Использование мультимедийных технологий в разработке и проведении учебного занятия естественно — научного цикла
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение “Борисовский агромеханический техникум”
Белгородская область, п.Борисовка, ул. Коминтерна, 16 «А» .
.
«Использование мультимедийных технологий в разработке и проведении учебного занятия естественно - научного цикла»
Подготовила: преподаватель физики
ОГАПОУ «Борисовского агромеханического техникума»
Шилова Тамара Ивановна.
Борисовка, 2016 год.
Использование мультимедийных технологий в разработке и проведении учебного занятия естественно - научного цикла.
Л.П. Крячко, О.А. Усенко, Т.И. Шилова.
преподаватели естественно – научного цикла
Образование - это индустрия, направленная в будущее.С.П.Капица.
В статье рассмотрены элементы технологии формирования социально значимых мотивов обучающихся посредством мультимедийной технологии обучения. Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса и в развитии творческих способностей обучающихся.. А так же позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности.
В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.
Основной целью работы преподавателей в «Борисовском агромеханическом техникуме» является подготовка конкурентоспособных специалистов.
Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Становление и развитие гражданского общества рождает острую необходимость в педагогах, обладающих высокой профессиональной компетентностью.
Педагог должен научить обучающихся учиться – уметь добывать знания самому, при этом за педагогам сохраняется роль организатора познавательной деятельности, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Но основной формой работы преподавателя по-прежнему остаётся разработка и проведение учебного занятия.
Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Внедрение в образовательный процесс мультимедийных технологий позволяет преподавателю:
отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося;
воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий
Организация учебного процесса с помощью мультимедийных технологий подразумевает использование специальных программных продуктов, среди которых можно назвать:
электронные учебники;
обучающие и тестирующие программы;
презентации;
интерактивные плакаты.
В своей работе преподаватели естественно – научного цикла используют мультимедийные технологии на различных этапах учебных занятий. При объяснении нового материала используются мультимедийные презентации, как источники учебной информации и наглядного пособия. Возможности наглядного представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение обучающимися знаний и умений. Таким образом, у обучающихся активизируются процессы: восприятие, внимание, память, мышление, возбуждение познавательного интереса, желание узнать и увидеть больше. Преподавателями разработаны: презентации, конференции, диспуты и компьютерное тестирование по разделам дисциплин:
1.Физика - «Механика», «Электродинамика», «Оптика», «Физика атомного ядра» и другие;
«Производная и ее применения», «Многогранники», «Тела вращения» и другие;
3. Информатика – «Информация. Информационные процессы», «Основы работы в интернете» и другие.
Следовательно, применение мультимедийных технологий при представлении нового материала на учебных занятиях позволяет не только сохранить принцип наглядности на более качественном уровне, но и осуществлять принцип индивидуализации, который является важнейшим компонентом самостоятельной работы обучающихся. После проведения таких познавательных, ярких учебных занятий активизируется процесс обучения, реализовываются идеи развивающего и личностно - ориентированного обучения, повышается темп учебного занятия, увеличивается объем самостоятельной работы обучающихся, формируются и развиваются профессиональные (ПК) и общие компетенции(ОК).
Представляется, что для формирования социально значимых мотивов учения, во многом определяющих черты личности и в полной мере отвечающих социальному заказу общества, наиболее перспективна мультимедийная технология обучения, способная сделать проведения учебного занятия современным. Использование мультимедийной технологии при проведении учебного занятия обладает уникальными возможностями современного представления, переработки и усвоения необходимой учебной и справочной информации, а также формирования чувственно-наглядных, эмоционально насыщенных образов изучаемых естественнонаучных явлений, обеспечивая высокий уровень личностных качеств обучаемых, лучшее усвоение и запоминание учебного материала, позитивную мотивацию учения и высокую результативность образовательного процесса.
В процессе внедрения мультимедийных технологий поддерживается интерес обучающихся к работе на компьютере как основном средстве обучения, значимости для будущей профессии, а также для повышения уровня коммуникации, выхода в Интернет, где можно найти ответы буквально на любой вопрос. Важной составной частью реализуемых мероприятий представляется усиление межпредметных связей физики, математики и информатики.
Мультимедийная технология способствует повышению мотивации самообразования и развитию познавательной самостоятельности, которая постепенно становилась качеством личности. Напомним, что познавательная самостоятельность заключается в стремлении к умению обучающегося без непосредственной помощи преподавателя находить необходимую учебную информацию, расширять возможности и способы своей познавательной деятельности, добывания знаний. Важную роль при этом играют возможность успешной работы на компьютере и умение осуществлять поиск необходимой информации в сети Интернет. Это порождает чувство уверенности в своих силах и ощущение успеха.
При работе по мультимедийной технологии применяются, в зависимости от типа учебного занятия, групповые и индивидуальные формы работы, которые легко реализовать в рамках используемой технологии. Мультимедийные технологии обучения не только обеспечивают социально значимую иерархию мотивов учения обучающихся, но и преемственность ее формирования.
Системная работа по использованию мультимедийных технологий и их элементов в образовательном процессе позволяет повысить
эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата
в обучении по дисциплинам естественно – научного цикла.
Литература.
1.Епифанова М.А. Оценка эффектов внедрения в учебный процесс мультимедийных технологий // Исследования в области естественных наук и методики их преподавания. Сб. науч. Стат.- Саратов: Издат. Центр «Наука», 2011.
2.Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. Теоретические основы и методика использования: Монография. – Красноярск: Изд. КРАСГУ. 2013
3.http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ru/ pedagog / 9400.htm/.