Методика организации работы туристического кружка на основе скаутской системы



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЁЖНЫЙ ЦЕНТР»
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ











Методика организации работы туристического кружка
на основе скаутской системы.











Автор:
Ефимов Сергей Петрович
педагог дополнительного образования





Симферополь
2016
Пояснительная записка

Данная методика организации работы туристического кружка на базе скаутской системы "малые группы или патруль" применяется ее автором и руководителем туристического кружка Республиканского Центра Детского и Юношеского Творчества (Дворец Пионеров) г. Симферополя с 1992 г. Теоретические знания о Скаутинге автором методики получены при изучении скаутской литературы, см. [1]-[17].
Теоретические и практические навыки Скаутинга были получены на:
- семинаре "Что такое Скаутинг", г. Москва, 1992;
- семинаре "Скаутинг в России", г. Санкт-Петербург, 1994;
- конференции "Всемирная организация скаутского движения", Ялта, 1995;
- международных скаутских слетах, Познать, Польша, в 1997;
- международных скаутских слетах, Хайдельберг, Германия, 1996, 1999;
- скаутское джембари в Крыму "Длинное копье", 1991, 1992, 1994(Ассоциация скаутов Крыма);
- Международный скаутский лагерь "Встреча друзей" ассоциации скаутов Украины, Перевальное, Крым,1998, 2000, 2001, 2002, 2005.
- Международный скаутский лагерь «Скалы у моря» YMCA, Крым, 2005.

Исторический обзор
Впервые о скаутинге заговорили в Англии в 1907 году, когда лорд Баден-Пауэлл организовал лагерь для 22 мальчиков на острове Браунси. В России в 1908 году выходит перевод книги Баден-Пауэлла «Юный разведчик». А уже в следующем году молодой офицер Олег Пантюхов собирает первый патруль под названием «Бобр», и 30 апреля 1909 года считается днем рождения скаутинга в России. Сейчас скаутинг это огромное движение – более 16 миллионов человек в 150 странах мира. Что же стало причиной такой популярности? Что так притягивает миллионы девчонок и мальчишек в скаутинг?
Заповеди скаутов вобрали в себя всю мудрость, накопленную человечеством за историю: быть честным и правдивым, веселым и скромным, быть рыцарем, защитником бедных и слабых, бороться со злом в мире, жить для других, быть завтра лучше, чем вчера. Скаутинг открыт для всех, вне зависимости от веры или расы. Он не представляет и не должен представлять какую-либо политическую партию или организацию. Вместе с тем скауты вносят посильный вклад в развитие своего общества, своей страны.
В советское время скаутская система была заменена на пионерскую, т.к. пионерские отряды неизбежно должны были отказаться от скаутской этической основы: приверженности христианским ценностям, смешного для советского уха принципа «рыцарского отношении к окружающим», настроя на воспитание личной доблести и т.д. В пионерских отрядах на первое место ставилось воспитание коллективизма, чувства "локтя" товарища, преданности идеалам социализма. Малые по численности скаутские отряды заменили многотысячные пионерские лагеря и военно-патриотические игры "Зарница", "Орленок", и т.д.
В начале 90-х годов скауты снова появились в России, выйдя из забвения и запрета; тысячи мальчиков и девочек, молодых и не очень молодых людей по всей России одели скаутскую форму, дали Обещание «исполнять свой долг перед Богом и Родиной и жить по законам скаутов...»
Идея скаутинга предполагает, что помимо хорошего образования ребенка должно существовать и хорошее воспитание (не только в бытовом понимании). Это значит, что ребенок находится в некоей сфере интересов, соответствующих мировоззрению родителей, с себе подобными детьми и взрослыми. Такая сфера может быть в виде спортивного клуба, хобби-центра, общественной организации.
Скаутская группа, патруль один из наиболее педагогически апробированных, традиционных «клубов общения» детей-скаутов, взрослых-скаутов, родителей. Игра в разведчиков-скаутов дает возможность физического и духовного развития детей, самоутверждения и гражданской активности взрослых. Во многом эта «идеализированная картинка» из жизни скаутов не совсем соответствует российской действительности. Опыт показывает, что существующие уже детские кружки, клубы, секции с трудом вживаются в работу скаутской организации. У них уже есть свой опыт, круг общения, устои и масса другого, что не совсем удачно сочетается со скаутингом. Подчас лучше не делать опрометчивого шага и не становиться из хорошего туриста «плохим» скаутом.
Цель методики
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи
В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике и физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.
В области физической подготовки:
- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
- изучение в течение учебного года соответствующих навыков по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.
С учётом возрастной периодизации для занятий зачисляются учащиеся с 5-го по 11-й классы. Можно начинать заниматься с любого возраста предложенных классов. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний

