Методические разработки уроков по русскому языку «Деепричастие. Деепричастный оборот» 7 класс
Методические разработки уроков по русскому языку "Деепричастие.
Деепричастный оборот"
7 класс Автор: Новикова Любовь Григорьевнаучитель русского языка в казахской школе Средняя школа имени Максима Горького с ДМЦ
Тема урока: Деепричастие. Тип урока: комбинированный Вид урока: урок – фантазия Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. Цель: рассмотреть выразительные возможности деепричастия. Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий; выразительных возможностей деепричастий Уметь: находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать в речи деепричастия. Оборудование: карточки, иллюстрации, тетради по развитию речи. I. Вступительное слово учителя. Цель: объяснить учащимся цель урока. Учитель. Ребята, сегодня мы рассмотрим выразительные возможности деепричастии, продолжим работу по обнаружению и исправлению грамматических ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий II. Создание мотивации обучения. Работа с текстом. Цель: показать возможности деепричастия как средства выразительности. Учитель. Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Давайте познакомимся с текстом из книги У. Джанибекова «Эхо…», Алматы 1990 г. Задание. Расставьте знаки препинания, назовите деепричастия. По следам легенды о золотой домбре. …Было это в стародавние времена. Много – много лет назад как гласят предания жил на свете старый музыкант хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего он собрал всех сородичей и сказал им: "В памяти моей вся история тогыз тарау пересказывал ее с помощью моей такой же старой как я сам домбры не уносить же ее в могилу. Решайте как мне поступить на склоне лет." III. Работа по картине А.Галымбаевой. Цель: научить использовать деепричастия для создания текста искусствоведческого характера. Учитель. Айша Галымбаева – первая профессиональная художница – казашка, народный художник Казахстана. Родилась она в селе Иссык – Енбекши близ Алматы. С детства все свое свободное время Айша рисовала, вышивала, шила, катала кошмы, составляла сложные узоры. В 1943 году она закончила Алматинское художественное училище, а в 1949 – художественно – декоративное отделение Всесоюзного государственного института кинематографии. Задание. Допишите текст, вставьте вместо пропусков деепричастия, причастия, причастные обороты. Картина «Песнь Казахстана» (1962) привлекательна тонким лиризмом, своими живописными качествами. Среди яблонь в густом весеннем цвету сидят девушки в национальных сине – белых платьях. Они поют,__________ себе на домбрах. Полотно выдержано в холодной цветовой гамме,________________ ощущение свежести и прохлады воз-духа. (Глаголы от которых нужно образовать и вставить пропущенные деепричастия и причастия: аккомпанировать, создавать). IV. Словарная работа. Композиция картины – выбор формы полотна, расположение фигур на нем; Колорит – сочетание различных цветов; Рисунок – поза, выражение лиц героев; Освещение – источники, откуда падает свет на картины; Теплые тона – красный, розовый, желтый цвета; Холодные тона – голубой, синий, серый, белый; Фон картины – задний план картины; Ракурс изображения – место, которое выбрал художник по отношению к натуре, т.е. живых лиц и настоящих предметов, с которых пишется вся картина; V. Работа по развитию речи. (Работа ведется в тетрадях по развитию речи). Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов. Учитель. Конечно, интересно самому попытаться описать картины с помощью деепричастий и деепричастных оборотов, но, к сожалению, иногда это сопровождается грамматическими ошибками. Давайте обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем исправить ошибки. Исправьте грамматические ошибки. 1. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям. (Подсказка: деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого) КЛЮЧ: Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям. 2. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника. (Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом – сказуемым). КЛЮЧ: Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство ху-дожника. 3. Знакомясь с творчеством Айши Галымбаевой и изучив ее биографию, мы открыли для себя много интересного. (Подсказка: ошибка в употреблении видов деепричастии). КЛЮЧ: Познакомившись с творчеством Айши Галымбаевой и изучив ее биографию, мы открыли для себя много интересного. VI. Работа с разноуровневыми заданиями. Цель: учить определять пунктуационную ситуацию в предложении. Уровень «3». Расставьте знаки препинания. 1) Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль. 2) Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль. 3) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль. 4) Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и устремляется вдаль. Уровень «4» Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты. 1) Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах. 2) Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах. 3) Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и очаровывает заставляя забыть о проблемах. 4) Величие природы покоряет и увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах. Уровень «5» Перестройте предложения в соответствии со схемой. 1) [, . . и . . , ===] 2) [ ==== и , . . ,=====] 3) [ ==== , . . , и ====] Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с ветром. КЛЮЧ: 1) Волны, играя друг с другом и клокоча, спорят с ветром. 2) Волны играют друг с другом и, клокоча, спорят с ветром. 3) Волны играют друг с другом, клокоча, и спорят с ветром. Задания повышенной сложности. Перестройте предложение в соответствии со схемой. [=====, . . , и, . .., ======] Человек любуется природой, восхищается ее великолепием, пытается постичь тайны гармонии, ощущает себя частичкой мира. КЛЮЧ: Человек любуется природой, восхищаясь ее великолепием, и, пытаясь по-стичь тайны гармонии, ощущает себя частичкой мира. VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Учитель. Хорошо, когда радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Восхищаясь природой, человек создает удивительные стихотворения. Вспомним Сергея Есенина: «А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром» или «Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река». Сегодня, мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образных картин мира. Мы увидели, насколько велики выразительные возможности деепричастий. Мы попытались описать картину Айши Галымбаевой при помощи деепричастных оборотов. Дома вам предстоит составить текст – описание картины А.Галымбаевой «Нан» с помощью следующих деепричастных оборотов: 1) Сидя за низким столиком; 2) Создавая настроение тихой радости, душевного спокойствия и довольства, мирной хорошей жизни; 3) Красиво оттеняя смуглое лицо и иссиня-черные волосы; 4) Разделывая лепешки.
Тема урока: Деепричастный оборот. Тип урока: Повторительно – обобщающий. Вид урока: Урок-путешествие во времени. Технология: Элементы технологии проблемного и дифференцированного обучения. Цель: Повторение изученного по теме "Деепричастный оборот." Знать: опознавательные признаки деепричастного оборота, Правила его выделения на письме, синтаксическую роль деепричастий. Уметь: выделять запятыми деепричастный оборот, правильно определяя его границы, соотносить деепричастие с подлежащим в предложении, различать причастия и деепричастия в тексте, сопоставлять их, строить предложения с деепричастными оборотами. Оборудование: распечатанные для каждого ученика разноуровневые зада-ния, иллюстрации к произведениям «Камбар и Назым», «Кыз-Жибек», «Кобыланды», тетради по развитию речи. 1.Вступительное слово учителя Цель: объяснить учащимся цель урока. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами повторим изученный материал по теме Деепричастный оборот, проверим, насколько крепки границы между причастиями и деепричастиями, и увидим, что происходит при нарушении этих границ. Мы попробуем самостоятельно построить предложения с деепричастными оборотами. Но сначала давайте вспомним, какую конструкцию мы называем деепричастным оборотом. 2.Актуализация опорных знаний. Цель: повторить сведения о деепричастном обороте и правилах его выделения на письме. Учитель: Ребята, давайте попробуем составить рассказ о деепричастном обороте по схеме. (Рассказ ученика по схеме) 3. Работа с текстом. Цель: Повторить правило обособления деепричастного оборота на основе работы с текстом. Учитель: Ребята, каждый из вас должен выбрать текст определенного уровня сложности. Познакомимся с содержанием текста. (Один ученик читает) Вопросы для беседы по тексту: 1. Докажите, что перед вами текст. 2. Определите тему текста. 3. Озаглавьте текст. 4. Как связаны между собой предложения. 