Рабочая программа Пластическая анатомия
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Строительный колледж № 38
(ГБОУ СПО СК № 38)
РАБОЧАЯ программа учебной дисциплины
Основы пластической анатомии
Специальность 100122
Прикладная эстетика
Москва
2015
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией___________________
Протокол № ____
от «__» _________ 20___ г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образовании 100122
Прикладная эстетика
Председатель предметной (цикловой) комиссии
_____________/__________
Заместитель директора по СПО
___________/___________________
Составитель (автор): Медведева Е. Г.
Рецензент:__________ руководитель СП по СПО
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы пластической анатомии
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 100122 «Прикладная эстетика».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: 13456 «Маникюрша», 16470 «Педикюрша», 13138 «Косметик».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать внешние формы фигуры человека и особенности пластики деталей лица;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и термины пластической анатомии;
пластические особенности фигуры и лица человека, формирующие его внешний облик ;
пластическую анатомию опорно-двигательного аппарата человека;
пластические особенности большой и малой форм (головы, лица, кистей, стоп, туловища) фигуры человека;
Основные учения о пропорциях большой и малых форм( головы, лица, стоп, кистей, туловища) фигуры человека;
1.4. Использование часов вариативной части ОПОП
№ п/п
Дополнительные знания, умения
№, наименование темы
Количество часов
Обоснование включения в рабочую программу
1.
Значение документов для оценки проектов косметических салонов
Тема 5.2
2
Повышение качества общепрофесииональной подготовки, углубление знаний.
ИТОГО:
2 часа
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 74 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 49 часов;
самостоятельной работы студента 25часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
74
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
49
Самостоятельная работа студента (всего)
25
в том числе:
внеаудиторной самостоятельной работы
25
Итоговая аттестация в форме контрольной работы, зачета
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины « Основы пластической анатомии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студента
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
Скелет человека
21
Введение
Пластическая анатомия человека; роль и место знаний по пластической анатомии в системе профессиональных знаний.
2
1
Тема 1.1. Строение скелета
Общая характеристика костной системы человека; строение и функции скелета; пластические особенности скелета человека; анализ пластики скелета и ее влияние на внешность;
Отделы скелета: позвоночник, плечевой пояс, тазовый пояс, нижние и верхние конечности, череп.
4
1
Тема 1.2. Строение, особенности и соединение костей.
Соединение костей. Движение костей в суставах.
Форма костей, костная ткань, распределение ткани в кости. Состав скелета малых форм и соединение костей в них: скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей.
Пластика всех отделов скелета, основные формообразующие элементы, пластические точки.
2
1
Тема 1.3 Строение черепа и его пластика.
Общая характеристика скелета головы, особенности соединения костей. Основные функции костей черепа.
Строение мозгового и лицевого черепа. Отверстия лицевого черепа и их пластические особенности. Формообразование головы человека.
Различные типы и формы черепа.
Влияние формы, размера и месторасположения костей черепа на внешность человека.
4
1
Контрольная работа по теме: «Скелет человека»
2
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Схематичные зарисовки скелета, черепа в разных ракурсах.
7
3
Раздел 2. Мышечная система человека
22
Тема 2.1. Мышечная система человека и ее пластика
Мышечная система человека и ее формообразование; мышечная ткань; виды мышц; строение мышц.
Поверхностные группы мышц по малым формам: мышцы туловища (груди, живота, спины, плечевого пояса, свободной нижней конечности).
2
1
Опорно-двигательный аппарат. Положения и движения тела. Координация движений.
Общие сведения об анатомическом анализе положений и движений человеческого тела и особенностей рельефа тела в различных положениях.
4
1
1
Тема 2.2. Мышцы головы и шеи.
Мышцы головы: основные мышцы головы и лица, особенности их строения, крепления и распределения на группы (мимические и жевательные), названия мышц, их расположение и функции.
Основные мышцы шеи, особенности их строения, названия мышц и их расположение.
2
Тема 2.3 Мимика человека.
Мимические мышцы лица, особенности их строения и расположения, функции; Работа мимических лиц: мимика человека, выражение эмоций, характер.
Анализ работы мышц лица по мимике человека.
4
2
Контрольная работа по теме: «Мышцы человека»
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Схематичные зарисовки мышц лица.
8
3
1
1
1
2
1
1
3
2
Раздел 3. Пропорции
13
Тема 3.1 Пропорции человеческого тела.
История изучения пропорций фигуры человека в изобразительном искусстве;
Особенности пропорций большой формы (фигуры в целом);
Понятия «модуль» и «канон» применительно к фигуре человека;
Канон фигуры в разные исторические периоды;
Типы телосложения и типы конструкции;
Средние пропорции мужских, женских и детских фигур и возрастную изменчивость пропорций;
Пластические особенности людей разных рас;
Подход к графическому изображению головы и лица;
Анализ пропорций фигуры;
2
Понятие канона. Единицы измерения канона в различные исторические периоды и в настоящее время (модуль и малая единица модуля).