Средства


Некомандные элементарные спортивные игры

- ориентирование на местности: компас, азимут, измерение расстояний, ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов, топографические знаки, топографическая карта. Используются игры:
"Север, юг, запад, восток". По компасу или по солнцу указывают играющим стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Затем громко называют какую-либо сторону горизонта, например "север", а все играющие должны быстро и четко сделать поворот, став лицом к северу. Кто ошибается, получает штрафное очко (приседание 5 раз). Руководитель называет другие стороны горизонта. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

"Наблюдатели". Во время прогулки группа делает привал в таком месте, откуда в одну сторону видны разнообразные местные предметы (столбы, дома, кусты и т.д.) В течении минуты ребята внимательно рассматривают ландшафт, стараясь запомнить все детали, а потом поворачиваются к нему спиной. Руководитель задает им различные вопросы относительно того, что они сейчас наблюдали.

"Опоздал - шаг назад". На земле проводятся параллельные линии на расстоянии одного шага. На первой линии выстраиваются члены группы по росту. По команде "Разойдись" играющие разбегаются по площадке, после чего подается команда "Становись". Кто остается последним, тот делает шаг назад на 2 линию. Затем игру повторяют. Выигрывает тот, кто остается на первой линии после проведения игры 5-7 раз.

"Маскировка". Руководитель стоит спиной к группе. Ребята прячутся в кустах, за деревьями и по сигналу руководителя начинают незаметно к нему подбираться. Руководитель дает знак свистком. Дети должны "замереть" и тот ребенок, которого руководитель повернувшись увидит - выбывает из игры.

Игры, переходящие в командные

"Поиск клада". В этой игре участвует вся группа. До начала игры руководителю следует тайно спрятать клад, например, банку сгущенки и необходимо начертить точную карту лагеря и сделать копии по количеству участвующих команд. Каждая группа получает карту, на которой указан маршрут с азимутами и расстояниями до клада. По команде руководителя начинается поиск "клада".

"Картографы". Группа получает план-карту местности лагеря, на которой обозначены особо важные объекты (палатки, кострища, источник воды и т.д.) на которые заранее прикрепляются таблички со схематичными обозначениями. Объекты посещаются в строгой последовательности, указанной на карте. При посещении объекта записывается его название и зарисовывается схематичное обозначение, на нём укрепленное. Оценивается скорость прохождения дистанции и наличие схематического изображения. Целью игры является знакомство с территорией лагеря и ближайшей к нему окрестностью.

"Отгадай животное". Руководитель одному из ребят предлагает жестами показать животное, а ребята должны его угадать. Цель игры - создание доброжелательной и дружеской атмосферы в туристической группе. Селфи и видеосъемки приветствуются.

"Освобождение партизан". "Неприятель" на территории лагеря сторожит пленных партизан, находящихся в закрытых палатках. Охранники размещаются по периметру лагеря, но к самому лагерю они приближаться не должны; им разрешается передвигаться в радиусе 30-50 м от своей стоянки. Эту границу следует условно обозначить, например, условными знаками на стволах деревьев, чтобы их было видно всем играющим. Каждый из партизан может за одно проникновение в лагерь для пленных освободить только одного заключенного, для чего ему нужно передать какой-либо предмет (заранее предметы раздаются партизанам). Через оговоренный промежуток времени охранники и партизаны собираются в лагере. Победил тот, кто освободил больше "партизан". Цель игры - военно-патриотическое воспитание. Игру лучше проводить в местности, где в годы ВОВ было активно партизанское движение.

Командные элементарно-спортивные игры

"Перетягивание каната".

