Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время.
Волкова Елена Сергеевна
Учитель английского языка
МБОУСОШ5
Г. Белореченск
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский
Поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возникает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
При обучении иностранному языку одаренных детей создаются условия для их социализации, развиваются некоторые личностные качества и формируется определенный уровень социальных умений. Учащиеся имеют возможность реализовывать свои способности. Иностранный язык выступает как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы — урочную и внеурочную.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя — помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Развить творческие способности обучающихся мне помогают следующие виды деятельности:
1.Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным, расширяет познания за пределы темы,
учащиеся становятся творческими исследователями, получают удовлетворение от работы.
2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс
на уроке, дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями,
предполагают неформальное общение.
3. Внеклассная работа по предмету: предметные недели, олимпиады.
Для обеспечения максимальной информативности на своих уроках широко использую дополнительную справочную литературу, комплекты дидактического материала, медиаресурсы, систематизированный фонд контрольно-измерительных материалов и разработок по английскому языку.
Мои ученики участвуют в школьных, муниципальных и международных олимпиадах, занимают призовые места, становятся призерами. Также успешно занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие в научно-исследовательских конференциях, становясь победителями и призёрами.
В итоге целенаправленной работы с одаренными детьми учитель может ожидать высоких результатов от участия своих учеников в международных конкурсах, предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях и как следствие — поступление в престижные ВУЗы страны. В этой связи можно считать, что результаты работы с одаренными детьми есть и будут у всех, кто знает, что «в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» (В. А. Сухомлинский).
Список используемой литературы:
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991
Интернет портал «Исследовательская деятельность школьников»//WWW.researcher.ru/practice org/practice all/iverts/htm.