Виды и формы контроля знаний учащихся на уроках информатики.
HYPERLINK "http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project6/index.htm" Виды и формы контроля знаний на уроках информатики
Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по информатики является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников.
Проверочно-оценочная деятельность учителя – неотъемлемая часть всей педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения. Часто для контроля знаний ограничиваются устным опросом школьников, в процессе которого лишь пересказывается текст учебника.
Для более качественной проверки нужно применять различные виды и формы контроля знаний.
Виды и формы контроля знаний:
Диктант - эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций. Диктант представляет собой перечень вопросов, которые могут:
диктоваться преподавателем через определенный интервал времени;
демонстрироваться слайдами поочередно;
быть представленными в виде таблиц с набором ответов.
Диктант: «Информация и информационные процессы».
Вариант 1
1.Что является объектом исследования науки информатики?
2.Что такое информация ?
3.Запишите какой-нибудь известный вам исторический факт.
4.Запишите какое-нибудь известное вам математическое правило.
5.Объясните свойство информации «полнота».
6.Будет ли для вас информативным следующее сообщение: «2x2=4»? Ответ обоснуйте.
7. Приведите пример работника информационной сферы.
8.С помощью какого органа человек получает большую часть информации?
9.Какие действия человек выполняет с информацией?
10.От кого человек может принять информацию?
11.В какой форме человек передает информацию?
12.Приведите примеры древнейших информационных носителей.
13.Назовите техническое средство связи, через которое происходит обмен информацией.
14.Какие устройства ранее использовали люди для интенсификации обработки информации?
15.Приведите пример передачи информации в живой природе.
Вариант 2
1.Что изучает наука информатика?
2.Назовите три основные сущности окружающего нас мира.
3.Назовите какой-нибудь известный вам факт из физики.
4.Назовите какое-нибудь известное вам правило русского языка.
5.Какие свойства информации вам известны?
6.Приведите пример своевременного сообщения.
7.От чего зависит, будет ли для вас информативным принимаемое вами сообщение?
8.Приведите пример информационной деятельности людей.
9.Какие виды образной информации получает человек с помощью органов чувств?
10.Какие информационные процессы вам известны?
11.Кому человек может передать информацию?
12.Приведите примеры современных информационных носителей.
13.Чем является телефонная линия связи при разговоре по телефону?
14.Что является результатом обработки информации?
15.Что является универсальным устройством для обработки информации?
Самостоятельная работа. Система самостоятельных работ должна:
обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку;
отражать все основные понятия, предусмотренные программой;
формировать приемы учебной работы;
подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов;
обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях.
Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа.
По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида:
обучающие (цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства);
контролирующие (цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания);
Обучающая самостоятельная работа: «Алгоритмы, их виды, свойства и способы записи».
Вариант 1
1.Сформулируйте определение алгоритма.
2.Как вы понимаете термины:
а) «конечный набор действий»;
б) «из класса однотипных»? Приведите поясняющие примеры.
3.Перечислите свойства алгоритма.
4.Объясните суть любого (на ваш выбор) свойства алгоритма.
5.Перечислите виды алгоритмов.
Вариант 2
1.Объясните суть свойства «определенность».
2.Объяснит суть свойства «однозначность».
3.Объясните суть свойства «результативность».
4.Объясните суть свойства «массовость».
5.Объясните суть свойства «конечность».
Вариант 3
1.Как бы вы доказали, что предложенная вам последовательность действий является алгоритмом?
2.Докажите, что практическое применение теоремы Пифагора – это алгоритм.
3.Можно ли известное вам явление «круговорот воды в природе» считать алгоритмом? Поясните.
4.Можно ли данную последовательность действий считать алгоритмом? Достать ключ. Вставить его в замочную скважину. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки. Вынуть ключ. Открыть дверь.
5.В одной из русских сказок герою дается поручение: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Можно ли набор действий считать алгоритмом? Обоснуйте свой ответ, пользуясь свойствами алгоритма.