"Наведение переправы". В походе в лесу на пересеченной оврагами местности старшие ребята между деревьями натягивают канат. Ребята, предварительно сгруппированные в команды, на время перебираются по канату от одного дерева к другому, используя страховку и самостраховку. Цель игры: отработка туристических навыков.
"Ночной поиск". Возраст: старшеклассники. Местность: лесистая, пособия: квадраты из белой бумаги или флуорисцентной бумаги. Руководитель игры размещает днем в разных местах леса квадраты из бумаги. Присутствующие при этом отмечают для себя размещение каждого знака. С наступлением темноты играющие собираются в определенном месте и отсюда идут искать знаки по своим записям. Побеждает тот, кто в установленное время принесет большее количество знаков. Цель: развитие памяти, наблюдательности, ориентирование на местности и волевых качеств.
"Водная эстафета". При посещении водоемов (море, озеро) группа делится на команды и по сигналу руководителя, каждый из участников преодолевает некоторое расстояние (25 или 50 метров в зависимости от возраста) вплавь и передает эстафетную палочку другому участнику своей команды. Побеждает команда, которая быстрее прошла эстафету. Перед проведением эстафеты необходимо выяснить навыки плавания каждого из участников эстафеты, провести инструктаж по правилам поведения на водоемах. Цель: развитие выносливости, закрепление основных навыков поведения на водоемах, воспитание коллективизма.




