Рабочая программа Каникулы (1-11кл)
МКУ г. Иркутска «Информационно – методический центр развития образования»
Курсы повышения квалификации педагогов
«Современные подходы к организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях»
Выпускная работа
Комплексная программа по организации отдыха детей и подростков МБОУ СОШ № 16
«КАНИКУЛЫ»
Выполнила: Зубачева С.С.
Социальный педагог
МБОУ СОШ № 16
Иркутск 2016г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы:
«КАНИКУЛЫ»
Основание для разработки:
1. Конституция Российской Федерации
2. Конвенция о правах ребёнка
3. Семейный кодекс РФ
4. Закон РФ «Об образовании»
5. Устав МБОУ г. Иркутска СОШ № 16
Автор программы: Зубачева Светлана Сергеевна, социальный педагог
Цель программы:
Совершенствование организации содержательного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, обучающихся в МБОУ СОШ № 16 в каникулярный период.
Задачи программы:
создание условий для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период; для укрепления здоровья детей, привития навыков здорового и безопасного образа жизни;
сокращение детского и подросткового травматизма и гибели в летний и другие каникулярные периоды;
развитие связей МБОУ СОШ № 16 с учреждениями культуры и спорта, социальной защиты населения, детскими и молодежными организациями в организации каникулярного отдыха, труда и занятости детей и подростков;
обеспечение социальной защищенности детей;
развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей детей и подростков;
вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность;
развитие навыков самоорганизации и продуктивного использования свободного времени.
Сроки и этапы реализации: 2016-17 учебный год
Участники программы: учащиеся 6,5 – 17 лет и педагогический коллектив МБОУ СОШ № 16
Возраст участников программы: 6,5 – 17 лет
Ожидаемые результаты программы:
развитие разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период;
укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни;
сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярные периоды;
сокращение детской и подростковой преступности
оказание поддержки семьям и детям, находящихся в трудной жизненной ситуации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Каникулы – время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями. В школе сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Воспитательная ценность системы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
На каникулах дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают пространство времени, отведённое для этих каникул, пытаются узнать всё о чём-нибудь и что-нибудь, обо всём абсолютно добровольно и всегда с удовольствием.
Здоровый образ жизни и активный отдых – две составляющие формирования и становления личности ребенка. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.
Современный школьник находится в условиях максимально - учебной загруженности. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии своего рода психологического стресса и невозможности, из-за отсутствия времени, реализовать свои собственные потребности и интересы. Организованная деятельность школьников, во время каникул – одна из эффективных форм данной интеграции. Но время провождения детей не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности. Организация детского отдыха во время школьных каникул направлена на представление максимальной возможности, научиться самостоятельной деятельности, развивать свои творческие способности.
Организация воспитательной работы в каникулы в рамках Программы «Каникулы» предполагает сочетание разноплановой деятельности, различных направлений воспитания и развития детей, участие в мероприятиях детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку предполагает действовать в интересах каждого. В связи с этим, Программа содержит четыре цикла (зимние, весенние, летние и осенние каникулы).
Все направления работы в каникулы – физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое – имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.
Данная программа разработана с целью организации и занятости детей в каникулярное время, каникулы должны бать для ученика периодом, когда через систему организованного досуга он получает новый заряд энергии. Она позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, исполнительность, артистизм, научить анализировать и понимать органическую ценность народной культуры, программа позволяет детям получить дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, музыке, рисованию).
Составляя план работы по организации каникулярного отдыха учащихся, администрация школы ставит перед собой задачи по охвату наибольшего количества детей организованным отдыхом, с привлечением детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей.
Концепция программы
1. Актуальность
Проведение социально-экономических реформ в России привело к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Особую роль в цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у подростков появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым. А данная ситуация влияет негативно на его дальнейшую судьбу, способствует увеличению беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних.
В каникулярный период, когда подросток большую часть времени предоставлен самому себе и влиянию улицы огромен риск проявления асоциальных форм поведения несовершеннолетних. Поэтому возникла идея разработать эту программу.
2. Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовое:
- формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность
по выполнению программы;
- формирование пакета аналитических материалов по итогам отслеживания процесса и результатов реализации программы.
Организационное:
- организация временных творческих групп для реализации программы;
- мобилизация деятельности структурных подразделений школы по выполнению программы.
Программно-методическое:
- формирование банка методических материалов, позволяющего обеспечить качественное выполнение плана мероприятий по реализации программы;
- разработка рекомендаций по технологиям работы с учащимися в период каникул.
Информационное:
- информирование коллектива педагогов, родителей, учащихся о ходе реализации программы;
- размещение материалов на сайте школы.
Мотивационное:
- разработка механизмов стимулирования результативной деятельности учителей;
- деятельность по мотивации учащихся школы и их родителей к участию в мероприятиях программы.
