предусмотрена и самостоятельная домашняя работа.
Заключение.
В заключении хочется отметить, что к завершению проекта учащиеся осваивают технику вязания крючком и в итоге выполняют замечательные вещи, нужные в домашнем быту.
В руки взяла нитки и крючок Раз, и готов уже кружок, Два, есть уже начало, Вовсе я вязать и не устала. Ряд за рядом, круг за кругом, Что-то получается. Посмотрела, как красиво, А ниточка кончается. Я беру другой клубок, Раз, готов еще рядок, Я с крючком давно дружу, Очень я вязать люблю. Я закончила вязать, Начинаю напевать, Радость в сердце у меня, Так работа хороша.