Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс по учебнику Боголюбова Л.Н.
№ урока Планируемая дата
проведения Фактическая дата
проведения Тема урока, в том числе с указанием
этнокультурных особенностей
Республики Башкортостан Примечания
Введение (1 час)
Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
Метапредметные:
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно
Познавательные самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Предметные: научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. Получат возможность научиться: работать с учебником
1 1 нед 09 Ведение. Живое средневековье. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI–XI вв.) (4 ч)
Личностные: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий; определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
Метапредметные:
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; : планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач; ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера; ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов; король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал; домен, империя, миссионеры, датские деньги; книгопечатанье, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы; давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого; анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре.
2 2 нед 09 Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI–VIII вв. 3 2 нед 09 Возникновение и распад империи Карла Великого. 4 3 нед 09 Феодальная раздробленность Западной Европы в IX–XI веках. 5 3 нед 09 Англия в раннее Средневековье. Тема 2. Византийская империя и славяне в VI–XI вв. (2 ч)
Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон; вече. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи; называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры.
6 Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии 7 Образование славянских государств. Тема 3. Арабы в VI–XI вв. (1 ч)
Личностные: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Предметные научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов.
8 Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата. Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)
Личностные: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе; проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Метапредметные:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Предметные научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство; замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников; описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов.
9 Средневековая деревня и её обитатели. 10 В рыцарском замке. Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)
Личностные: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Метапредметные:
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.
Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство; с помощью карты определять центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.
11 Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. 12 Торговля в Средние века. Тема 6. Католическая церковь в XI–XIII вв. Крестовые походы (2 ч)
Личностные: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные:
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач; ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Предметные научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена; крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью; называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку.
13 Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. 14 Крестовые походы. Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI–XV вв.) (6 ч)
Личностные: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей; ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Предметные научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия; суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента; партизанская война; централизованное государство, диалект; реконкиста, аутодафе; булла. Получат возможность научиться называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов; извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод; назвать причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д’Арк; определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику; называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей; объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров.15 Как происходило объединение Франции. 16 Что англичане считают началом своих свобод. 17 Столетняя война. 18 Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. 19 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. 20 Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII– XV вв. Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV–XV вв. (2 ч)
Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им; определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.
Предметные научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм; турки-османы.
Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сражения; называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания.
21 Гуситское движение в Чехии. 22 Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 ч)
Личностные: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности; проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные:
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль;
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера; самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Предметные научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, минизингеры, ваганты, готика; Возрождение, гуманисты; Получат возможность научиться называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры; называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов.
23 Образование и философия. Средневековая литература. 24 Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии 25 Научные открытия и изобретения. Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)
Личностные: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Предметные научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций; называть народы Африки и Америки, особенности их цивилизаций.
26 Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. 27 Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Повторение по курсу История Средних веков. (1 час) Личностные: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Метапредметные:
Регулятивные планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Предметные научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века».
Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории.
28 Наследие Средних веков в истории человечества История России.
Наша Родина — Россия (1 час)
Личностные: определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Метапредметные:
Регулятивные планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Предметные научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата.
29 Введение Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)
Личностные: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания; договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.
Предметные научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение, государство, народ, народность, дань, плуг, вече, колонизация, народное ополчение, язычество, правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования, показывать на карте первые русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников, составлять развернутый план изложения темы, показывать на карте первые государства соседей восточных славян, извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать быт и нравы, определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси.
30 Древние люди и их стоянки на территории современной России 31 Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники 32 Образование первых государств 33 Восточные славяне и их соседи 34 История заселения родного края. Или повторительно-обобщаюший урок Русь в IX – первой половине XII в. (11 часов)
Личностные: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания; договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.
Предметные научатся определять термины: норманнская теория происхождения государства, монархия, дань, уроки, погосты, реформа, полюдье, путь «из варяг в греки», христианство, единобожие, Русская правда, династический брак, усобица, определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей, бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденция, митрополит, граффити, житие, миниатюра, мозаика, фреска, изба, зипун, порты, кожух, понёва, онучи.
Получат возможность научиться: сравнивать различные подходы к происхождению государства у славян, характеризовать политику первых русских князей, значение реформ княгини Ольги и внешней политики Святослава, анализировать причины принятия христианства, характеризовать политику Владимира, понимать значение принятия христианства дя дальнейшего развития русских земель, характеризовать политику Ярослава Мудрого, извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников, свободно излагать подготовленные сообщения по теме, характеризовать положение зависимых слоев населения, церковную организацию Руси, характеризовать черты культуры стран Европы, выделять особенности культуры Руси, описывать жилища, одежду, быт различных слоев населения, определять термины, изученные в теме, составлять варианты рассказа о развитии родного края в древности.
