План-конспект урока по изобразительному искусству (ФГОС). Полотенце (5 класс)


План-конспект урока по изобразительному искусству (ФГОС).
"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце"

 

 
Конспект урока
Педагог (Ф.И.О.) Деунежева Евгения Николаевна 
Предмет   изобразительное искусство
Класс  пятый
Тема урока:  Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце
Цели урока:  (образовательные, развивающие, воспитательные)
Дать учащимся возможность выявить характерные особенности символического значения полотенца; сформировать умение создавать узоры вышивки по собственному замыслу, используя разнообразные приемы вырезания из бумаги.
Углублять эстетические познания о народном декоративно - прикладном искусстве; развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.
Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре.
Задачи урока:
Помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки;
Формировать умение выстраивать  орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.
Проявлять уважительное отношение к народному искусству.
Выявлять характерные особенности вышивки на полотенце, создавать узоры  по собственному замыслу,  используя орнаментальную символику (ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги).
Тип урока:  комбинированный
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи русской инструментальной музыки.
 
 
Этапы урока  
Содержание этапа
1. Организационный
 
Цель для учителя: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку учащихся к общению и предстоящему занятию
Цель для учащихся:
 
Настрой на учебную деятельность, на  продуктивную подготовку к уроку.
 
Задачи:
 
Создать благоприятную атмосферу в классе, способствующую усвоению и применению знаний.
Подвести учащихся к пониманию цели урока, реализации знаний.
 
  Ход работы этапа: Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания, создание эмоционального настроя на урок. Мотивация к учебной деятельности.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная (выполняют самооценку готовности к уроку)
Функция преподавателя на данном этапе: организационная
Показатели выполнения учебных задач этапа:
Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
Учитель:
 
Инструмент бывалый-
Не большой, не малый.
У него полно забот
Он и режет, и стрижет.  (ножницы) Покажите их.
Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов …(цветной бумаги)
 
Чтобы два листа скрепить,
Ты его не пожалей,
Нужно на листок налить
Липкий канцелярский …(клей)
- Ребята, сегодня мы  очередной раз погрузимся в фантастический мир изобразительного искусства и поработаем в нашей творческой мастерской.
Метод мотивации: словесно – иллюстративный.
Длительность этапа: 3 минуты
 
Проверка домашнего задания
Цель для учителя: Актуализировать опорные знания и умения. Организовать работу по повторению изученного материала, выявить возможные затруднения, помочь их ликвидировать; развитие  творческих способностей учащихся
Цель для учащихся:
Актуализировать знания прошлых уроков.
Задачи:
Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания
Поддержать у учащихся интерес к уроку.
  - Вспомните, пожалуйста, что было задано на дом?
(Ответы детей: подобрать и принести иллюстративный материал  орнаментов русской народной вышивки.)
Давайте оформим доску иллюстрациями, которые вы подобрали. (Учащиеся прикрепляют иллюстративный материал на доску)
Методы организации работы:
 
Фронтальная работа по основным вопросам ранее изученных  тем.
Какие древние образы  в народном искусстве вы знаете?  Как все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином? Каким образом человек выражал свои представления о мире?
 
Форма работы на данном этапе фронтальная.
Методы мотивирования: предлагается учащимся на примере  приготовленных изображений орнаментов русской народной вышивки, принесенных из дома,  раскрыть смысл ранее изученных понятий.
Критерии оценивания выполнения домашнего задания:
«Отлично» - на уроке учащийся активно поднимает руку, дает правильные ответы, без затруднения приводит аргументы по теоретическим вопросам.
«Хорошо» - учащийся не может свободно, без затруднения ориентироваться в причинно следственных связях материала домашнего задания
«Удовлетворительно» - учащийся испытывает затруднения при ответите на основные вопросы темы, не отвечает на дополнительные вопросы.
«Неудовлетворительно» - учащийся не владеет понятийным аппаратом по теме, не понимает задание.
Длительность этапа: 5 минут
 
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Цель:
Создать условия для активного и сознательного усвоения  нового материала
Задачи этапа:
Организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.
Сформировать целенаправленный характер учебой деятельности.
Помочь учащимся сформулировать цель и выбирать конкретные средства ее достижения. На столе у учителя стоит ларец.
-  Ребята, а как вы думаете, почему вы дома подбирали материал именно об орнаментах русской народной вышивки? Прежде, чем вы ответите на этот вопрос,  я бы хотела загадать вам загадку, отгадка на которую лежит в волшебном ларце:
 
