Конспект урока по математике на тему Сложение и вычитание рациональных чисел

Учитель математики Шакирова Расима Ригзановна
Денисовский район, Костанайской области
Дата: 16.11.15 г.
Тема: « Сложение рациональных чисел с разными знаками».
Предмет : математика.
Класс: 6
 
Цели:
1. Обучающая: систематизировать знания учащихся по теме «Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками», проверить усвоение материала учащимися в ходе выполнения упражнений.
2. Развивающая: способствовать развитию обобщения как метода научного познания, мышления, памяти и внимания; приобщение учащихся к разнообразным методам и формам изучения материала.
3. Воспитательная: воспитание чувства ответственности каждого учащегося; воспитание любви к предмету; активизация учебно - позновательной деятельности.
Структура урока:        
Организационный момент.   
Проверка Д/З 
3.     Устная работа      
4.     Практикум: (работа с учебником)
5.Самостоятельная работа.( на отработку умений и навыков сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками  (индивидуальная работа по карточкам )).    
6    Разрядка.
7.     Подведение итогов урока. 
8.     Домашнее задание. 
Методы урока: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока:  урок – закрепление.
 
Ход урока:
1. Выступление учителя.
Сегодня мы продолжим работу по теме « Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками». Эпиграфом к уроку могут служить слова Ф. Сефа: «Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»
Проверка д/з (сбор тетради и обсуждение появившихся вопросов по дом. заднию.)    
  3.. Устная работа: ( самопроверка)
·        Проверка теоретических знаний 
1. Любое число от прибавления положительного числа _____________, а от прибавления отрицательного числа _________ .                                   
2. Чтобы сложить два отрицательных числа, надо: а) сложить их ___________;                                                
         б) поставить перед полученным числом знак ________________ .   
3.   При сложении двух чисел с разными знаками обычно сначала определяют и записывают__________ суммы, а потом находят _________ модулей.
      4.    Сумма противоположных чисел равна «___».
« Правила сложения  надо детям знать.
                                                  Как и умножения – выучить, понять.
                                                  Знаки разные у чисел? Поступаем так:
                                                  Модули вычитаем, большего ставим знак.
                                                 Два  отрицательных? (Мало будет заботы о том.)
                                                  Минус ставим сначала, модули сложим потом.
                                                 Если же правила эти станете вы выполнять,
                                                 Значит, вам обеспечена будет оценка пять!» 
·        Выполни действия устно:   
а) –7 + 11;         б) – 7 + (–11);          в) –10 + (–4);           г) –10 + 4;
     д) 10 + (–4);      е) –3 + 8;                ж) 3 + (–8);           з) – 22 + 22.   
 
 По ходу решения учащиеся записывают ответы себе в тетрадь, а затем сравнивают свои результаты, выполняют самопроверку.
 


4.Практикум: (работа с учебником)
1)№ 486 (нечетные), № 487, № 468

5.Самостоятельная работа: ( на два варианта, взаимопроверка)
                            
        Выступление учителя:        «Дам я вам одно заданье – это будет испытанье.
                    Приготовьтесь, начинаю: задача эта не простая».    
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на два варианта:

Вариант I.
 
Вариант II.
 

1. Выполните сложение:
а) –543 + 458;          
б) 0,54 + (–0,83 );
в) – 2,29 + 4,61 ;
г)    - 1,69 + ( - 3,08 ).
 
2. Найдите значение выражения     х + 2,6,  
  если х = –1,47;
 
3. Выполните действия:
( - 5,12 + 3,28 )+ ( - 0,45)
 
 
1. Выполните сложение:
а) 257 + (–314);
б) –0,28 + (–0,18);   
в) –6 + 5,19;   
г) 4,75 + (- 2,83 ).
 
2. Найдите значение выражения  у + (–4,2),  
если у = 1,83;
 
3. Выполните действия:
( - 8,75 + 4,37 )+ ( -2,12 )
                                                               

 
 После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу своих товарищей.

Учитель:
·        сформулируйте правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
·         поставьте вместо * знаки « + » или « - », чтобы получилось верное равенство:     
а)   (*10 ) + ( * 5 ) = - 5           в) ( * 10 ) + ( * 10 ) = - 20             д) ( * 5 ) + ( * 5 ) = 0
б)  (*8 ) + ( * 9 ) = 1               г) ( * 30) + ( * 10 ) = - 40              е) ( * 10 ) +( * 10 ) = 20

Работа по учебнику №467, №454

6. Разрядка.
 Выступление учителя:       Предлагаю вам немного отдохнуть и решить задачу:
С хозяйством попа справляются десять работников. Каждый работник в день, кроме всего прочего, съедает каравай хлеба. Поп принял Балду.
 Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе.
Ест за четверых
Работает за семерых.
Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба экономил поп ежедневно?
Ответ:     осталось работников: Балда + 3 работника = 4 человека;
                     съедают 4+ 3=7 караваев;
                    экономия 10 – 7=3 каравая.

7. Подведение итогов урока.       
·        Каждый из вас убедился, что знание правил сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками   повышает вашу математическую культуру.
8. Домашнее задание: 
·        Повторить правила   п. 3.1 и п.3.3;
·        Решить № 469 стр.131, № 471, № 472 стр 132