35 Первые известия о Руси 36 Становление Древнерусского государства 37 Становление Древнерусского государства 38 Правление князя Владимира. Крещение Руси 39 Русское государство при Ярославе Мудром 40 Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах 41 Общественный строй и церковная организация на Руси. 42 Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. 43 Повседневная жизнь населения 44 Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме « Русь в IX – первой половине XII вв.» 45 Урок истории и культуры родного края в древности Русь в середине ХII — начале XIII вв. (5 ч)
Личностные: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности; проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания; договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.
Предметные научатся давать определения терминам: раздробленность, кочевники, аскетизм, архитектурный ансамбль, вече, республика, монументальный, определять термины, изученные в теме.
Получат возможность научиться: давать общую характеристику отношениям Руси с другими странами, характеризовать роль церкви в условиях распада Руси, характеризовать политику владимиро-суздальских князей, выделять особенности управления Новгородской республикой, формулировать причинно-следственные связи влияния географического положения на занятия населения, характеризовать особенности республиканского правления, характеризовать особенности истории Черниговского, Киевского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, сравнивать природно-климатические условия и особенности развития южных и юго-восточных княжество, определять причины раздробленности Руси, положительные и отрицательные последствия раздробленности, характеризовать личности и деятельность наиболее значимых правителей периода раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников.
46 Политическая раздробленность в Европе и на Руси 47 Владимиро-Суздальское княжество 48 Новгородская республика 49 Южные и юго-западные русские княжества 50 Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века» Русские земли в середине XIII-XIV веках (10 ч)
Личностные: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности; проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания; договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.
Предметные научатся: показывать на карте территорию Монгольской империи, стан, фураж, иго, дань, ополчение, засадный полк, агрессия, владычество, ярлык, баскак, диалект, уния, слобода, стан; : называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников; административные здания, кафтан, полати, харчевня; определять термины, изученные в главе, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры.
Получат возможность научиться: характеризовать причины военных успехов Чингисхана, выделять положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии; показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке; определять значение победы русских войск в борьбе с крестоносцами, характеризовать личность и деятельность А. Невского, работать с карто-схемами битв; давать характеристику политики А Невского в отношениях с Золотой Ордой, описывать политические и экономические изменения на Руси после монгольского завоевания; выделять особенности образования Литовского государства, характеризовать особенности религиозной политики литовских князей, формулировать этапы и особенности формирования русской, украинской и белорусской народностей; анализировать причины возвышения Московского княжества, характеризовать особенности политики первых московских князей, понимать значение исторической личности И. Калиты; характеризовать личность и деятельность князя Д. Донского, описывать по карте Куликовское сражение, выделять значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы; давать общую характеристику культуры XIV-XVI вв.; давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей».
51 Монгольская империя и изменение политической картины мира 52 Батыево нашествие на Русь 53 Северо-Западная Русь между Востоком и Западом 54 Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура 55 Литовское государство и Русь 56 Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси 57 Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. 58 Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв59 Родной край в истории и культуре Руси. 60 Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв.»Формирование единого Русского государства (8 ч)
Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.
Метапредметные:
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников.
Предметные научатся определять термины: централизация; поместье, помещик, служилые люди; проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: транзитная торговля, ясак; Боярская Дума, воевода, герб, держава, кормление, местничество, налоги, скипетр, Шапка Мономаха; автокефалия, догмат, ересь, митрополит; проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: казаки, посадские люди, пожилое, привилегии, чин; называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников; проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему.
Получат возможность научиться: определять место Руси в развитии истории и культуры европейских стран; выделять изменения в системе землевладения, характеризовать развитие ремесла и торговли, понимать значение политики Василия I для дальнейшего развития Руси, работать с картой; выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения, характеризовать взаимоотношения государств, образовавшихся после распада Золотой Орды с Русью; выделять изменения в системе управления государством, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ивана III, понимать значение политики Ивана III для дальнейшего объединения Руси, работать с картой; характеризовать значение русской православной церкви, давать оценку роли великих московских князей в укреплении позиций Русской православной церкви; выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения; давать общую характеристику культуры XIV-XV вв.; выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения.
61 Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. 62 Московское княжество в первой половине XV в. 63 Распад Золотой Орды и его поседствия64 Московское государство и его соседи во второй половине XV в. 65 Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв. 66 Человек в Российском государстве второй пол. XV в. 67 Формирование культурного пространства единого Российского государства. 68 Урок истории и культуры родного края или повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства» 69-70 – резерв.