Урок по изобразительному искусству по теме Материнство (4 класс)
Урок на базе школьного музея «Художественных ремёсел и народных промыслов»
«Материнство»
Автор: Сафронова Ирина Александровна, учитель начальных классов. ГБОУ Школа №1352
Пояснительная записка
К уроку изобразительного искусства «Материнство» (с использованием экспонатов школьного музея «Художественных ремёсел и народных промыслов») 4класс 27урок 4четверть в разделе «Искусство объединяет народы» .
Тема: «Материнство» (с посещением школьного музея «Художественных ремёсел и народных промыслов» и использованием экспонатов музея).
Цель: создать условия для развития интереса к произведениям русского искусства, воспевающим материнство, матерей дающих жизнь детям; познакомить учащихся с разнообразием тряпичной куклы «матери» на примере экспонатов школьного музея, дать характерные особенности в выполнении тряпичной куклы-мамы.
Задачи:
Образовательные
познакомить учащихся с традициями и символикой тряпичной куклы - мамы, научить создавать условный женский образ; расширить кругозор детей о народном творчестве; выяснить роль и значение матери в жизни человека.
Развивающие
Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
Воспитательные
воспитывать интерес к народным традициям через знакомство с традициями изготовления и символикой тряпичной куклы; воспитывать уважительное отношение к матери, воспитывать внимание, усидчивость;
Форма проведения урока – урок - экскурсия в школьном музее «Художественных ремёсел и народных промыслов», с целью наглядного изучения экспонатов народной тряпичной куклы в образе «матери» и детального их рассмотрения, с последующим выполнением куклы-мамки.
Изучаемые элементы – тряпичные куклы: «Архангельская мама», «Жница», «Нянюшка», «Ведунья», «Пермская мамочка», «Пугане Ане» и др.
Место проведения урока – школьный музей «Художественных ремёсел и народного творчества».
Материально-техническое обеспечение: экспонаты школьного музея – тряпичные куклы мастеров и учащихся школы; технологические карты последовательности выполнения работы, лоскуты цветных тканей, нитки.
Детям, живущим в городах и промышленных центрах, всё труднее приобщаться к традиционной народной культуре, знать традиции русского народа, поэтому было решено провести урок в рамках программы по изобразительному искусству по теме «Материнство», с использованием экспонатов школьного музея и показать роль и значение матери в семье через народную тряпичную куклу в игровой деятельности детей, с последующим выполнением Пермской куклы-мамы. Чётко выстроенный зрительный ряд позволил определиться с последовательностью выполнения работы и требованиями к её внешнему виду. Это делает задания более доступными и понятными для учеников.
Традиционная тряпичная кукла в современной социокультурной ситуации играет важную роль в процессе эстетического восприятия, передачи культурных традиций и является основным компонентом погружения ребёнка в творческую деятельность.
Технологическая карта урока.
Цели деятельности педагога Сформировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса и любви к народным традициям, к произведениям русского искусства, воспевающим материнство, матерей дающих жизнь детям; познакомить учащихся с разнообразием тряпичной куклы на примере экспонатов школьного музея, дать характерные особенности в выполнении тряпичной куклы-мамы.
Тип урока Урок - экскурсия в школьном музее «Художественных ремёсел и народных промыслов».
Постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательныерезультаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знакомятся с традициями и символикой тряпичной куклы - мамы, учатся создавать условный женский образ; расширяют свои представления о красоте предметов русского творчества, получают возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, пользоваться технологической картой для выполнения куклы, самостоятельно подбирать необходимые материалы для выполнения работы. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, проявляют интерес к народным традициям через знакомство с традициями изготовления и символикой тряпичной куклы; выяснить роль и значение матери в жизни человека
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, учатся работать с экспонатами школьного музея; умеют выбирать средства для реализации замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте русский народных промыслов.
Методы и формыобучения Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный; коллективная, фронтальная, экскурсия в школьном музее.
Основные понятия и термины Материнство, жница, повойник, народные термины: скрутить, тулово.
