Конспект урока по ОРКСЭ на тему Образцы нравственности в культуре Отечества


Модуль «Основы светской этики»
Урок 26
Образцы нравственности в культуре Отечества
Учитель начальных классов: Шашаева Наталья Юрьевна
Цель урока: познакомить с понятиями «образцы нравственности», учить определять их соответствие явлениям повседневной жизни.
Планируемый результат: знание учащимися норм нравственности, культивируемых в России, желание и стремление им соответствовать.
Оборудование: учебник, текст художественного произведения.
Ход урока
1. Организационный момент.
I Стадия вызова
2.Выявление проблемы
Россия — великая страна. Наша страна обладает великим культурным и нравственным потенциалом.
Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции.
- что такое «культура»?( Слово появилось в Древней Греции, означало «возделывание земли». В русском языке слово «культура» употреблялось в 2-х значениях: 1)хлебопашество, земледелие 2)образованность. У каждого народа , каждой страны своя культура.)КУЛЬТУРА – это (включает в себя предметы человеческого труда- МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА; а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура)
КУЛЬТУРА – нравственные, моральные ценности, умения, знания, образцы, традиции.
УЧЕБНИК СТР. 54 (поработать с понятием культура) выйти на нравственность
-Вспомните, что такое нравственность?
НРАВСТВЕННОСТЬ - это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
-На каких вечных ценностях основаны культурные традиции? ДАТЬ ОТВЕТИТЬ ДЕТЯМ ПОТОМ СЛАЙД ( добро, честь, справедливоть, милосердие, совесть)
- Одной из составляющих культуры любого народа являются нормы и правила, регулирующие поведение людей. Это особые образцы, (на которые равняются люди во всех странах мира)
- Как вы понимаете слово «образец»? (пример для подражания)
-- Где в жизни вы сталкивались с образцом?
Во время работы на уроках вам часто предлагают возможность воспользоваться образцом, например, для изготовления поделки, для правильного оформления записи решения задачи, для выполнения морфологического разбора слова. (ПРИМЕРЫ ДЕТЕЙ: учёба, в жизни-подвиги)
- А как вы думаете, существуют ли особые образцы нравственности в культуре России, нормы, которым следует каждый человек именно в нашей стране?
Если дети отвечают, поддержать ответ детей……………………………
-На этот вопрос сегодня ответим на уроке. Исходя из вопроса, сформулируем тему урока
2. Открытие нового знания и формулирование темы урока.
« ОБРАЗЦЫ НРАВСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ ОТЕЧЕСТВА»
-Широка и необъятна наша страна, она пример великих достижений, сокровищница знаний, но главное её богатство- люди, люди мировой величины. Все они приумножают славу своей Родине.
Люди мировой величины: Петр 1, А.Невский, А.В.Суворов, Дмитрий Иванович Пожарский и Кузьма Минин, И.П.Павлов, М.И.Глинка, Майя Плисецкая, Виктор Васнецов, Федор Шаляпин, Андреян Захаров, М.Маклай, М.В.Ломоносов, А. Ахматова, В.Маяковский и мн.др. Все они много трудились, горячо любили свою Родину, защищали ее и воспевали в своих произведениях. Эти люди оставили след в истории развития своей страны и всего человечества (СЛАЙД)
-Кого вы можете назвать на слайде?
3. Стадия осмысления
РАБОТА С ТЕКСТОМ «КОЛЫБЕЛЬ» (на партах у каждого лежит текст)
Работа с текстом «Колыбель»1)вопрос до ознакомления с текстом: Почему так называется рассказ?2) чтение учащимися текста вслух3)ответ на вопрос: Почему так называется рассказ?4)Найдите строчки, где говорится о культуре народа?5)Как вы думаете, что хотел показать В.А.Сухомлинский этим рассказом?6)В каких строчках выражается основная мысль текста?
7) Совпала ли идея текста с нашей мыслью?