Методы
Общепедагогические
Я использую в своей работе наглядный метод (демонстрация иллюстраций, фотографий природных и культурно-исторических объектов ) , словесный (объяснение сбора палатки, разведения костра, рассказ, беседа по изучаемой теме, инструктаж перед походом), работа с книгой (изучение топографических знаков и определение рельефа местности по карте), видеометод (просмотр видеороликов по туристической тематике, выполнение тестов, просмотр и обсуждение видеороликов МЧС России).
На своих занятиях широко использую практический метод. В походных условиях дети получают умения и навыки по туристической подготовке.
Специфические методы
Скаутский метод - это прежде всего комплекс поведения. Скаут принимает на себя ответственность выполнять и следовать таким обязательствам как:
- Долг перед богом;
- Долг перед другими;
- Долг перед самим собой.
Все элементы скаутского воспитания направлены на формирование духа выживания в окружающем мире.
Педагогика Скаутинга базируется на учете таких элементов как игра, малая группа, природа, ответственность и удовольствие.
Не все элементы скаутского метода можно напрямую перенести на нашу отечественную культуру воспитания детей. Крым является одним из наиболее много конфессиональных регионов России. Причем, практически все, из представленных в Крыму традиционных религиозных конфессий, а это православные, мусульмане, христиане армяне и др. имеют традиции общественного и семейного воспитания весьма далекие от англо-саксонских культурных и религиозных традиций, доминирующих в Скаутинге. Кроме того, много детей приходят "записываться" на занятия из семей, придерживающихся атеистических позиций. Таким образом, цель скаутинга "дать детям религиозное воспитание" данной методикой не практикуется. Беседы на религиозные темы руководителем не проводятся, а возникающие в среде детей - не приветствуются. Упор делается на общность интересов среди детей, а не на их различия, прежде всего носящие религиозный характер.
Аналогично, "исправлять недостатки и пороки детей и молодежи", что так же является одной из целей Скаутинга, вряд ли можно считать задачей внешкольного образования. Это прежде всего ответственность семьи ребенка, профессиональных психологов. В туристический кружок принимаются все желающие. Не делаются различия между детьми по уровню успеваемости в школе, благосостоянию и социальным различиям. Замечено, что в туристическом кружке задерживаются на годы дети, имеющие проблемы в классных коллективах по месту учебы. Они для себя находят новых товарищей, не чувствуют себя отвергнутыми, прежде всего по тому, что на них никто не ставит клеймо "трудновоспитуемый". В каждом ребенке находятся хорошие качества, которые будут востребованы в новом коллективе. Тем не менее, наличие медицинской справки о физическом состоянии здоровья - обязательно. Что бы лучше понять особенности личности каждого конкретного ребенка, прежде всего первого года обучения, к практическим занятиям привлекаются их родители, которым предлагается принять участие в походах, лагерях, экскурсиях.
Символическая основа Скаутинга – это система символов, олицетворяющих воспитательное предложение скаутского движения, для определенного возрастного диапазона. Символическую основу Скаутинга составляют: cкаутская эмблема, скаутский девиз, скаутский знак приветствия (салют), скаутское рукопожатие, скаутский галстук и скаутская форма.  Этот метод не применятся в данной методике, т.к. большинство детей, занимающихся в туристическом кружке, как правило, из малообеспеченных и многодетных семей. Материальные затраты на приобретение формы и скаутской атрибутики для них непосильны. А без формы и соответствующей атрибутики, приветствия и другие внешние проявления скаутского движения выглядят неуместно.
Хорошо в работе туристического кружка зарекомендовали себя следующие элементы скаутской методики:
Обучение через дело
предполагает вовлечение детей в разнообразные виды практической деятельности и приобретение  ими специального опыта, благодаря стимулированию руководителем и старшими товарищами их активности и самостоятельности в этой деятельности.
«Поддерживайте потребность ребенка к делу, развивайте ее в правильном направлении и позвольте ему действовать так, как он считает нужным. Позвольте ему совершать ошибки; таким образом, он приобретает необходимый опыт». (Баден Пауэл)
Обучение через дело предполагает, что все, начиная от сбора рюкзака до обустройства лагеря, дети делают сами. На теоретических занятиях руководителем ставятся вопросы:
- Чем мы будем заниматься в походе, лагере. Какова цель похода?
- В какой местности? Каким транспортом можем добраться? Каков пешеходный маршрут?
- Какие препятствия мы должны преодолеть? Какое групповое снаряжение необходимо взять.
Ответы на поставленные вопросы обсуждаются всем детским коллективом в виде дискуссии или мозговой атаки. Принимаются решения о распределении обязанностей.
Практическая реализация решений, принятых детьми на теоретических занятиях, основывается на детском самоуправлении. Самостоятельно, учитывая возрастные и физические особенности, делается все: собирается личное и групповое снаряжение, приобретаются проездные билеты. По прибытии, подбирается место для лагеря, разбиваются палатки, ищется место для костра, мусорной ямы, сушки одежды и т.д. Младшие дети выполняют наиболее легкую часть работы (собирают хворост, очищают территорию лагеря от мусора). Девочки заботятся о приготовлении пищи. Старшие ребята оборудуют костровое место, обеспечивают доставку пресной воды, контролируют младших и смотрят за порядком в лагере.
Система патрулей (малые группы)
Когда-то Баден Пауэл сказал: «Патрульная система есть одно из больших существенных преимуществ и достоинств скаутской работы в отличие от всех других детских организаций». Патрульная система не может включаться или выключаться по желанию руководителя, но создается его усилиями. Правильно поставленная, однажды «запущенная» работа будет наилучшим способом тренировки скаутов и единственным способом организации работы отряда и патруля.