Вариант 4
1.Сформулируйте определения алгоритмов:
а)линейного,
б)разветвляющегося,
в)циклического.
2.Приведите пример конкретной задачи, которая бы решалась помощью алгоритма:
а)линейного,
б)разветвляющегося,
в)циклического.
3.Перечислите способы записи алгоритмов.
4.Запишите алгоритм решения задачи в виде блок – схемы: y = √a + 2b.
5.Определите вид алгоритма из п.4
Контролирующая самостоятельная работа: «Алгоритмы, их виды, свойства и способы записи».
Вариант 1
1.Запишите определение алгоритма. Подчеркните в определении слова, в которых отражаются основные свойства алгоритма.
2.Объясните суть свойства «однозначность». Что произойдет, если нарушить это свойство?
3.Назовите исполнителя следующих видов работы:
а) приготовление торта;
б) пошив одежды.
4.Что такое полный набор исходных данных для решения задачи?
5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: «Определите площадь круга»
Вариант 2
1.Запишите определение программы. Чем программа отличается от алгоритма? Приведите пример, по которому это отличие можно увидеть.
2.Объясните суть свойства « результативность». Что произойдет, если нарушить это свойство?
3.Назовите исполнителя следующих видов работы:
а)ремонт обуви;
б)пломбирование зуба.
4.Что такое полный набор исходных данных для решения задачи?
5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: «Вычислите катет прямоугольного треугольника».
Вариант 3
1.Составьте алгоритм вычисления площади треугольника по формуле Герона (алгоритм запишите в виде блок – схемы). Определите вид алгоритма.
2.Запишите в виде блок – схемы алгоритм решения следующей задачи: "Определите, принадлежит ли точка С(х,у) отрезку АВ, если известны координаты концов отрезка".
Вариант 4
1.Составьте алгоритм для нахождения площади и гипотенузы прямоугольного треугольника (алгоритм запишите в виде блок – схемы). Определите вид алгоритма.
2.Запишите в виде блок – схемы алгоритм решения следующей задачи: «Меньшее из двух данных чисел возведите в квадрат, а большее уменьшите в 2 раза. Если числа равны, то найдите их сумму».
Тест - тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом.
Тесты представлены тремя видами в двух вариантах:
- первый вид тестов предполагает заполнение пропусков «многоточий» таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно–два слова, которые считают необходимо недостающими;
- второй вид тестов, учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать, верно сформулированное математическое предложение от неверного;
- третий вид тестов, предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания.
Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть легко обозримом для учащихся.
Тест : «Компьютер и информация».
Устройство, обрабатывающее информацию – это
А) оперативная память;
B) внешняя память;
C) клавиатура;
D) процессор;
Дисковод – это устройство для
A) обработки информации;
B) чтения и записи информации;
C) хранения оперативной информации;
D) долговременного хранения информации;
Для хранения слова «ИНФОРМАЦИЯ» в памяти компьютера требуется
10 байтов;
20 байтов;
1 байт;
9 байтов.
Вставьте вместо многоточия нужные слова: «Магнитные диски – устройства для …».
долговременного хранения информации;
ввода информации;
вывода информации;
обмена информацией.
Наименьшая адресуемая часть оперативной памяти – это
байт;
бит;
килобайт;
файл.
Контрольная работа - письменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного материала, что дает возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контрольные работы, которые можно разделить на два вида:
1.проверочные контрольные работы – предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы;
2.итоговые контрольные работы – являются завершающим моментом повторения в конце года. Необходимым компонентом этих работ служат задания на повторение основных теоретических вопросов.
Контрольная работа является составной частью процесса обучения и несет на себе образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Контрольная работа: «Системы счисления».
Вариант 1
1.Представьте в развернутой форме:
а) 4563; б) 1001012; в) АС616.