- О каком образце нравственности говорится в тексте? (патриот)
- Кто-то из вас знает, кого называют патриотом? УЧЕБНИК стр. 54
(ПАТРИОТ-человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги)
- Рядом с нами живёт много людей, которых мы, можем назвать патриотами. Кто они?
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
-наши дедушки и прадедушки участники Вов
- наши родные, которые много лет проработали врачами, учителями, строителями, железнодорожниками…..
ЗАПИСАТЬ НА РАБОЧИЙ ЛИСТ ВНИЗУ
(ПАТРИОТИЗМ- это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.
ПАТРИОТ- это воин и труженик, человек любящий своё Отечество.)
ВЕРНУТЬСЯ К ТЕКСТУ?
-А ещё какие образцы нравственности мы встретили в тексте?
ТРУЖЕНИК
- Какое определение труженика даёт автор учебника?
(ТРУЖЕНИК- трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа.)
-ДОСКА ОБЫЧНАЯ выбрать качества, которые характеризуют ЧЕЛОВЕКА _ ТРУЖЕНИКА ЗАПИСАТЬ НА РАБОЧИЙ ЛИСТ
--Без трудовой деятельности не были бы созданы материальные и духовные ценности, которым располагает сегодня общество. Труд человека, его результаты всегда ценились в обществе. Всегда ценились нравственные качества- трудолюбие, дисциплинированность, ответственность.
- Сколько сложено пословиц и поговорок о труде и трудолюбии. (НА ЛИСТАХ, ГДЕ ЗАПИСАН ТЕКСТ ПОД ТЕКСТОМ ДАНЫ ПОСЛОВИЦЫ)
--Выберите пословицы, которые относятся к человеку – труженику, зачитаем, проанализируем (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
-Но не всегда на нашей земле было мирное время.. были и … войны!!!!!!
ПОСМОТРИТЕ НА СЛАЙД (репродукции картин А.П. Бубнов «Утро на Куликовом поле», Н.С, Присекин «Севастопольцы» богатыри , памятник Бредову)
- Посмотрите на репродукции картин, что объединяет всех героев этих картин, живших в разное время? ( защищали свою землю, свою страну, Родину, Отечество)
- Кто они? (ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА)
- Как можно назвать одним словом… (ВОИН)
- Россия всегда гордилась своими защитниками, гордимся ими и мы.
Народы России всегда прославляли ВОИНА - защитника Отечества. Воины наделялись разными добродетелями. Вспомните былинных богатырей земли Русской. Они остаются нравственным ориентиром, потому что защищали родную матушку - Русь, свой народ, не щадя своей жизни
-А кого можно назвать воином?НЕ ЗНАЮ НУЖНО ЛИ? (примеры детей)
ВОИН – защитник Отечества.
-- Почему воин является образцом нравственности?
ОТВЕТ: Они являются нравственными идеалами, потому что защищали родную землю, свой народ, не щадя своей жизни.
УЧЕБНИК определение в учебнике стр. 54 рассмотреть иллюстрацию
- А воина можно назвать патриотом? (ОТВЕТЫ детей)
- ВЫБЕРИТЕ КАЧЕСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВОИНА (КОГО)_ТО ЕК ДОСКЕ)
-Какой труд даёт более высокий результат: индивидуальный или коллективный? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ КОЛЛЕКТИВОВ? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
----Мы с детства учимся жить в коллективе, сначала это детский коллектив дошкольного учреждения, затем школьный коллектив, студенческий, а потом и производственный. В нашей стране принято заботиться друг о друге, принимать близко к сердцу все, что происходит с коллективом. Сообща легче справиться с трудностями, стоящими на пути. Чувствовать поддержку своей страны, своих товарищей, семьи – значить быть сопричастным к сильному коллективу, мощной державе.