Почему "малая группа"? У этого метода есть естественная основа - дружба. Ребенок имеет обычно одного, двух, реже трех и более друзей. Школьное воспитание ориентируется на класс, как одно целое. Опытный педагог (классный руководитель) не допустит возникновения в своем классе различных групп (часто группировок) учащихся. Во внешкольном же образовании, когда контакты руководитель-дети, дети-дети носят менее регулярный, чем в школе, характер, организация детского коллектива малыми группами более целесообразна. Проще осуществлять контроль, когда один (старший в группе) знает где находятся и чем заняты другие члены его группы, поддерживая непосредственный контакт с ними по телефону или через интернет. Малая группа (патруль) - это круг единомышленников, имеющих общие интересы, как правило близкие по возрасту ребята, всегда поддерживающие задумки и действия своих товарищей. Достаточно заинтересовать одного члена такой группы, и это станет их общей идеей, которая получит развитие и будет предложена всему отряду.
Обычно малая группа (патруль) сами выбирают себе имя, например, "волки", "белки", "рыси" и т.д. Ребята самостоятельно изготавливают вымпел своего патруля с изображением, ассоциирующимся с его названием. Выбирается командир патруля. Обычно им становится наиболее опытный и авторитетный член группы, которому доверяет большинство ребят. Ему же и достается большинство "шишек", если патруль сорвал выполнение какого-либо задания. Непосредственно в лагере патруль размешается в одной или двух палатках. За ним закрепляется прилегающая к палаткам территория за санитарное состояние которой они несут ответственность. Проще реализуется принцип состязательности: "у кого чище территория", "кто быстрее поставит палатку", "в чьих палатках лучше порядок" и т.д. Так же и родители детей более спокойно относятся к походам, зная, с кем в одной палатке живет их ребенок.
Игра как скаутский метод
Теория игры разработана достаточно давно и широко применяется в практике воспитания. Понятия "Скаутинг" и "Игра" - единое целое. Психологи считают, что, если деятельность содержит элементы игры, она имеет наиболее эффективные результаты.
Игра - это фактор, который помогает личности открывать для себя окружающий мир.
Игра разрешает конфликты личности с окружающим миром.
Игра способствует развитию физического, интеллектуального, социального потенциала личности, ее эмоциональной сущности.
В данной методике, как наиболее подходящие к содержанию работы туристического кружка, используются следующие скаутские игры:
Проверка ловкости. Требуется стул и спичечный коробок. Играет любое количество человек. Поставьте коробок на ребро за правую заднюю ножку стула. Игрок должен взять коробок зубами, оставаясь на стуле. Если он упадет или заденет пол, он проиграл. Игра рекомендуется для помещения.
В магазине. Игроки сидят в кругу, лидер начинает игру, называя 2 вещи (одну носят выше талии, другую ниже талии), которые он хочет купить в магазине за углом, Игроки по очереди говорят, что они хотят купить. Их выбор будет правильным, если эти вещи надеты на их соседях - то, что носится выше талии - на соседе справа, то что носится ниже талии - на соседе слева. Сколько времени пройдет, пока игроки научатся делать правильный выбор?
Загадочные числа. Требуется несколько небольших палочек. Лидер выстраивает из палочек загадочную и непонятную фигуру и говорит, что какое-то древнее племя так писало цифру 4. Потом он строит другую фигуру - это цифра 5 или какая-то другая. Игрокам предлагают “написать” цифры от 1 до 10, а лидер говорит, правильно или нет они это делают. Секрет не в том, как уложены палочки, а в том, сколькими пальцами игрок касается земли, когда называет число. Как быстро игроки разгадают секрет?
Хлопки. Лидер просто-напросто просит всех присутствующих повторять за ним и хлопать в ладоши, когда хлопает он. Лидер поднимает руки над головой и хлопает в ладоши, иногда он просто делает вид, что хлопает или резко останавливается. Как много игроков попадет на эту уловку? Эта игра помогает расшевелить и увлечь присутствующих на костре, песенном вечере и т.д.
Перенеси. Для этой игры нужно довольно много места. Расположите на поляне или пляже несколько пунктов-остановок. На каждом таком пункте находится по четыре человека с мячом. Одновременно со всех играющих начинают переносить мяч с одного пункта в другой, для этого их лучше Предварительно пронумеровать. При этом для того, чтобы перенести мяч нужно приложить максимум изобретательности, т.к. нельзя нести мяч в руках и нельзя пинать его. Затем эти двое передают свой мяч без помощи рук, конечно, двум игрокам на другом пункте, а сами остаются ждать, пока им принесут другой мяч два их сотоварища. И затем они двигаются дальше. Для более увлекательной организации этой игры можно сформировать команды из 3 или 5 человек, расположив их в разных пунктах. Эта игра может быть организована на снегу или песчаном пляже, чтобы придать больше веселья. В качестве соперников лучше брать существующие малые группы (патрули), что бы придать игре более состязательный характер.
Существует множество скаутских игр. Их описание можно найти в литературе: [3], [6], [9],[10], [12], [17].
Жизнь в гармонии с природой
Основатель скаутского движения Баден Пауэл всячески отрицал, что создает военизированное движение для подростков и уверял, что просто учит их выживать на природе и не болтаться без дела. В его книге есть немало отрывков по которых хорошо понятно, почему все государства ухватились за идею скаутинга и моментально начали внедрять его: выживание в дикой природе сродни воспитанию универсального солдата.
Данная методика под "жизнью в гармонии с природой" предполагает проведение мероприятий на открытом воздухе, в контакте с природой, когда каждый шаг нужно совершать ответственно, в заботе об окружающей среде. Близким по духу является волонтерское движение защитников окружающей среды. Маршруты предполагаемых походов и снаряжение подбираются с расчетом нанесения минимального урона природе. Лучше использовать уже существующие стоянку и кострище, чем создавать новые; собирать хворост и валежник, а не рубить "живые" деревья. При разбивке лагеря перед старшими группы необходимо ставить вопрос о местах сбора мусора и его дальнейшей утилизации. Как лучше поступить? Сжечь и закопать мусор или унести его с собой в целлофановых мешках. А как быть, если стоянка уже ранее сильно замусорена. Между группами детей можно провести конкурс: кто соберет больше мусора и вынесет его из леса. Еще одно направление для состязательности между группами детей: кто лучше очистит близлежащий родник. Природа Крыма уникальна. Лагерь, игры, соревнования не должны наносить урон насекомым, растениям, птицам, деревьям. Каким образом? В каждом конкретном случае могут использоваться разные решения, например, не разводить костер под низковисящими ветками, соблюдать режим тишины, не разбивать лагерь вблизи муравейников и т.д.

