Консультации — шпаргалки для родителей
МБДОУ «Црр – д/с Мечта»
Консультации –
шпаргалки для родителей
Основные вопросы:
Если ребенок вынуждает вас делать покупки.
Если ребенок слишком много смотрит телевизор.
Если ребенок испытывает страхи.
Если ребенок часто обманывает.
Подготовила:
воспитатель
Алыпова Л.В.
Абакан 2016
Если ребенок вынуждает вас делать покупки
Это вполне распространенное явление. Чаще всего требованием покупок дети пытаются компенсировать недостаток внимания к себе со стороны взрослых. Новая игрушка, шоколадка вызывают чувства удовлетворения на некоторое время, но не надолго.
Кроме того, причиной такой требовательности могут быть неустоявшиеся интересы: сегодня это – рисование, завтра динозавры и т.д.
Особое значение требование покупок может иметь в 4-5 лет. В этом возрасте дети начинают приобретать друзей, а поводом для привлечения внимания служит предмет (игрушка, конфета, новое платье).
Как предотвратить проблему
Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта от недостатка проявлений вашей любви и заботы. Вовсе необязательно делать для этого покупки – шишки из леса «от зайчика», горсть желудей «из белкиного дупла» вызовут не меньше радости, разбудят воображение.
Всегда предупреждайте ребенка о готовящемся походе в магазин за покупками специально для него. В момент выхода в «свет», выбор покупки. Участие в расчетах за неё вполне сообразны потребностям ребенка в социальных навыках и принесут удовлетворенность.
Не лишайте ребенка права участия в обсуждении и планировании расходов семьи.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если требования покупок неправомерны, не сообразны с вашим бюджетом и принимают характер истерик, старайтесь не обращать на такое поведение внимания, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопастности его, и других.
Если ребёнок слишком много смотрит телевизор
Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не выбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребенку осмыслить то, что он смотрит. Тогда дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.
Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из сюжета, совершенно не соответствует действительности.
Как предотвратить проблему
Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы познакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей.
Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач прогулкой, совместной игрой, чтением.
Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, в каких случаях ему могут пригодиться эти знания.
Если ребенок испытывает страхи
Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно – не видно опасности, а если её не видно – я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им ещё нужна защита взрослого.
Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребенок ещё не имеет.
Страх перед чудовищами может представлять собой проявление повышенной тревожности ребенка.
У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все ещё остается далеко не во всем понятным.
Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают мешать ребенку играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных пределах).
Как предотвратить проблему
Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.
Относитесь с участием ко всем чувствовать малыша, даже если вам не нравится, как он себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».
Разными способами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их.
Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.
Как справится с проблемой, если она уже есть
Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».
Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится.
Старайтесь поддержать его: Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».
Если ребенок часто обманывает
Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают так потому, что не считают это чем то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.
Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда вынуждены лгать, «чтобы спасти свое лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это на счет поведения, типичного для маленького ребенка.
Иногда можно принять за ложь фантазии малыша. К обману они никакого отношения не имеют.
Как предотвратить проблему
При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».
Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?» - лучше спросите: «Что произошло, когда вы поссорились?».
У ребенка должно развиваться чувство собственности достоинства. Это возможно только тогда. Когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте. Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», - давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
Никогда не спрашивайте у малыша, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.
Упорное вранье – сигнал того, что ребенок сильно не уверен в себе: он испытывает потребность «сочинить себя». Чтобы быть более значимым для окружающих.
Если обман связан с отрицанием факта совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, что нужно сделать».