Есть у каждого в квартире,
И побольше, и пошире.
После ванны, после душа,
Вас обнимет и просушит.  (Полотенце)(Ответы детей)-   Правильно, ребята. А тема урока так и звучит: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце». И главная цель урока научиться создавать  собственные  орнаменты  русской народной вышивки  на полотенце в технике аппликации.
(Учитель достает русское вышитое полотенце из ларца и закрепляет его на доске)
Обратите внимание на эпиграф к уроку: « К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». А.Б.Салтыков Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством?
(Ответы детей)
- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
Показатели выполнения учебных задач этапа: Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; - эффективность восприятия и осмысления нового материала; - понимание учащимися  практической значимости изучаемого материала.
Длительность этапа: 3 минуты
Усвоение новых знаний
Цель для учителя:
Организовать и направить деятельность учащихся на усвоение знаний о символическом значении полотенца. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.
 
Задачи:
Дать учащимся конкретное представление о символическом значении полотенца, мотивах орнамента на нем
Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала.
. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
Формы и методы представления нового материала: использование информационных технологий.
Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека с использованием презентации.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц.
Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное  узоречье всем на радость.
 
 
 
 
 
Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.
 
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни.
Взгляните, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки: здесь и птица-пава с пышным хвостом.
Женская  фигура с поднятыми вверх руками - это изображение матери- земли. Она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Женская фигура с поднятыми вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека
 
На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они непохожи на своих природных собратьев. В народной вышивке встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках - древо жизни.
 
Цвет на полотенце имеет своё значение. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.
Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.
Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью в деревне.
 
Показатели выполнения учебных задач этапа:
Критерием выполнения дидактических задач служит качество ответов учащихся и их действия в процессе беседы, активное участие в подведении итогов беседы.
Длительность этапа: 10 минут
 
Закрепление новых знаний.
Цель для учителя:
Первичная проверка степени усвоения учебного материала; углубление знаний о символике и орнаменте русского полотенца.
Цель для учащихся:
Умение выполнить узор вышитого полотенца в технике аппликации, демонстрируя полученные знания и умения.
 
Задачи:
Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Выработать соответствующие навыки и умения.
Создать ситуацию успеха, возможность демонстрации своих достижений через выставку работ. Первичная проверка понимания изученного:
- Давайте попытаемся обобщить знания, которые вы только что получили. А поможет нам в этом Кубик Блума.
(На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика, остальные стараются дать правильный ответ)-Молодцы, вы хорошо усвоили теоретический материал.
Ребята, чтобы немного отдохнуть я предлагаю выполнить физминутку. 
Теперь вы отдохнули и готовы работать дальше.
Применения изученного, контроля, самоконтроля:
Творческая мастерская.  Самостоятельная работа учащихся. Постановка художественной задачи.
А теперь каждый из вас пусть выполнит свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.  Постарайтесь  размерами, цветом выделить главный мотив, дополните  его орнаментальными рядами, которые выстройте  из ритмически повторяющихся знаков – символов. Работать будем в технике аппликации.
Прежде чем начнем работать давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем, а также приемы складывания бумаги для вырезания  повторяющегося или симметричного узора.
 
Практическое выполнение задания.
Музыкальное сопровождение   (русская народная музыка. Приложение №3). Учащиеся самостоятельно работают.  Учитель редактирует, корректирует деятельность.
Длительность этапа: 20 минут
Итог урока.
Цель для учителя:
Подвести итог урока. Дать оценку работы учащихся на уроке.  Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Цель для учащихся:
уметь анализировать и оценивать собственную работу и работу других учащихся. Понимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.
Задачи:
Провести анализ работы учащихся на уроке;
Объяснить учащимся цель домашнего задания и способы его выполнения
  На доске организовывается экспресс - выставка работ учащихся.  Учащиеся совместно с учителем оценивают качество выполненных работ, аккуратность, высказывают свое мнение. Итогом является оценивание работ в процессе совместного обсуждения.
Молодцы!  Ребята, посмотрите,  какие замечательные полотенца  вы сегодня создали. Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленную задачу?  (Ответы детей)
А в нашей повседневной жизни можно ли найти применение такому полотенцу?
(Ответы детей)
Ребята, а что бы подвести итог работы нашей мастерской, давайте поиграем в игру «Закончи предложение».   Сегодня на уроке я узнал ….  Больше всего мне понравилось…          (проводим рефлексию)
Дифференцированное домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей учащихся:
Найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам
Подготовить сообщение на тему: «Традиционная одежда разных народов».
Подготовить презентацию на тему «Народный праздничный костюм»
Показатели выполнения учебных задач этапа:
Обязательное  выполнение этапа в границах урока, до звонка.
Длительность этапа: 4 минуты