Каноны Древнего Египта, Древней Греции, античный квадрат, Античный круг, каноны А. Дюрера, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Ф. Мейнера и др.
Закон «золотого сечения» в пластической анатомии.
Влияние осанки и других факторов на фигуру человека.
2
Типы телосложения.
Типы конституции. Прочие классификации сложения фигур.
Средние пропорции мужских, женских и детских фигур.
Возрастная изменчивость пропорций на протяжении жизни человека (от младенчества до старости).
4
Тема 3.2 Пропорции головы человека
Каноны пропорций головы. Соотношение деталей лица.
Элементы лица, влияющие на пропорции: переносица, прикус, профильный (лицевой) угол, ширина и высота лица, ось расположения ушей и спинки носа, линия подбородка, дуга и угол нижней челюсти;
Средние данные пропорций лица.
Сведения из антропологии об особенностях пропорций, форм и пластики лиц людей разных расовых и возрастных типов;
2
Контрольная работа: «Анализ пропорции головы и лица по фотографиям, иллюстрациям, живым моделям»
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Анализ пропорций головы и лица по фотографии.
5
Раздел 4. Части лица
18
Тема 4.1 Пластика деталей лица и кожи.
Особенности деталей лица и кожи.
Пластические точки лица.
Пластика бровей, глаз, ресниц, носа, ушей, губ.
Анализ пластики лица на примерах портретной живописи, портретной фотографии, иллюстраций из журналов; кожа и ее пластика.
Анализ индивидуальных особенностей внешности.
3
Тема 4.2 Мода и детали лица.
Особенности характерных черт лица каждого из изучаемых исторических периодов.
Эстетические идеалы внешности от древности до наших дней. Детали лица и мода;
Анализ пластики лица и моды на примерах портретной живописи.
Анализ индивидуальных особенностей внешности отдельных представителей эпохи.
Расовые типы внешности.
3
Тема 4.3. Пластика стареющей внешности.
Предмет изучения науки геронтологии; возрастные изменения человека: кожа, детали лица.
Локализация изменений внешности на лице.
Особенности внешности разных возрастов: юность, зрелость, старость.
Внешние признаки старения организма.
3
Тема 4.4 Основы коррекции внешности.
Формы лица: квадратное, круглое, ромбовидное, прямоугольное, овальное, треугольное, трапециевидное, грушевидное).
Пластика лица. Значение формы лица.
Подход к подбору макияжа с учетом формы лица; возможности визуальной коррекции формы лица с помощью макияжа.
2
Контрольная работа: «Анализ особенностей внешности по фотографиям, иллюстрациям, живым моделям».
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Анализ особенностей внешности по фотографии.
5
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Рисунок и живопись».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий « Основы пластической анатомии»;
- модель скелета человека;
- череп человека;
- модель мышечной системы человека.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Лысенков Н.К., Карузин П.И., Ульман Э. Пластическая анатомия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Издательство: АСТ : Астрель, 2008.
Барчаи Е. Анатомия для художников. Издательство: Эксмо-Пресс, 2008г.
Джованни Чиварди Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела. Издательство: Эксмо-Пресс, 2008 г.
Павлов Г. Г., Павлова В. Н., Павлов Г. М. Пластическая анатомия, Издательство: Джангар, 2008 г.
Ли Н. Основы учебного академического рисунка, Издательство: Эксмо . 2008
Симблет С., Анатомия для художника, Издательствоа: АСТ, Астрель, 2009
Михайлов С.С., Чукбар А.В., Цыбулькин А.Г., Анатомия человека. В 2 томах.Издательство : ГЭОТАР-Медиа,2011.
Дополнительные источники:
Флинт Т, Анатомия для художников. Издательства: АСТ,Астрель, 2004
Ли Н.,Голова человека.Основы учебного академического рисунка., Издательство: Эксмо, 2009
Васютинский Н.А. Золотая пропорция., Издательство: Диля, 2006
Гордон Л., Рисунок. Техника рисования человека в движении. Издательство, Эксмо-пресс, 2004
Чиварди Д., Практическая энциклопедия художника. Издательство, Эксмо, 2005.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и тестирования, а также выполнения студентами самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих
компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Анализ внешних форм тела человека и особенностей пластики деталей лица;
пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности;
делать зарисовки фигуры и лица человека.
Знания:
основные понятия и термины предмета «Пластическая анатомия»;
строение человеческого тела, включая скелет, основные мышцы и кожные покровы;
пропорции тела и лица;
возрастные изменения внешности человека и методы их корректировки;
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 115