2.Переведите число 74 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;
3.Выполните действия:
1) в двоичной системе счисления:
а)11001101011+1110000101;
б) 101011-10011;
в) 1011х101.
2) в восьмеричной системе счисления:
а)564+234;
б) 652-465.
3) в шестнадцатеричной:
а)DF45+128A;
б)92D4-11AЕ.
4.Используя кодировочную таблицу ASCII, определите код буквы Y и изобразите его в восьмиразрядном формате.
Вариант 2
1.Представьте в позиционном виде:
а) 7045; б) 1101012; в) 1D516.
2.Переведите число 83 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;
3.Выполните действия:
1) в двоичной системе счисления:
а) 1110101011 + 1110110101;
б)1011 – 1100011;
в) 10101x 111.
2) в восьмеричной системе счисления:
а) 641 + 427;
б) 254 – 125.
3) в шестнадцатеричной:
а)F154+12DA;
б)12С4-9Е1. 4.Используя кодировочную таблицу ASCII, определите код буквы Z и изобразите его в восьмиразрядном формате.
Зачет - это одна из форм наиболее успешного закрепления знаний по пройденному материалу.
Открытые зачеты. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а так же дополнительными вопросами и задачами. Ученик самостоятельно выбирает уровень зачета и решают предложенные задачи. Зачет считается сданным только в том случае, если ученик выполнил все предложенные задания.
При изучении некоторых разделов, также учитывая особенности учебной группы, иногда целесообразно проводить закрытые зачеты. В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета. При этом возможно использование карточек – инструкций в том случае, если учащийся не может справиться с заданием, но это отражается на оценке или ученик выполняет дополнительное задание.
Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы или курса, обязательно должны быть дифференцированными или разноуровневыми, многовариантными.
Зачет: «Командные файлы».
Уровень 1
Вариант 1
Написать командный файл, который запрашивает: « Хотите ли вы узнать параметры форматирования (да – Y, нет – N)?» - и при ответе «да» (Y) выдает указанные параметры, а в противном случае прощается с вами.
Вариант 2
Написать командный файл, который запрашивает: «Хотите ли вы узнать, как работать с программой ARJ.EXE (да – Y, нет – N)?» - и при ответе «да» (Y) выдает указанные сведения, а в противном случае прощается с вами.
Вариант 3
Написать командный файл, который запрашивает: «Какая у вас дискета (360 Кбайт или 1,2 Мбайт)?» - и выполняет форматирование данной дискеты, выдав перед этим на экране соответствующее сообщение.
Вариант 4
Написать командный файл, который распечатывает имена файлов, имеющих расширение EXE и находящихся в подкаталоге корневого каталога диска F. Имя подкаталога задается как параметр.
Уровень 2
Вариант 1
Написать командный файл, который выдает сообщение о наличии в каталоге заданного файла. Имя файла и место поиска задаются как параметры.
Вариант 2
Создать текстовый файл на диске. Написать командный файл, который копирует созданный текстовой файл на дискету, запрашивая в случае наличия на дискете файла с таким же именем подтверждение о выполнении копирования. Имя текстового файла задается как параметр.
Вариант 3
Написать командный файл, используя команду FOR, выводит на экран содержимое каталога NU, находящегося на диске С в каталоге NC. После этого появляется вопрос «Хотите ли вы распечатать содержимое данного каталога на принтере?» При положительном ответе содержимое каталога распечатывается.
Вариант 4
Написать командный файл, который при наличии заданного файла выдает сообщение «Вы действительно хотите удалить файл с именем \имя файла\?». При подтверждении файл удаляется. Если же такого файла нет, то выдается соответствующее сообщение. Полное имя файла задается как параметр.
Формы контроля деятельности учащихся на уроках информатики
Особо остановимся на тестировании, как виде контроля. Грамотно составленные тесты могут быть не только формой контроля знаний, но и средством повторения и закрепления пройденного материала. Для использования тестов в качестве итогового контроля, необходимо регулярно тестировать учащихся в течении учебного года. Эффективным средство обучения является использование тестов в качестве описания конечных результатов деятельности. В этом случае, речь идет о принципе открытости образования.