- Человек, который трудится на благо своей страны в коллективе, как его можно назвать? (КОЛЛЕКТИВИСТ)
КОЛЛЕКТИВИСТ – заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным. УЧЕБНИКстр.55
- Коллективизм- ещё одна важная черта нравственности россиян--------?????
- А теперь попробуйте найти образцы нравственности из перечисленных ниже понятий (СЛАЙД)
Порядочность Терпимость
Стойкость патриот
Труженик врач
Мужество поэт
Строитель старательность
Воин коллективист
- К образцам нравственности относят ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ
МЫ назвали великолепные человеческие качества, которые могут служить образцами нравственного поведения для любого человека. Вы назвали ценности, которые помогают человеку стать лучше – духовно и нравственно более совершенным. Вот, например: патриотизм, коллективизм, человек-труженик, воин.
Первичное закрепление.
Задания для работы.. Ответ поставьте цифрой
Какой образ нравственности воспевают художники и музыканты в
картинах Р.Тропинина «Кружевница» и А.Пластова «Сенокос» ?
Послушайте стихотворение С.Есенина «Гой, ты, Русь моя родная» и определите какой образ нравственности прославляет поэт?
А в музыкальном фрагменте «Вставай страна огромная…»?
Ответы: ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, КОЛЛЕКТИВИСТ, ВОИН.
Ответ на вопрос: кто придумал образцы нравственности? Эти образцы выработаны в течение многих лет предыдущими поколениями жителей нашей страны. Современные граждане России равняются на эти нормы и стремятся к тому, чтобы им соответствовать.
Почему именно патриот, воин, труженик,коллективист относятся к образцам нравственного поведения в культуре России? (ответы детей)
ЗАДАНИЯ на синих листах
.
8. Подведение итогов урока
С помощью кластера дети делают вывод — отвечают на вопрос урока: в культуре России существуют особые образцы нравственности, на которые равняются все россияне. Эти нормы способствуют формированию специфического русского характера, который пользуется уважением у других народов мира.
9. Сообщение домашнего задания
Дома надо подготовить рассказ о своих близких, показывающих образец нравственности. Подобрать иллюстративный материал к рассказу: фото, видео, похвальные грамоты, отличительные знаки, медали, кубки, вырезки из газет.
10. Оценка деятельности учащихся
Дети самостоятельно оценивают свою работу, отвечая на вопрос, какому образцу нравственности они старались соответствовать на уроке (труженика, коллективиста).
Если на уроке « у меня нет вопросов, я всё понял»-возьмите зелёный стикер, если «У меня остались вопросы по уроку»-возьмите жёлтый стикер
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
А теперь самостоятельно определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
«Кто к нам с мечом придет , тот от меча и погибнет».
«Один за всех и все за одного».
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Ответы: ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ, ТРУЖЕНИК.
- Какие образцы нравственного поведения в культуре Отечества показаны в высказываниях?- Любовь к Отечеству начинается с семьи.^ Ф.Бэкон- Защита Родины есть и защита своего достоинства.Н.Рерих- Человек по своей природе есть существо общественное.АристотельВернемся к проблеме: Как вы думаете, почему именно патриот, воин, труженик, коллективист относятся к образцам нравственного поведения в культуре России?^ Обобщение ответов детей.Самоконтроль с самопроверкой по электронному приложению к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики».^ III. Стадия – «Рефлексия»С какими образцами нравственного поведения мы познакомились на уроке? Чему научил вас урок? Какой вывод вы сделали на уроке? Кто доволен своей работой?^ Домашнее задание.В каждой семье у вас есть труженик, может, даже ветеран труда. Расспросите у своих родителей, бабушек и дедушек, где они работали? За что удостоились той или иной награды? Оформите их воспоминания (альбом, буклет, мини-сочинение ит.д.)Самооценка. Учащиеся подходят к доске и выкладывают лучи от Смайлика:Желтые лучи – «У меня нет вопросов, я все понял» Красные лучи – «У меня остались вопросы по уроку»152400-59690