Календарно-тематическое планирование по обществознанию по учебнику Боголюбова (7 класс). ФГОС 
Условные обозначения
ТУ - типы уроков:
1- урок изучения и первичного закрепления
- урок закрепления изученного
- урок обобщения и систематизации знаний
- урок применения знаний, умений
- урок проверки и коррекции знаний, умений
МО - методы обучения:
I- объяснительно-иллюстративный
II- репродуктивный
- частично-поисковый
- проблемно-обобщающий
V- исследовательскийФОПД - формы организации познавательной деятельности:
К - коллективные 
И - индивидуальные 
Г – групповые
К (в графе тема урока) - контроль знаний 
Календарно-тематическое планирование. Обществознание 7 класс (35 ч.). ФГОС    
С
ро
к
и
№
у
ро
к
а Тема урока К
о
л.
ч
а
с. Содержание урока Требования к результатам
ТУ МО ФО
ПД Дата
Предметные
МетапредметныеЛичностные 1
-
09 1
/ 
1 Введение. Правовые и экономические отношения 1 Что мы уже знаем и умеем.
Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
Как добиваться успехов в работе в классе и дома Ввести учащихся в общий круг вопросов, изучаемых в курсе 7 класса, необходимость изучения норм, регулирующих отношения в обществе, в сфере экономики и права.
Знакомство с основными формами предстоящей работы и принятой системой оценивания. Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса.
Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся Создание
положительного настроя на активную познавательную деятельность в учебном процессе.
1 I
II
III К
И
Г 2
-
09 2
/ 
1 Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе
Что значит жить по правилам 12
1 Социальные нормы и правила общественной жизни.   Общественные  нравы,   традиции  и  обычаи. Правила этикета и хорошие манеры Разнообразие социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе. Вариантами их классификации.
Характеризовать  на  примерах  социальные нормы и их роль в общественной жизни Практическое освоение социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания). 1 I
II
III К
И
Г 3
-
09
4
-
09 3
/ 
2
4
/ 
3 Права и обязанности граждан 2 Права  и  свободы  человека  и гражданина  в  России,   их  гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей,   оставшихся   без  попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних Конституционные права и обязанности граждан РФ, механизмам реализации и защиты прав и свобод человека, особенностями правового статуса несовершеннолетних.
Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.
Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних Соблюдение порядка, уважение прав другого человека.
1 I
II
III К
И
Г 1
-
10
2
-
10 5
/ 
4
6
/ 
5 Почему важно соблюдать законы? 2 Необходимость соблюдения законов.
Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость Знакомство с основами научного представления о понятии «закон», характеристика ряда его социальных функций, роль закона в жизни общества.
  Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.
Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости.
Восприятие официально-делового текста; учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Формирование уважительного отношения к закону, формированию отношения к праву как высшей ценности; осознанное выполнение требований правовых норм 1 I
II
III К
И
Г 3
-
10
4
-
10 7
/ 
6
8
/ 
7 Защита Отечества
2 Защита Отечества. Долг и обязанность.
Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга Общественная значимостью и перспектива военной службы, необходимость уже в подростковом возрасте готовиться к выполнению военного долга. Нормы регулирования в сфере военной деятельности, которые устанавливаются законами Российской Федерации, военной присягой, требованиями воинских уставов, приказами командования. Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.
Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга Построение жизненных планов во временной перспективе 1 I
II
III К
И
Г 2
-
11
9
/ 
8
Для чего нужна дисциплина
1 Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание Социальное и личностное значение соблюдения дисциплины.
Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека.
Характеризовать различные виды дисциплины. Анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины, выбирать адекватные модели поведения.
Понимание учащимися необходимости руководствоваться общепринятыми нормами и правилами в собственной повседневной жизни. Способствовать развитию у учащихся заинтересованности не только в личном успехе, но и в улучшении различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны. 1 I
II
III К
И
Г 3
-
11 10
/ 
9
Виновен - отвечай
1 Ответственность  за   нарушение законов.
Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение.   Преступления   и   проступки.   Ответственность   несовершеннолетних Закон как социальную силу, способную защитить установленный порядок и наказать нарушителей. Ответственность за противозаконное поведение и неотвратимости наказания нарушителей, даже несовершеннолетних.
Характеризовать ответственность за нарушение законов.
Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать  и  иллюстрировать  примерами проявления ответственности несовершеннолетних. Осмысление цели прочтения текста; сравнение результатов действия с заданным эталоном; установление причинно-следственных связей Осознание ответственности за поддержание порядка в обществе 1 I
II
III К
И
Г 4
-
11 11
/ 
10
Кто стоит на страже закона
1 Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации.
Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Структура правоохранительных органов. Сфера деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов Формирование уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, непримиримого отношения к правонарушениям, активной позиции в социально-правовой сфере 1 I
II
III К
И
Г 1
-
12 12
/ 
11
Практикум. Регулирование поведения людей в обществе 1 Содержание темы Основные понятия темы Характеризовать основные понятия темы. Аргументировать свои суждения. Применять полученные знания на практике, в социальной среде. Формирование правового сознания 4 II
III К
И 1
-
12 13
/ 
12
Повторение. Регулирование поведения людей в обществе   К1 Обобщение и закрепление основных положения темы.
  Умение структурировать знания; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; осознавать и самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения изученного материала; развивать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Развитие правового сознания, законопослушного поведения, соблюдению дисциплины, убеждённости в необходимости исполнения гражданского долга 3 I
II
III И
2
-
12
3
-
12 14
/ 
1
15
/ 
2 Глава 2. Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участники
15
2 Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители Экономика как сфере жизни общества, её основные проявления и участники. Роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей людей. Роль потребителя и производителя, формы организации хозяйственной жизни.
  Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности.
Описывать различные формы организации хозяйственной жизни.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества
1 I
II
III К
И
Г 4
-
12 16
/ 
3
Мастерство работника 1 Мастерство работника. Высоковаклифици-
рованный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда Понятия «квалификация работника», «заработная плата», «количество и качество труда». Мораль общественной жизни: тот, кто отличается своими особыми умениями, результатами своего труда, заслуживает глубокого уважения окружающих людей.
Побудительная роль мотивов в трудовой деятельности человека, значения трудовой деятельности для личности и общества Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни 1 I
II
III К
И
Г 2
-
01
3
-
01 17
/ 
4
18
/ 
5 Производство, затраты, выручка, прибыль
2 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя Роль производства в процессе достижения главной цели экономики-удовлетворении потребностей людей. Способы рациональной организации производства; факторы, влияющие на производительность труда; затраты производства и их влиянием на результаты производственной деятельности. Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства.
Различать общие, постоянные и переменные затраты производства Освоение рациональной модели поведения в сфере производства 1 I
II
III К
И
Г 4
-
01
1
-
02 19
/ 
6
20
/ 
7 Виды и формы бизнеса
2 Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя Понятие «бизнес», основные виды и формы бизнеса, их взаимосвязь. Возможности бизнеса  для раскрытия творческих сил производителей и обеспечения эффективного развития экономики. Особенности предпринимательской деятельности, её социально-экономической ролью в жизни общества, требованиями к деловой этике.
Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций Установка на участие в посильной экономической деятельности и сознательного выполнения таких социальных ролей, как потребитель и производитель 1 I
II
III К
И
Г 2
-
02
3
-
02 21
/ 
8
22
/ 
9
Обмен, торговля, реклама
2 Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике Обмен как важная часть в сфере экономической жизни общества. Роль и влияние современных форм обмена и торговли на обеспечение роста экономического благополучия любой страны и её граждан.
Виды обмена. Торговля как особый вид экономической деятельности; роль рекламы в развитии торговли.
Объяснять условия осуществления обмена в экономике.
Характеризовать торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности.
Раскрывать роль рекламы в развитии торговли.
Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя Формирование поведение рационального покупателя 1 I
II
III К
И
Г 4
-
02
1
-
03
23
/ 
10
24
/ 
11
Деньги, их функции
2 Деньги.   Исторические   формы эквивалента  стоимости.   Основные виды денег Экономическая роль денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена, основные социальные функции денег. Процесс развития денег от примитивных форм до современных сложных модификаций. Противоречивая природа денег, выступающих и как цель экономической деятельности, и как важный инструмент её реализации. Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег Формирование умения рационально распоряжаться личными денежными средствами 1 I
II
III К
И
Г 2
-
03
3
-
03 25
/ 
12
26
/ 
13 Экономика семьи
2 Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам Экономическая деятельности человека в коллективе. Имущество и доходы семьи, изменения расходов семьи, способов сохранения и приумножения семейных сбережений.
Раскрывать понятие «семейный бюджет».
Приводить примеры различных источников доходов семьи.
Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность  изменения  потребительских расходов семьи в зависимости от доходов Определение подростком своего места в семье, возможностей своего участия в экономической жизни семьи; планирования стратегий поведения в семье 1 I
II
III К
И
Г 1
-
04 27
/ 
14 Практикум. Человек в экономических отношениях 1 Содержание темы Основные понятия темы Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Характеризовать основные понятия темы.
Аргументировать свои суждения. Применять полученные знания на практике, в социальной среде. Установка на участие в посильной экономической деятельности и сознательного выполнения таких социальных ролей, как потребитель и производитель 4 II
III К
И 2
-
04 28
/ 
15 Повторение. Человек в экономических отношениях    К1 Содержание темы Основные понятия темы Характеризовать основные понятия темы.
Аргументировать свои суждения. Применять полученные знания на практике, в социальной среде. Установка на участие в посильной экономической деятельности и сознательного выполнения таких социальных ролей, как потребитель и производитель 3 II
III К
И 3
-
04 29
/ 
1 Глава 3. Человек     часть природы
Человек     часть природы
5
1 Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.    Проблема    загрязнения окружающей среды Неисчерпаемые и ис-черпаемые источники ресурсов. «Вторая» природа. Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества.
Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам.
Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли.
Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы.
Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе Формирование личной ответственности за состояние окружающей среды, желания и умения о ней заботиться
1 I
II
III К
И
Г 4
-
04 30
/ 
2 Охранять природу значит охранять жизнь 1 Охрана  природы.   Цена  безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали Основы экологической культуры, осознанию личной ответственности за состояние окружающей среды Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали Мотивирование на посильное участие в сохранении природы и улучшении экологической обстановки 1 I
II
III К
И
Г 1
-
05 31
/ 
3 Закон на страже природы
1 Законы Российской Федерации, направленные  на  охрану окружающей  среды.  Участие  граждан  в природоохранительной деятельности Направления природоохранительной деятельности, участие в ней и государства, и граждан. Юридические санкции в отношении тех, кто наносит вред природе.
Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы Формирование
ответственности за охрану окружающей среды 1 I
II
III К
И
Г 2
-
05 32
/ 
4 Практикум. Человек и природа 1 Содержание темы Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме Характеризовать основные понятия темы. Аргументировать свои суждения. Применять полученные знания на практике, в социальной среде. Мотивирование на посильное участие в сохранении природы и улучшении экологической обстановки 4 II
III К
И 3
-
05 33
/ 
5 Повторение. Человек и природа     К1 Содержание темы Обобщить и закрепить основные положения темы Самостоятельное планирование и организация учебной деятельности, оценка и осознание качества и уровня усвоения результатов учебной деятельности, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательств, осуществление продуктивного учебного сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умение аргументировать свою позицию Мотивирование на посильное участие в сохранении природы и улучшении экологической обстановки 3 II
III К
И 4
-
05 34
/ 
1 Итоговое повторение. 
Права и обязанности граждан    К2
1 Содержание курса Обобщить и закрепить основные положения курса Переработка и структурирование информации; умение осознанно строить речевое высказывание; установление причинно-следственных связей; выбор ценностных ориентиров; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; развитие навыков самооценки Определять значимые личностные ценности
4 II
III К
И 5
-
05 35
/ 
2 Экономика. Потребности, ресурсы Содержание курса Обобщить и закрепить основные положения курса Формулировать оценочное суждение. Работать с дополнительной литературой 3 II
III К
И