Образовательные ресурсы Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org, www.materinstvo.ru
Наглядно-демонстрационный материал Экспонаты школьного музея «Художественных ремёсел и народного творчества» (Куклы «Жница», «Архангельская мамушка», «Новгородская мадонна», «Мамушка», «Нянюшка», «Пугане Ане» «Ведунья», Пермская мамочка» )
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: русские народные песни , песня «Красивая мама», сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского. Материалы мастер-классов М.Мишиной проводимых в школьном музее.
Оборудование Экспонаты школьного музея «Художественных ремёсел и народных промыслов». Материалы и инструменты: ткань, нитки
Сценарий урока-экскурсии
в музее «Художественных ремёсел и народных промыслов».
Учитель: Тему нашего урока вы мне назовёте сами. Послушайте стихотворение А.Ди.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная,
Ей-то уж добра не занимать.
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живёт она в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
Учащиеся: о маме.
Учитель: С каким чувством каждый из вас относится к своей маме?
Ответы детей.
Учитель: Самое дорогое, родное, святое, что есть у человека, связано с мамой. Земля, родина, природа, красота, любовь –каждое из этих слов можно соединить со словами «матушка», «мать», «материнство». Из века в век было вечным единство матери и ребенка. Об этом поэты пишут свои стихи. Художники создают свои картины. Посмотрите репродукции картин А. Дейнека «Мать», К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»), Эмиль Мюнье «Прости мня, мама!», «Игра с младенцем», Пластов А.А. «Мама», Бернар Жан Корнелль Потаст «Мать и дитя». Поэты пишут стихи, композиторы создают музыкальные произведения. Послушайте песню «Красивая мама», сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского.
О любви матери к своему ребёнку много говорится в русских народных пословицах и поговорках. Давайте их вспомним.
Дети: Одна у человека родная мать, одна е него и Родина.
Птица рада весне, а дитя – матери.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
С мамой жить – ни скуки, ни горя не знать.
Сердце матери лучше солнца греет.
Учитель: Мама с самого рождения находится рядом с ребёнком, она оберегает его, охраняет от беды, помогает и заботится. Мама читает книжки и рассказывает сказки, поёт ласковые колыбельные, чтобы ребёнок спокойно уснул. А если малыш заболеет, мама не спит ночами, охраняя его покой, стремясь, чтобы он поскорее выздоровел. Мама развлекает ребёнка, дарит ему подарки, смотрит, чтобы он всегда был весёлым, радостно смеялся. Мама всегда даёт понять ребёнку, что о нём заботятся и его любят. Мама может ласково посмотреть на малыша, сказать ему ласковые слова, может гладить ребёнка по голове, похвалить его. Мама может просто мягко, по-доброму прижать к себе ребёнка, обнять его.
Послушайте высказывание Зои Воскресенской. «Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь».
Может кто-то знает стихи о маме?
Учащийся:
Наша мама, как весна:
То, как солнце засмеётся,
То, как летний ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То, как радуга, она:
Поглядит – и засияла!
Как заботница-весна,
Не присядет, не устанет.
Вот придёт домой она,
И тотчас весна настанет.
Учитель: Почему именно на эту тему мы говорим в школьном музее «Художественных ремёсел и народных промыслов». Вокруг нас есть экспонаты, которые рассказывают об умелых руках наших мам вышивки, ткачество, народные костюмы. Но я хочу подойти к витрине, с которой вы уже знакомы.
Учитель: Кукольный народец, подобно пёстрой лоскутной мозаике, хранит в себе не только мастерство и искусство своих создателей, но и тайны своего кукольного мира. Какие тайны хранят в себе народные куклы?
Дети: Куклы бывают обрядовые, обереговые (ответы детей).
Учитель: С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: куколка не выдаст, она непременно поможет!
Куколка бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке. Пока дети были маленькие, кукол им делали матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую забаву уже могла делать любая девочка. Кукол по дому не разбрасывали – их аккуратно хранили в сундуках.
И конечно же куклы всегда принимали участие в играх детей. Какая самая любимая игра в куклы?
Дети: Дочки-матери.
Учитель: И эта игра имела своё отражение в народной кукле. В каждом доме была кукла, которая выполняла роль мамы. И все они разные. Вот мы с вами сегодня и познакомимся поближе с кукольной экспозицией, посвящённой маме.