В чем эффективность данного метода?
Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата. Если по другим предметам достаточно проблематично будет раздавать дидактические материалы на каждом занятии, то на информатике в качестве необходимого технического средства можно использовать компьютеры, где предварительно помещаются все необходимые тесты и учащиеся в любой момент могут совершенно спокойно себя протестировать.Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. И тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала, для теста из пяти вопросов:
нет ошибок – оценка «5»;
одна ошибка – оценка «4»;
две ошибки – оценка «3»;
три ошибки – оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
25-30 правильных ответов – оценка «5»;
19-24 правильных ответов – оценка «4»;
13-18 правильных ответов – оценка «3»;
меньше 12 правильных ответов – оценка «2».
Данные нормы характерны для общеобразовательных школ, когда ученый материал осваивается в рамках базисного плана. Для гимназических классов, лицеев и классов с углубленным изучением информатики данные критерии не подходят, требования к ученикам подобных учебных заведений должны быть намного выше. Их можно вычислить по критериям , заложенным в тестах ЕГЭ.
Наиболее проблематичной сферой контроля является объективное оценивание знаний учащихся при устном опросе и выполнении практических заданий. Рассмотрим факторы, влияющие на оценку:
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Здесь эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется оценка:
«5» – при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» – при наличии 1-2 недочетов;
«3» – 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;
«2» – незнание основного программного материала;
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей
Формы контроля деятельности учащихся на уроках информатики
Формы контроля на уроках информатики: текущий, периодический, итоговый и самоконтроль.
Методы контроля знаний на уроках информатики:
Традиционные - устный опрос, письменную проверку, тестирование, практическую работу
Нетрадиционные - сочинение, словарный диктант, проект.
Виды контроля: тест, контрольная работа, самостоятельная работа, и т.д.
Устный и письменный «зачет» в конце каждой темы позволяет проверить знания учащихся в целом и в системе. Только сдав «зачет» ученики могут приступить к работе на ПК. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.
Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, я даю одну - две домашних контрольных работ за учебный год (каждому ученику дается свой вариант).
Различные виды самостоятельных позволяют разнообразить работу на уроке. На первом этапе формирования знаний, и особенно в слабых классах, используется метод - «решение по аналогии». Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения. Особенно нравится ребятам исправлять ошибки в предложенных программах. Этот метод самостоятельной работы позволяет проверить знания операторов языка программирования в легкой, непринужденной форме. Определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Составление алгоритма решения задачи - этот метод позволяет развить логический и абстрактный способы мышления ребят.
Предложить идею решения задачи на оценку - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро. Решение задачи на сообразительность, скорость - позволяет проверить помимо знаний и навыки работы на ПК.
Контрольные и самостоятельные работы проводятся как «теоретически» так и за компьютером. Различные виды лабораторных работ позволяют сформировать компьютерную грамотность у учащихся.
Планируемые результаты обучения по информатике, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям.
Компьютерный диктант позволяет проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.
Очень продуктивной оказалась работа с творческими группами на лабораторных работах. При такой организации обмен мнениями идет свободно, ученики учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такой способ контроля как самоконтроль.
И задача «дальнего прицела» решается в творческой группе. Эта задача - конструирование компьютерной игры или обучающей программы. Для выполнения этой работы требуются все знания, которые ребята получили за два года. Нет ничего увлекательнее создания своего программного продукта. Увлечение играми может незаметно и совершенно естественно перейти в интерес к информатике, а в дальнейшем и к математике и другим точным наукам. А также это прекрасный способ проверить знания ребят.
Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом, примером сему может служить мой открытый урок по теме «Строки».
По каждой теме, по каждому виду контроля накоплено такое количество дидактического материала, которое позволяет максимально индивидуализировать задания для учащихся. Такие формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, а кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может их применять в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.