Региональный компонент в преподавании биологии и экологии


Региональный компонент в преподавании биологии и экологии Капустина Валентина Борисовнаг. Северодвинск2016 г. Мира не узнаешь, не зная края своего... В классической педагогике уже давно сформировалось представление о ценности постепенного и последовательного («от близкого» к «далекому») расширения духовно- нравственного мировосприятия ребёнка. В период стандартизации включение регионального компонента в содержание биологического образования становится обязательным, его отбор и реализация приобретают научно и методически обоснованный характер. Расширяется объём предлагаемого регионального материала, увеличивается глубина его изучения, значимость для личностного развития учащихся. В преподавании уроков биологии мы используем Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области. Дополнением к урокам биологии 6 и 7 классов нам служат факультативные курсы «Экология растений» и «Экология животных» «Жизнь среди людей» КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ В НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТАХ?ПОЧЕМУ ЖИВОТНЫЕ ПРЕДПОЧИТАЮТНАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ ПРИРОДНЫМ ЛАНДШАФТАМ? Голуби, вороны, воробьи, крысы, мыши, лошади, бездомные кошки, собаки…Наши обычные птицы прелестные,Галка, ворона и вор – воробей!Ваши окраски все серые, чёрные,Да и обличьем вы очень просты:Клювы как, как клювы, прямые, проворныеИ без фигурчатых перьев хвосты.Все вы, голубчики, тут, подле нас.Жизни пернатой невесть что – безделицы,Вы утешаете сердце подчас. Животные нашего города Жизнь животных в городе отличается  от дикой среды, где живут животные. Наряду с домашними животными, кошками,  собаками, в настоящее время встречается огромное количество бездомных животных, живущих рядом с человеком. Их поведение значительно изменилось и соответствует окружающей среде. Однако, никуда не денешься и от проблем, связанных с бездомными собаками и кошками. Они действительно распространяют заразные заболевания, и не только безобидный лишай, но и бешенство. Чтобы уменьшить риск, необходимо контролировать их численность разными методами: сюда входит стерилизация, создание питомников для бездомных животных, но, как это не печально, пока мы не сможем обойтись без отлова животных. Нужно только научиться делать это цивилизованно. Экологические проблемы Биологов интересует, как складываются социальные отношения в популяции бродячих собак, насколько успешно справляются с мышами и крысами дворовые кошки, хорошо ли живется в городе совам и летучим мышам, и что можно сделать для привлечения хищных птиц. Птицы и коммунальные проблемы города: защита памятников и зданий от птичьего помёта. Требования к жителям города, которые содержат животных.Осуществление контроля за соблюдением Правил содержания собак и кошек в городе. Учащиеся нашей школы (5А, 5Б, 6А классы) принимали участие в областной акции «Сохрани мир птиц» - Общее количество участников – 27 человек - Было развешано 35 кормушек. - 21 человек участвовали в викторине «Пернатые друзья». - В конкурсе «Лучшая листовка» участвовали 2 человека. Развешивание кормушек Введение регионального компонента и базовое биологическое образование позволяют обеспечить высокую биологическую грамотность, происходит ориентация школьников на активное познание природы родного края, учащиеся узнают наиболее распространённые растения и животных своей местности, овладевают умениями анализировать и применять на практике региональную информацию, осуществляется воспитание убежденности в необходимости охраны и бережного отношения к природе родного края. Край, нам дорогой, мы Родиной зовём. . Спасибо за внимание.