Хохломская роспись. Урок в 5 классе


«Разработка урока по ИЗО»
МАОУ СОШ №4 г. Златоуст
Ф.И.О. учителя: Кабирова Татьяна Сергеевна
Тип урока: Урок приобретения новых знаний
Программа: Неменский «ИЗО»
5 класс
Тема: Хохломская роспись
Учебная задача: 1) Познакомить учащихся с народным промыслом России – Хохлома, формировать навыки росписи в традициях народного промысла.
2) Овладения приёмами и способами создания композиции, ритма завершённого образа.
Цель:
1. Познакомить учащихся с бытовыми предметами расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, особенность росписи.
2. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
3. Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.
Оборудование: для учителя – презентация, наглядности, шаблоны досок
для учащихся – альбом, гуашь, кисточки, баночки для воды.
Методы проведения урока: беседа. практическая работа,
ЭТАПЫ УРОКА:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
. Приветствие. Организация рабочего места.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
На следующий урок вам нужно принести: альбом, гуашь, кисточки разной толщины, баночки для воды, картон черного или красного цвета Записать домашнее задание
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Давайте вспомним, какие росписи мы с вами уже прошли?
Кто может о них рассказать?
Сегодня мы познакомимся с известным промыслом не только в нашей стране но и далеко за её пределами, промысел этот называется “Золотая хохлома”. Эта роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом появилась в 16 веке близ Городца в сёле Хохлома, в Нижегородской (Горьковской) области в городе Семёнове и селе Семине находиться центр создания хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома. < слайд 2 >.
Изготавливалась посуда из липы, берёзы, осины. < слайд 3,4> . промысел как правило был семейным, каждому находилась работа мужчины точили заготовки посуды, Посуду деревянную сушили, затем женщины шпаклевали её белой глиной, грунтовали льняным маслом, посуду шлифовали что бы не было неровностей, а затем олифой натирали пока изделие не заблестит, только потом покрывали алюминиевым порошком. После того как заготовка прошла поэтапную подготовку к росписи её расписывали стойкими масляными красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Вы спросите, а золото то откуда? Оказывается изделие расписанное покрывалось лаком и прогревалось. Лак при нагреве приобретал золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды.
Главным мотивом хохломской росписи < слайд 5 > растительный узор, в основу которого легли стебли, завитки, кудрина, цветы, ягоды, листики. Внимательно присмотритесь что и как мастера делают. Они никогда точно не повторяют один и тот же рисунок.
Роспись “травка” выполняется красным, чёрным цветом < слайд 6> создаётся из элементов осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Все травинки, малые и большие, кудрявиться, не касаясь стебелька “криуля” < слайд 7> , или же собираются к одному общему “корешку”.
Часто в композиции среди изящных стеблей и листочков рассыпаны спелые ягоды <слайд № 8,9,10> малина, крыжовник, смородина, рябина и клубника а дополняют композицию цветок. Эту роспись назвали под листок или травка. Травка – главный мотив хохломской росписи. < слайд 11> ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
 Придумайте интересную форму бытового изделия, например поставца или вазы, тарелки, бокала и т.д. распиши его травным орнаментом с ягодами или цветами, не забудь, что работу начинаем со стебля “криуля” он проводится тонкой, плавной линией, затем располагаем по обе стороны ягоды или цветы. Заканчиваем работу припиской к стеблю травкой и осочкой. < слайд 12,13 > .Самостоятельная работа. Выполнять практическую работу
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Показать лучшие работы. Давайте подведем итог, ответьте на вопросы:
С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Из каких элементов состоит данная роспись?
ИТОГ УРОКА
Урок окончен. До свидания. Собираются
Росписи совершенно не похожи. В каждом регионе свои традиции.