Разработка урока по биологии Медоносная пчела
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья»»
Конспект открытого урока биологии
«Медоносная пчела»
(8 класс)
Подготовила и провела: Шиляева В.А. учитель биологии
2016 г.
Тема урока: Медоносная пчела.
Цель:
Обобщить знания о комнатной мухе.
Ознакомить учащихся с внешним строением, образом жизни и значением медоносной пчелы.
Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в сравнении, соотнесении и классификации.
Воспитание мотивации к учебе, бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточные карточки, продукция пчеловодства, средства борьбы с мухами (липкая лента, мухобойка, дихлофос), учебник биологии.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационная часть.
Прозвенел звонок и смолк-
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд, за новыми зхнаниями.
II. Повторение пройденной темы.
Задания для индивидуальной работы:
1.Задание «Лови ошибку!»
Из 10 предложений вы должны выбрать цифры, под которыми даны правильные ответы
К насекомым относятся стрекозы, кузнечики, бабочки, пчёлы, комары.
Пчёлы и бабочки сосут кровь человека и животных.
У большинства насекомых есть крылья и они способны летать.
Мухи и комары служат пищей лягушкам и птицам.
Колорадский жук поедает листья капусты.
Платяная моль специально выращивается человеком.
Комары и клопы сосут кровь человека и животных.
Все насекомые приносят вред человеку.
Пчелы, шмели и бабочки опыляют растения.
Одомашненные насекомые – тутовый шелкопряд и пчёлы.
Ответ: 1, 3, 4, 7, 9, 10.
2.Написать на указателях названия стадий развития комнатной мухи.
3.Перечислить и показать средства борьбы с мухами.
Устный опрос.
Какие части тела можно различить у комнатной мухи?
Чем и как питается комнатная муха?
Где муха откладывает яйца?
Что нужно делать, чтобы в жилище не было мух?
Вывод по повторению.
III. Изучение новой темы.
Объяснение новой темы словесным методом в виде беседы с использованием ИКТ, раздаточного и наглядного материала согласно плану.
Значение пчеловодства.
Внешнее строение пчел.
Состав пчелиной семьи.
Размножение пчел.
Разведение пчел.
Маленькая пчела человека большому уму учит.
- Чему учат пчёлы?
- Пчёлы учат человека трудолюбию, усердию, бережливости, дружбе, сплочённости.
Блиц-опрос.
- Кто видел этих насекомых в природе?
- Где живут пчёлы?
- Кто такой пчеловод?
- Какое значение в жизни растений имеют пчёлы?
- Поднимите руку, кто не пробовал основной продукт пчеловодства.
- Как называется этот продукт?
- Что ещё, кроме мёда, дают пчёлы людям?
Вы видите на столе продукцию пчеловодства. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.
- Мед в банке, воск, прополис, перга.
А еще пчелы являются хорошими опылителями растений, дают маточное молоко, которое используется в парфюмерии, медицине, для изготовления красок, а так же пчелиный яд, который используется в медицине.
Натуральный мед содержит почти все микроэлементы: витамины, кислоты и другие полезные вещества для здоровья человека. Мед нормализирует деятельность желудочно-кишечного тракта, стимулирует функции внутренних органов, нормализирует сон, стимулирует защитные силы организма, усиливает обмен веществ, оказывает противовоспалительные и тонизирующие действия и т.д.
2. Демонстрация на экране изображения пчелы.
Внешнее строение насекомых мы с вами изучили. Покажите на экране части тела пчелы и органы, расположенные на голове и груди.
Работа учащегося у экрана.
Примерный ответ учащегося, например, тело пчелы состоит из головы, груди и брюшка. На голове расположены глаза, усы и ротовой аппарат. На груди, с брюшной стороны, располагается три пары членистых ног, на спинной части груди имеются крылья. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца.
3. О составе пчелиной семьи мы с вами узнаем, прочитав абзац на странице 32 учебника.
Самостоятельное чтение темы «Медоносная пчела».
Демонстрация слайда с изображениями членов пчелиной семьи.
Рассказ учителя.
Пчелы живут большими семьями, семья насчитывает от 40 до 70 тыс. пчел. В каждой семье есть матка, несколько сотен трутней и множество рабочих пчел. Матка – самая крупная пчела, отличается от других пчел длинным брюшком и более крупными крыльями. Живет в семье от 3 до 5 лет и откладывает множество яиц в улье.
Трутни – пчелы средней величины, у них крупные глаза и массивное брюшко. Живут они в улье одно лето.
Самые многочисленные члены пчелиной семьи – рабочие пчелы – недоразвитые самки. Они собирают с цветков сахаристый нектар и пыльцу, перерабатывают нектар в мед, наполняют им соты улья, ухаживают за личинками, маткой и трутнями, строят соты, охраняют жилище от врагов, вентилируют улей.
Работа в тетрадях.
Запись о составе пчелиной семьи.
Коррекционная работа в сравнении членов пчелиной семьи по внешнему виду (на экране изображения состава пчелиной семьи, учащиеся должны определить матку, трутня, рабочую пчелу по внешнему виду).
4. О том, как пчёлы делают мед, мы узнаем, посмотрев фильм «Как пчёлы делают мёд».
5. Разведение пчел называют пчеловодством, а участок, на котором стоят ульи, называют пасекой, а человека, который ухаживает за пчелами, называют пчеловодом.
Одна пчелиная семья за лето дает до 50 кг меда – ценного питательного продукта.
Стоимость продукции пчеловодства.
Одна пчелосемья за лето дает от 25 до 50 кг меда.
В среднем 27 кг меда с одной ульи.
27 кг меда = 6 3-х литровых банок.
Вес 1 банки = 4,500 кг.
Стоимость 1 банки меда * 1,200 рублей = 72000 рублей
Если пчеловод имеет 10 ульев * 7200 рублей = 72000 рублей.
Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка»
Закрепление материала.
Задания на дом: читать стр. 32-35.
Подведение итогов урока.