3. Принципы, подходы и виды деятельности по реализации программы «Каникулы»
Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить ее в фактор саморазвития. Вместе с тем «установка на постоянное добротворчество, привычку заботиться о близких и далеких людях и быть удовлетворенным этой заботой» обеспечивает социальную направленность деятельности, учит ребят сочетать интересы своего развития с общими интересами, способствует развитию у школьников социального самоопределения, социальной активности, формированию ценностно-смысловой позиции.
Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка. Самоанализ деятельности своей и своих друзей; качеств, проявившихся в этой деятельности; изменений, произошедших в себе и окружающих; изменений своего места в коллективе развивает самосознание и расширяет горизонты самопознания школьников. Целенаправленное сознательное самовоспитание приводит к самосовершенствованию личности, а совершенствование навыков самоорганизации, проявление самостоятельности способствуют самореализации.
Принцип «Каждое дело творчески, а иначе зачем?». Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе «обучения лучшей жизни путем включения в лучшие отношения» приобретается опыт гуманного отношения к окружающим, развиваются личностные качества, способствующие прогрессивному развитию коммуникативного потенциала личности школьника.
Отношения со взрослыми на основе сотрудничества. Отношения со взрослыми, выстроенные по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти свое место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества. Объединение взрослых и подростков в социальной деятельности дает возможность первым организовать со своими воспитанниками эффективное сотрудничество, являющееся непременным условием воздействия на самоопределение воспитанников, а вторым самоутвердиться в деятельности наравне со взрослыми, получать образцы деятельности по достижению поставленных целей.
Расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления побуждает ученика ответственно подходить к выбору своей позиции. А «регулярная поочередная сменяемость выборного актива» предоставляет возможность максимальному количеству ребят ощутить всю меру ответственности за принятое решение, сделанный выбор, самоутвердиться в личностно значимой среде.
Активизация собственного «Я» учащихся, создание условий для раскрытия и осознания подростком своих возможностей и способностей, прогнозирование им перспектив своего становления, самовоспитания,самореализации путем отбора учебного материала и способов его проработки на основе принципа опоры обучения на субъектный опыт жизнедеятельности ребенка.
Создание ситуаций, когда учащемуся самому нужно извлечь знания из окружающего мира, найти собственный путь и через это открыть мир и найти свое место в нем.
Личностный подход, предусматривающий поиск и открытие школьником своего мира ценностей, знаний, умений, стимулирующих развитие, становление познающей личности
Коллективно-творческая деятельность, которая предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания, самостроительства, самореализации личности, для осуществления самостоятельного нравственного выбора. Кроме того, она является средством:
осознания подростками своего «Я»;
осознания своего «Я» как отличного от других «Я»;
осознания того, как их «Я» воспринимается другими;
осознания себя в коллективной деятельности (деле);
приобретения навыков высказывать свое мнение, понимать и принимать чужую точку зрения и отстаивать свою.
Формирование у подростков общих приемовучебной деятельности (умения производить самооценку, планировать и осознавать свою и коллективную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, мыслить понятиями и т. д.) и усвоение учащимися универсальных способов получения знаний.
Предоставление школьникам максимально возможной свободы, самостоятельности в ходе подготовки и проведения мероприятий. Учителя привлекают школьников к планированию, построению занятий, предоставляют возможность самим находить пути решения возникающих проблем и задач, выбираю такие формы коллективной и индивидуальной работы, при реализации которых сами выступают в роли советчика, старшего товарища.
Метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой подростки чувствуют себя благополучно, комфортно. Это достигается тем, что учителя используют методы положительного стимулирования (одобрение, похвалу, благодарность и т. д.), верят в возможность роста личности ребенка. В такой среде исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, которое создает особый образ жизни: мир гуманности, взаимного уважения и доверия.
4. Этапы реализации программы
Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов. Подготовительный этап (октябрь 2016 г.).
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя: написание программы; обсуждение и утверждение ее на заседании педагогического совета школы; решение организационных вопросов.
Основной этап (январь 2017 г. май 2017 г.)
Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы:
реализация дополнительных образовательных программ;
организация досуговой деятельности школьников;
организация трудовой занятости учащихся;
реализация программ социально-общественной направленности;
поддержка одаренных детей;
физкультурно-оздоровительная деятельность;
поддержка школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также обеспечение условий для их успешной реализации;
формирование новой и уточнение действующей локальной нормативно-правовой базы школы;
осуществление психолого-педагогической поддержки;
совершенствование профессионального мастерства педагогических работников;
На заключительном этапе (август 2017г.):
Проводятся анализ деятельности по реализации программы;
подведение итогов; постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по совершенствованию каникулярного отдыха детей и работы школы в эти периоды.
5. Управление процессом реализации программы «Каникулы»
Функции управления:
1.Информационно - аналитическая
Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей.
