Календарно тематическое планирование по обществознанию 11 класс к учебнику Боголюбова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (общего) образования (10-11 классы) и программы Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. Программа «Обществознание» 10 - 11 кл.(базовый уровень). - М.: Просвещение, 2011.
Календарно-тематическое планирование ориентировано на учебник Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Матвеева А.И Обществознание. 11 кл. - М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, психологии и др.
Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры.
Требования к освоению курса:
- Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, экономики, политики, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни - религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.
Цели курса:
- Развитие личности, ее социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;
- дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
- привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике,
- сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах - науке, религии, искусстве и т. д.
Задачи:
Изучение курса позволяет заложить у обучающихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ
№
п/п
Нормативные документы
1
ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2
Приказ МО «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 № 1312 (с изменениями) .
3
Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями) .
4
5
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. Программа «Обществознание» 10 - 11 кл. (базовый уровень). - М.: Просвещение, 2011.
Учебник Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Матвеева А.И Обществознание. 11 кл. - М.: Просвещение, 2012.
ЦЕЛИ КУРСА
- Развитие личности, ее социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;
- дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
- привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике,
- сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах - науке, религии, искусстве и т. д.
КОМПЕТЕНЦИИ
Общеучебные
- раскрыть духовно-мировоззренческую сторону социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития;
- ориентировать учащихся на традиционные духовные ценности Российской культуры;
- усвоение всего многообразия общественного развития;
Предметно-ориентированные
- акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний;
- формирование гражданственности обучающихся, чувства сопричастности нашей родины, российского патриотизма;
- приобщение к культуре, понимаемой в самом широком смысле.
СТРУКТУРА КУРСА
№
Модуль
Примерное количество часов
1
Введение
1
2
Раздел I «Экономика»
23
3
Раздел II «Проблемы социально-политического развития общества»
15
4
Раздел III «Правовое регулирование общественных отношений»
23
5
Итоговое повторение
2
6
Резерв
4
Итого
68
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И.
Обществознание. 11 класс
2012
Просвещение
2.
Боголюбов Л.Н.,
Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И.
Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: базовый уровень 11 класс
2011
Просвещение
3.
Л.Н. Боголюбов
Рабочая тетрадь.
2011
Просвещение
4.
А.А. Двигалева
Тесты по обществознанию для старших классов.
2010
просвещение
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1.
Шойхер В.Ю.
Антология мудрости
2005
Вече
2.
Кишенкова О.В.
Основы гражданских знаний
2012
Дрофа
3
Краюшкина С.В.
Тесты по обществознанию
2012
Экзамен
4
Кишенкова О.В.
ЕГЭ 2012. Обществознание. Справочник
2012
Эксмо
5
Конституция.
2012
Дрофа
13 EMBED Word.Document.12 \s 1415
Календарно-тематическое планирование «Обществознание» 11 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Цели урока
Межпредметные связи
Способы отслеживания знаний
Д/з
11 а
1
Общество как сложная динамическая система
1
Рассмотреть многовариативность общественного развития, особенности современного мира.
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений
индивидуальные задания
Раздел 1. Экономика (23 часа)
2-3
Экономика как наука
2
Раскрыть существенные признаки понятия «экономическая наука», обобщить и систематизировать представления об экономике как важной сфере жизни общества и ее основных проявлениях, характеризовать важнейшие измерители экономической деятельности
Экономическая география. Факторы экономического развития.
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы экономической науки»
§1, задание 2 с. 16
4-5
Экономический рост и развитие
2
Охарактеризовать способы использования различных факторов производства для достижения экономического роста, выявить причины циклического развития экономики и последствия его воздействия на экономическую жизнь общества
Курс 8 кл., об экономике как подсистеме общества
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
§2, задание 1-4 с. 28-29
6-7
Рыночные отношения в экономике
2
Раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки, показать роль и место фондового рынка в рыночных структурах
История. Экономическое развитие стран Запада в конце ХХ в.
Работа с источниками социальной информации.
§3, задание 1 с.42
8-9
Фирмы в экономике
2
Сформировать целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования рыночном обществе, раскрыть слагаемые эффективного производства, виды доходов, получаемые собственниками факторов производства, способы их рационального использования.
История. Страны Восточной Европы в условиях экономики переходного периода.
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
§4, задание 1 с. 54
10-11
Правовые основы предпринимательской деятельности
2
Раскрыть понятие предпринимательского права.
Составление сравнительной таблицы
§5, задание 1 с. 66
12-13
Слагаемые успеха в бизнесе
2
Раскрыть значение основных факторов, определяющих успешность бизнеса, охарактеризовать влияние важных составляющих инфраструктуры бизнеса на его результативность.
История России – экономические реформы 1980-1990 гг.
Работа с источниками социальной информации.
§ 6, задание 1-3 с. 77-78
14-15
Экономика и государство
2
Расширить представления о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества, охарактеризовать экономические функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики.
Курс 8-9 кл. «Государство и экономика»
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий
§ 7, задание 3 с. 90, подготовка к семинару
16-17
Финансы в экономике
2
Обобщить и систематизировать на различных уровнях признаки понятия «финансы» как совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств, углубить представления о структуре и функциях банковской системы.
Написание творческих работ
§8, задание 1-4 с. 102
18-19
Занятость и безработица
2
Раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынков – рынке труда.
Новейшая история – безработица в Европе
Фронтальный опрос, дифференцированные задания, анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий»
§9, задание 6 с. 115
20-21
Мировая экономика
2
Раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития, объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономике
География - международное разделение труда
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий
§10, задание 1-3 с. 127
22-23
Человек в системе экономических связей
2
Раскрыть роль производителя и потребителя в решении ключевой экономической проблемы общества – эффективном использовании ограниченных ресурсов.
