Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность в патриотическом воспитании младших школьников»


* Краснянская Наталья Николаевна__________________________________________________Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области Визитная карточка МБОУ «Кантемировский лицей» Патриотизм -стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к её истории «Любовь к Отечеству даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К.Д.Ушинский 1. Презентация педагогического опыта педагога-мастераОбоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителемХарактеристика творческой лаборатории педагогаОпределение проблем и перспектив в работе педагога-мастера2. Представление занятияРассказ педагога о проекте занятияОпределение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироватьсяКраткая характеристика результативности используемой технологииВопросы педагогу по изложенному проекту3. Занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы4. Моделированиесамостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели проекта в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Педагог исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.5. РефлексияДискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателейЗаключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениямФорма: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие Актуальность Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам. Поэтому в качестве эпиграфа к своему мастер - классу хочу привести такие строки:«Если хочешь научить меня чему-то,Позволь мне идти медленно…Дай мне приглядеться…Потрогать и поддержать в руках,Послушать, понюхать и,Может быть, попробовать на вкус…О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»   Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Цель : создать условия для формирования у школьников высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, верности Отечеству от воспитания любвик семье, школе, своей «малой Родине» к формированию гражданского самосознания Задача: воспитание семьянинавоспитание ученикавоспитание члена детского подросткового сообществавоспитание гражданина России выявление интересов учащихся, определение, чем бы хотел заниматься каждый ребёнок, какое направление деятельности его интересует; представление детям возможности объединяться по интересам в группы для создания проектов дел, которые для них значимы; формирование темы проекта на основе правил сотрудничества; консультирование младших школьников по методам поиска информации Выбор темы проекта; формирование творческих групп; подготовка материалов к исследовательской работе. Примерами выбора тем проектов по патриотическому направлению являются: «История одной медали», «Наша родословная», «Ветеран живёт рядом», «Мой город», «Таня Савичева», «Памятные места нашего города», «История города Воронеж», «Я помню! Я горжусь!» и т.д. Учащиеся определяют для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также подходящую форму представления результатов (в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты). А затем, обсуждение плана работы, когда ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования ветеранов, создании видеозаписей бесед с ними, сборе статистических данных, образцов, о том, как будут оформлены результаты исследования. Первый этап — разработка проектного задания Второй этап—планирование деятельности, определение формы представления результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, а учащиеся осуществляют поисковую деятельность. Проектная деятельность включает в себя: ответы на историческую викторину, сюжетную композицию (живопись, графика) на одну из предложенных тем, письменную работу в форме сочинения или презентация своего исследования в электронном виде. Задания:Спроси, кто из старшего поколения вашей семьи воевал на фронтах Великой Отечественной войныСколько лет было твоим родственникам во время войныУзнай, есть ли в вашей семье награды, полученные во время войны(ордена, медали, памятные подарки, грамоты, благодарности), кем и за что они были получены.Попроси взрослых тебе записать их воспоминания о годах Великой Отечественной войны. Принеси фотографии. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, а учащиеся оформляют результаты в соответствии с правилами. Группы должны творчески оформить собранный материал (альбомы, рисунки, презентации рассказы об интересных людях, героях, именами которых они могут гордиться. Учитель организует экспертизу, а учащиеся докладывают о результатах своей работы. Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, представление публикации с результатами исследований. Задачей учителя является организация дискуссии по решению выдвинутых в начале проектной деятельности проблем. Четвёртый этап—оформление результатов Пятый этап—презентация На этапе рефлексии учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценкиОбучающиеся оценивают себя и своих товарищейОценивание результатов проекта обязательно Распределите этапы работы над проектом в логической последовательностиПриведите темы проектов по патриотическому воспитанию для младших школьниковРазработайте в группах мини-проекты по теме мастер - класса