Экскурсовод: Эту тему в своём творчестве широко раскрыла кандидат искусствоведческих наук, мастер кукол Марина Александровна Мишина из Санкт-Петербурга. Она собрала материал и создала свою коллекцию «Материнство в народной культурной традиции».
В экспозиции нашего музея есть куклы-мамы, переданные в дар народными мастерами. Ирины Агаевой «Жница», Марины Мишиной «Архангельская мамушка», Ольги Олонцевой «Новгородская мадонна», с юга России «Мамушка» Ангелины Бобок. Здесь же мы видим работы наших учителей. Воронко Е.В. кукла «Нянюшка», чувашская мама «Пугане Ане» Жаровой И.А., а также наших учениц «Ведунья» Амирагян Ани. Эти мастера не только передали в дар музея свои работы, но и проводили мастер-классы в нашей школе для учителей и учащихся.
Учитель: Что общего в этих куклах?
Дети : у них есть маленькие дети.
Экскурсовод: Правильно, но особенностями этих кукол являются не только маленькие дети в руках, но и как они их держат.
(показ куклы «Архангельская мама»)
Экскурсовод: Кукла «Архангельская мама». Чем прижимает кукла-мама к себе деток?
Учащиеся: (ответы детей).
Экскурсовод: Она прижимает к себе деток крепким узлом, которым связаны её руки.
(показ куклы «Жницы»)
Экскурсовод. А где детки у куклы «Жницы»?
Учащиеся: (ответы)
Экскурсовод: У куклы «Жницы» детки за спиной, они крепко привязаны к ней платком. Мама пошла в поле на работу. Детей она взяла с собой, их не с кем оставить дома. У неё есть узелок с едой, снопик пшеницы. Возможно, она сделает своим детям куклу из этого снопика.
Экскурсовод . (показ кукол «Нянюшка» и «Ведунья»)
А вот куклы «Нянюшка» и «Ведунья». Где у них дети?
Учащиеся: (ответы)
Экскурсовод: Да, они имеют общие руки со своим ребёнком. У нянюшки натруженные руки сплетены в косы.
А у куклы Ангелины Бобок нет рук, а ребёнок привязан к ней крепким узелком-поясом. У кукол Ольги Олонцевой – руки-колечко, которое прижимает к себе детей.
(показ куклы «Пермская мамочка»)
Это «Пермская мамочка» - кукла, выполненная под руководством Марины Мишиной. Посмотрите, как много у неё деток. И каждый из них прикреплён к маме.
Учитель: И мы с вами сегодня будем учиться крутить – как говорили в старину, куклу-маму. Вот эту – Пермскую. Пермская кукла из города Пермь, север России. Как вы думаете, какие цвета будут присутствовать в её одежде?
Дети: (синий, голубой, белый).
(параллельно рассказу о строении куклы идёт показ)
Учитель: Правильно. Но начнём с основы.
Основа северной куклы – тулово - столбик.
Костюм - это сарафан – синего, фиолетового цвета.
Дальше одевали душегрею. Как вы думаете, почему её так назвали?
Дети: (ответы).
Учитель: Поверх накидывали шаль - большая, она согревала и маму и её деток. А под шалью повойник – это головной убор женщины, закрывающий ей волосы.
А внизу – посмотрите детки – весёлые, озорные, нарядные.
Учитель: А теперь пройдём на рабочие места и попробуем крутить куклу-маму. У вас на столах подготовлен материал для изготовления кукол и технологические карты. Давайте разберём технологию выполнения куклы.
Столбик – плотно скатываем ткань.
Ниткой отмечаем линию шеи, живота (так говорили в старину), ножки – ступни.
Одеваем сарафан.
Выворотным способом закрепляем душегрею.
На голову сначала надеваем повойник и покрываем голову шалью, скрепляя у подбородка.
Детки – это узелки. В центр квадратного лоскута кладём вату и завязываем ниткой. Их можно скрутить сколько желаете.
Приступаем к работе.
Учащиеся подробно разбирают технологию выполнения куклы и выполняют работу.
(во время работы звучит спокойная русская народная музыка). По завершению работы проводится выставка работ учащихся.