Курс 10 кл. «Человек в мире экономических отношений»
Работа с источниками социальной информации.
§11, задание 1-4 с. 137
24
Человек и экономика – урок повторительного обобщения
1
Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
Семинар
Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (15 часов)
25-26
Свобода в деятельности человека
2
Ознакомить с важнейшими смыслами и аспектами понятия «свобода», проанализировать отдельные философские, социально-политические, морально-эстетические проблемы, имеющие глубокий личностный смысл.
Написание творческих работ
§12, задание 1-5 с. 148
27-28
Общественное сознание
Расширить философскую подготовку на основе характеристики общественного сознания как совокупности проявлений духовной жизни общества.
Социальная философия. Социология: социальная стратификация.
Развернутые монологические ответы, фронтальный опрос, дифференцированные задания
§13, задание 4 с. 158
29-30
Политическое сознание
2
Углубить понимание того, что политическое сознание не только образ политической действительности в сознании людей, но и их отношение к этой действительности.
Курс 10 кл. «культурно-идеологическая подсистема в структуре политической системы»
Работа с источниками социальной информации.
§14, задание 4 с. 172, подготовка к семинару
31-32
Политическое поведение
2
Выявить связи политического поведения с политической идеологией и политической психологией.
Политология: политика как искусство, сфера политики.
Написание творческих работ
§15, задание 1-4 с. 181
33-34
Политическая элита и политическое лидерство
2
Раскрыть понятия темы, осмыслить роль политической элиты и политического лидера в политической жизни.
Политология:
политическая культура личности, политическая социализация.
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
§16, задание 4 с. 193, подготовка к семинару
35-36
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи
2
Ознакомить с основными тенденциями, характерными для развития семьи как социального института в современной России, влияющими на общие демографические процессы, раскрыть специфику неполных семей.
Социология и демография – семья как социальный институт
Эссе
§17, задание 2 с. 201
37-38
Религиозные объединения и организации в РФ
2
Ознакомить со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России, раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений.
История. Зарождение религий. Язычество древних. Переход к монотеизму. Роль религий в различные исторические эпохи. Появление атеизма.
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
§18, задание 1 с. 212
39
Проблемы социально-политической и духовной жизни
1
Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
Семинар
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (23 часа)
40-41
Современные подходы к пониманию права
2
Взглянуть на ряд общих проблем современного правопонимания, соотношение права и закона, дать характеристику законотворческого процесса.
История. Возникновение государств. Смена исторических типов государств.
Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий
§19, задание 1 с. 227
42-43
Гражданин Российской Федерации
2
Познакомить с принципами российского гражданства и основаниями его приобретения, с предусмотренной законом возможностью замены военной службы по призыву, углубить знания о правах и обязанностях налогоплательщика.
Курс 10 кл. «о сущности, источниках и системе права»
Работа с источниками социальной информации.
§20, задание 1-4 с. 238
44-45
Экологическое право
2
Уяснить специфику экологических отношений, способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду.
Курс 10 кл. «отрасли права»
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
§21, задание 2 с. 249
46-47
Гражданское право
2
Способствовать формированию понятий гражданского права.
Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс)
§22, задание к документу с. 260
48-49
Семейное право
2
Дать более глубокие и осмысленные знания о семейном праве, конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей.
Работа с нормативными документами (Семейный кодекс)
§23, задание 1-4 с. 273-274
50-51
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
2
Раскрыть понятия трудового права, права на социальное обеспечение, образовательного права.
Курс 10 кл. «Современное российское законодательство»
Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс)
§24, задание 1-4 с. 285-286
52-53
Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс
2
Показать особенности правовой отрасли «процессуальное право», в основе которого лежат права человека, главная задача процессуального процесса – это установление истины, которая заключается в восстановлении нарушенных прав человека, рассмотреть арбитражный процесс как специфическую отрасль гражданского процесса.
Работа с источниками социальной информации. Работа с нормативными документами.
§25, задание 3 с. 298 (схема)
54-55
Процессуальное право: уголовный процесс
2
Сформировать знания о главных задачах уголовного процесса – раскрытии преступлений, защите прав и свобод человека и гражданина и тем самым установлении справедливости, показать специфические особенности уголовного процесса.
Работа с источниками социальной информации. Работа с нормативными документами (Уголовный кодекс).
§26, задание 1-4 с. 310
56-57
Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство
2
Раскрыть особенности административной юрисдикции, ее обусловленность спецификой работы сотрудников административных органов, а также особенности конституционного судопроизводства и его значение для развития законотворческой деятельности.
Работа с источниками социальной информации. Работа с нормативными документами.
§27, задание 2 с. 319
58-59
Международная защита прав человека
2
Дать информацию о полномочиях ключевых структурных подразделений ООН.
Новейшая история – роль ООН в современном мире
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
§28, задание 3 с. 330, подготовка к семинару
60-61
Взгляд в будущее
2
Систематизировать и обобщить знания о тех проблемах, которые оставил в наследство XXI в. век минувший.
Курс 10 кл. «Общество в развитии»
Написание творческих работ
§29, подготовка к зачету
62
Человек и закон - контрольный урок
1
Обобщить знания о современном подходе к пониманию права, современном механизме защиты прав человека.
Тест
Итоговое повторение (2 часа)
63
Экономика и социальные отношения
1
Проверка знаний: экономика и экономическая наука., роль государства в экономике, человек в системе экономических связей, мировая экономика.
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы
64
Правовое регулирование общественных отношений
1
Проверка знаний: право в системе социальных норм, система права, права и обязанности граждан и их защита.
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы
65-68
Резерв
4
Root Entry