Формы организации образовательного процесса
- занятия в клубе (помещении) по основам туристической техники (теория)
- занятия в клубе (помещении) по основам туристической техники (практика)
- занятия по развитию физической культуры (элементарные физические упражнения) возле помещения клуба (тропа здоровья "Салгир") и во время походов (регулярно).
- туристические походы (одно- и многодневные). Цель: практическое применение умений и навыков, полученных на теоретических занятиях.
- туристические слеты. Городские. Цель - обмен опытом.
- туристические праздники. Городские. Цель - демонстрация основных навыков и умений по туртехнике. Пропаганда здорового образа жизни, развитие интереса к туризму среди подростков.
- участие в городских общественных мероприятиях (день защитника отечества, день России, и т.д.) Цель: патриотическое воспитание, пропаганда среди населения здорового образа жизни
- досуг (посещение краеведческого музея, аквариума, поездки летом на море, экскурсии по историческим местам Симферополя и Крыма
- Неаполь-скифский, Пещерный город "Бакла" (однодневный маршрут). Цель - изучение истории Крыма, исторических достопримечательностей Симферополя

Результат
Данная методика адаптации лучшего опыта, наработанного скаутским движением за более чем 100 лет по воспитанию подростков в гармонии с природой, в применении в наше время и к реалиям нашего общества позволяет:
- воспитывать ответственных и достойных граждан своей страны;
- способствовать развитию детей, раскрывая в полной мере их физический, интеллектуальный, общественный и духовный потенциал;
- воспитывать бережное отношение к природе, формировать экологическую культуру личности.

Литература
1. Баден Пауэль. Юный разведчик Санкт-Петербург , 1908г.
2. Баден Пауэль. Настольная книга скаута. М.Изд-во «Русская книга», 2001.-368 с.
3. Бондарь Л. А. Скаутинг. - Женева: ВОСД, 1993, 176 с.
4. Волович Б.Ч. Академия выживания. – М.: Мысль, 1996, 270 с.
5. Жуков И.Н. Русский скаутизм. - Санкт-Петербург , 1916г.
6.Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания. - М.: ЭКСМО, 2003.– 488 с.
7. Кудряшов Б. А. Энциклопедия выживания. - Краснодар: Кубань, 1996.– 384 с.
8.Кучин В.Л. «Скауты России» -М.: Мысль, 2008.– 120 с.
9. Несевря В.А. Простые рекомендации.- М.: Гало, 1994. – 47 с.
10. Несевря В.А. «Чтобы скаутский лагерь был успешным».- М. Гало, 1992. – 67 с.
11.Пантюхов О.И. Памятка юного разведчика. - Санкт-Петербург , 1911г.
12. Пантюхов О.И. Бой-скауты. - Санкт-Петербург , 1914г.
13.Попов В.А. Бой-скауты. – Москва,1917 г
14. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности.- М.: АСТ, 1997.– 450 с.
15. Степанов Н.Г. Крым многонациональный.- Симферополь: Таврия, 1998.– 90 с
16 . Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности.- Д.: Сталкер, 1997.- 123 с.
17. Черных В. К.Скаутский лагерь.- М.: Изд. ИИ, 2000.– 96 с.








Методика организации работы "малыми группами" на базе скаутской системы стр. 13 PAGE 14915



Заголовок 1 Заголовок 215