2.Мотивационно - целевая
Определение целей деятельности коллектива и отдельных учителей, направленной на реализацию программы на каждом ее этапе.
3.Планово - прогностическая
Планирование и организация работы по выбранным направлениям реализации программы, прогнозирование результатов деятельности коллектива.
4.Организационно - исполнительская
Организация выполнения программы, обобщение передового педагогического опыта, повышения квалификации педагогов.
5.Контрольно- оценочная
Осуществление мониторинга и оценка состояния реализации всех направлений программы
6.Регулятивно - коррекционная
Обеспечение поддержания позитивных эффектов программы и устранение нежелательных отклонений в работе.
6. Мероприятия по реализации программы «КАНИКУЛЫ»
№ п/п
Мероприятие
Сроки исполнения
Ответственный
1. Организационно-методические мероприятия
1
Участие в городских семинарах-совещаниях:
- руководителей лагерей дневного пребывания
- педагогов-воспитателей для работы в ЛДП «Ручеёк»
- по организации оздоровления и занятости детей и подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию
- по организации оздоровления и занятости детей сирот и опекаемых, детей состоящих на разных видах учета
Апрель-май
Начальник лагеря
Социальный педагог
Зам.директора по ВР
2
Разъяснительная работа с родителями по занятости детей в каникулярное время
Сентябрь-май
Классные руководители
3
Инструктаж по ТБ, ОТ и противопожарной безопасности участников реализации программы
Май
Зам.директора по АХР
4
Организация занятости учащихся в каникулярный период
В течение года
Социальный педагог
Классные руководители
5
Анкетирование учащихся и родителей о занятости в каникулярное время
Октябрь декабрь март
май
Социальный педагог
Классные руководители
6
Мониторинг занятости учащихся в летнее время
Май
Социальный педагог
2. Организация оздоровления учащихся
1
Работа ЛДП на базе СОШ № 16 «Ручеёк»
Июнь
Начальник лагеря
2
Оздоровление учащихся в профильных сменах
В течение лета
Социальный педагог
3. Организация каникулярного отдыха и трудовой занятости учащихся
1
Работа подростков в ЛДП «Ручеёк»
Июнь
Начальник лагеря
Социальный педагог
4. Спортивно-массовая и досуговая занятость учащихся
1
Работа школьной библиотеки
В период каникул
Зав.библиотекой
2
Школьная спортивная площадка
В период каникул
Учителя физической культуры
3
Работа спортивных секций на базе ОУ
В период каникул
Руководители секций
4
Работа кружков и объединений
В период каникул
Руководители кружков
5
Проведение мероприятий согласно планированию воспитательной работы в классе по направлениям:
- культурно-эстетическое
- спортивно-оздоровительное
- интеллектуальное
- гражданско-патриотическое
В период каникул
Классные руководители 1-11 классов
5. Каникулярная занятость, оздоровление и отдых детей сирот и опекаемых детей
1
Организация летнего отдыха и оздоровления сирот и опекаемых детей в ЛДП «Ручеёк»
Май-июнь
Начальник лагеря
Социальный педагог
2
Полезная занятость детей:
- школьная спортивная площадка
Июнь-август
Учителя физической культуры
6. Организация каникулярного отдыха и занятости детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
1
Трудоустройство подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Июнь-август
Инспектор ОДН, КДН, социальный педагог
2
Организация занятости учащихся «группы риска», учащихся состоящих на разных видах учета
Июнь-август
Социальный педагог
7.Диагностика и мониторинг эффективности программы
Диагностические мероприятия включают:
вводная диагностика для изучения ожиданий детей от смены в лагере;
вводная диагностика родителей для изучения показателей здоровья и особенностей личности детей-участников лагеря;
текущая диагностика пребывания в лагере, ощущений от времяпрепровождения, эмоциональных состояний детей;
заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере.
изучение отзывов родителей от организации экскурсий, поездок, походов;
изучение отзывов детей от организации экскурсий, поездок, походов.
анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов летнего отдыха.
наблюдение за поведением детей во время мероприятий, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
анализ участия классов в творческих делах, уровня активности и достижений.
выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов в пришкольных лагерях (экраны соревнований и настроения).
показатели динамики в профилактической работе по предотвращению совершения правонарушений подростками.
8. Условия реализации программы:
Наличие помещений для организации и проведения активного досуга (актовый, музыкальный, спортивный, гимнастический залы, библиотека, школьный двор);
Наличие наглядного материала и сценарных разработок в соответствии с тематикой воспитательных мероприятий;
Создание атмосферы комфорта и доброжелательности;
Материально – техническое обеспечение: музыкальный центр, теле – видео аппаратура, компьютер, мультимедиа проектор, канцелярские товары;
Помощь родителей в организации, проведении и финансировании воспитательных мероприятий.
15