Рабочая программа внеурочной деятельности Тайны русского языка 5 класс


Управление образования муниципального района
«Новооскольский район» Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
"Утверждаю"
Директор муниципального бюджетного
учреждения "Великомихайловская средняя
общеобразовательная школа
Новооскольского района
Белгородской области»
Прядченко Л.А._______________
Приказ № ____ от " _____ "________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Тайны русского языка »
возраст обучающихся : 11-12 лет (5 класс)
Срок реализации : 1 года
Учитель русского языка :
Головчанская Л.Г.

с. Великомихайловка 2014 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуальной направленности, модифицированная
Автор программы : Головчанская Л.Г.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от " ________ "___________ 2015 г. протокол №________
Председатель __________ Ткаченко Н.И.
подписьФ.И.О.
Пояснительная записка
Программа «Тайны русского языка» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 5 классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения (35 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей (возраст 11-12 лет, 5 классы).
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения, на основе концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Основной целью является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса
овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
развить интерес к изучению тайн русского языка;
воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
углубить уже имеющиеся знания о лексике;
изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
научить обобщать, делать выводы;
стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность.
Ожидаемые результаты обучения по программе:
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
учащиеся должны
знать об основных терминах, связанных с лексикой;
знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
уметь подбирать синонимы и антонимы;
уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на занятиях должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Лексическое значение слова.-2ч.
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Особенности прямого и переносного значения слов.
Ударение меняет значение. -2ч.
Особенности русского ударения.
Пестрое семейство синонимов.-2ч.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.
Великое противостояние антонимов.-2ч.
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
Слова-двойники. Омонимы. -1ч.
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.
Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.
Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.
Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
Устойчивые сравнения.-1ч
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.
Фразеологические сочетания-3ч.
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
Шарада -1ч.
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
Поиграем в слова-1ч.
Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.
Откуда ты, имя?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
Отчество и фамилия-2ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
Времена года -4ч.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
Крутится-вертится шар голубой-1ч.
Что означают названия материков, частей света.
В гостях у сказки.-1ч.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
Что нужно школьнику.-1ч.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Скатерть-самобранка.-1ч.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.
Откуда пришли названия некоторых растений.
Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.
Откуда пришли названия животных.
О том, что мы носим.-1ч.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.
Обобщение знаний, полученных во время занятий «К тайнам слова»
Учебно-тематический план.
№ Наименование разделов, блоков, тем Теория количество часов теория практика
1. Лексическое значение слова. Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. 2 1 1
2. Прямое и переносное значение слова.
Особенности прямого и переносного значения слов.
1 3. Ударение меняет значение.
Особенности русского ударения.
2 1 1
4. Ударение меняет значение.
Особенности русского ударения. 1 1 5. Пестрое семейство синонимов Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.
1 1 6. Пестрое семейство синонимов Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.
1 1
7. Великое противостояние антонимов. Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
1 1 8. Великое противостояние антонимов. Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
1 1
9. Слова-двойники. Омонимы. Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.
1 0,5 0,5
10. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
1 0,5 0,5
11. Похожи, но не одинаковы. Паронимы.
Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.
1 0,5 0,5
12. Из глубины веков. Архаизмы. Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
1 0,5 0,5
13. Устойчивые сравнения. Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
1 1 14. Фразеологические сочетания. Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
1 1 15. Фразеологические сочетания. Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. 1 1
16. Фразеологические сочетания. Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
1 1
17. Шарада
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад. 1 1
18. Поиграем в слова Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.
1 1
19. Откуда ты, имя? Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
1 1 20. Отчество и фамилия Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
Исследовательский проект 2 1 1
21. Времена года Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
1 1 22. Времена года Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
1 1
23. Времена года Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси. 1 1
24. Времена года Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
1 1
25. Крутится-вертится шар голубой Что означают названия материков, частей света.
1 1
26. В гостях у сказки Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
1 1
27. Что нужно школьнику Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
1 1
28. Скатерть-самобранка Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
1 1
29. Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» Откуда пришли названия некоторых растений.
1 1
30. Птицы и звери - почему их так называют? Откуда пришли названия животных.
1 1
31. О том, что мы носим. Что означают названия некоторых предметов одежды.
1 1
32. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». Обобщение знаний, полученных во время занятий в блоке «К тайнам слова»
1 1
Итого 35 13 22
Ресурсное обеспечение.
Информационно- методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
Научно-методические ресурсы.
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
Литература для учителя.
Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, – Волгоград: Учитель, 2008
Ладыженская Т. А.Речевые уроки. – М.:Просвещение,1995