5. Выполните задания. Уровень 3 Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. С давних времен привлекали к себе внимание исследователей казахские народные песни и кюи, сбор и запись которых начались только с конца ХІХ века благодаря русским искусствоведам, фольклористам и музыкантам. Жители степей всегда отличались красноречием умением говорить не запинаясь и не останавливаясь наслаждаясь изяществом отточенностью слов собеседника. Единение народа по принципу нет житья без единения –главная цель всех без исключения героических сказаний, главными персонажами которых выступают батыры – выходцы из народа. Герои терпят лишения, трудности, но в конце концов выходят победителями. Они решительны, благородны и снисходительны, когда того требуют обстоятельства. Так, в поэме «Камбар и Назым» братья невесты посмеиваются над бедностью молодого охотника Камбара считая его не подходящим для своей сестры – красавицы Назым. Оскорбленный этим джигит невзирая на расставленные сети безумно влюбленной в него девушки дает себе клятву порвать связь не только с ее братьями но и с нею. Однако увидев нависшую над аулом своей возлюбленной опасность вступает в единоборство с врагом посягнувшим на жизнь его сородичей. Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы у казахов несут в себе большую воспитательную нагрузку способствуя расширению кругозора, ло-гическому мышлению людей. Народное творчество, будучи неразрывно связанным с народным бытом, на протяжении всей истории оказывало на него определенное влияние испытывая в то же время обратное воздействие на себя и на свое развитие. Являясь составной частью духовной культуры народа отражая его политические, правовые, философские, религиозные взгляды, художественно –эстетические идеалы народное творчество всегда способствовала формированию у людей определенного отношения к жизни. Познавая эти ценности эффективно используя их мы можем способствовать поступательному движению нашего народа вперед по пути прогресса и социального совершенства. Уровень 4 Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. С давних времен привлекали к себе внимание исследователей казахские народные песни и кюи, сбор и запись которых начались только с конца ХІХ века благодаря русским искусствоведам, фольклористам и музыкантам. Жители степей всегда отличались красноречием умением говорить бегло не запинаясь и останавливаясь наслаждаясь изяществом отточенностью слов собеседника. Единение народа по принципу нет житья без единения –главная цель всех без исключения героических сказаний, главными персонажами которых выступают батыры – выходцы из народа. Герои терпят лишения, трудности, но в конце концов выходят победителями. Они решительны, благородны и снисходительны, когда того требуют обстоятельства. Так, в поэме «Камбар и Назым» братья невесты посмеиваются над бедностью молодого охотника Камбара считая его не подходящим для своей сестры – красавицы Назым. Оскорбленный этим джигит невзирая на расставленные сети безумно влюбленной в него девушки дает себе клятву порвать связь не только с ее братьями но и с нею. Однако увидев нависшую над аулом своей возлюбленной опасность вступает в единоборство с врагом посягнувшим на жизнь его сородичей. Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы у казахов несут в себе большую воспитательную нагрузку, способствуя расширению кругозора, логическому мышлению людей. Народное творчество, будучи неразрывно связанным с народным бытом, на протяжении всей истории оказывало на него определенное влияние испытывая в то же время обратное воздействие на себя и на свое развитие. Являясь составной частью духовной культуры народа отражая его политические, правовые, философские, религиозные взгляды, художественно –эстетические идеалы народное творчество всегда способствовала формированию у людей определенного отношения к жизни. Познавая эти ценности эффективно используя их мы можем способствовать поступательному движению нашего народа вперед по пути прогресса и социального совершенства. Уровень 5 Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Дополнительное задание: Подчеркните деепричастие и деепричастные обороты. С давних времен привлекали к себе внимание исследователей казахские народные песни и кюи, сбор и запись которых нач -лись только с конца ХІХ века благодаря русским искусствоведам, фольклористам и музыкантам. Ж -тели степей всегда отлич -лись красноречием умением говорить бе не запинаясь и останавливаясь наслаждаясь изяществом отточенностью слов собеседника. Единение народа по принципу нет житья без единения –главная цель всех без исключения героических сказаний, главными персонажами которых выступают батыры – выходцы из народа. Герои терпят лишения, трудности, но в конце концов выходят победителями. Они реш -тельны, благородны и снисходительны, когда того требуют обстоятельства. Так, в поэме «Камбар и Назым» братья невесты посмеиваются над бедностью молодого охотника Камбара считая его не подходящим для своей сестры – красавицы Назым. Оскорбленный этим джигит невзирая на расставленные сети безумно влюбленной в него девушки дает себе клятву порвать связь не только с ее братьями но и с нею. Однако увидев нависшую над аулом своей возлюбленной опасность вступает в единоборство с врагом посягнувшим на жизнь его сородичей. Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы у казахов несут в себе боль-шую воспитательную нагрузку, способствуя расш - рению кругозора, логическому мышлению людей. Народное творчество, будучи неразрывно связанным с народным бы-том, на протяжении всей истории оказывало на него определенное влияние испытывая в то же время обратное воздействие на себя и на свое развитие. Являясь составной ч - стью духовной культуры народа отражая его политические, правовые, философские, религиозные взгляды, художественно –эстетические идеалы народное творчество всегда способствовала формированию у людей определенного отношения к жизни. Познавая эти ценности эффективно используя их мы можем способствовать поступательному движению нашего народа вперед по пути прогресса и социального совершенства. 4.Работа по развитию речи. Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Учитель: Ребята, обратимся к тетрадям по развитию речи. Перед вами три предложения, в которых содержится интересная информация о моде ХVІІІвека но понять ее мешают грамматические ошибки. Давайте исправим их. Исправьте грамматические ошибки. 1.Пытаясь сохранить макияж, у дам было принято умываться не каждый день. (Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым) КЛЮЧ Пытаясь сохранить макияж, дамы умывались не каждый день. 2. Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи. (Подсказка: действие выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым) КЛЮЧ Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи. 3. Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках - «мушечницах» (Подсказка: деепричастие несовершенного вида употребляется для обозначения действия, совершающегося раньше основного действия) КЛЮЧ Имитируя родинки, дамы использовали мушки которые хранились в золотых и серебряных коробочках-«мушечницах.» Подведение итогов урока Учитель: Итак, подведем итоги урока. Сегодня мы, совершив путешествие во времени и открыв для себя массу интересных подробностей о моде ХVІІІ века, о народном творчестве повторили тему Деепричастный оборот. Мы находили деепричастные обороты в текстах, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты. 6. Домашнее задание. Учитель: Одним из важных предметов дамского туалета был веер. Он выполнял массу функций: на его створках писали модные фразы, в нем прятали записки. С его помощью можно было разговаривать, не произнося слов. Дома вам предстоит составить текст о тайнах дамского веера. Предлагаю вам свои подсказки. Задание. Составьте текст, используя деепричастные обороты. Для справок: Разворачивая веер-замужество Закрывая-безразличие Открывая один листик-дружба Открывая два листика-сочувствие Открывая три листика-любовь Складывая стрелой –призыв к решительности Работа в малых творческих группах по карточкам. Задание: Расставьте знаки препинания, подчеркните причастия и деепричастия, вставьте пропущенные буквы. Карточка №1 Тонкая линия прав…льного набольшого носа казалась Абаю еще обворожительнее. Легкое и нежное, как пух, выступало бело бело-розовое яблочко подбородка. Чудесная шейка б…лела между длинными черными косами. Мал…нькие серьги сверкающими капельками др…жали в ушах. Тогжан то заливается румянцем то неожиданно бледнеет. Она во власти какого-то нового чувства наполняющего непонятным трепетом все ее существо. Абай снова залюбовался ею. Карточка №2 Кииз уй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен-кереге, сводчатых жердей-уыков, верхнего обруча- шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками, поверх их - двумя узуками и тундуком, составляющими стены и кровлю, надежно защищающими от непогоды. Двери юрты - сыкырлауык украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью, прикрывались войлочной завесой. По следам легенды о золотой домбре Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят преда-ния, жил на свете старый музыкакнт, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: в памяти моей все истории тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет. Такие сведения о развитии народного инструмента мы находим в легенде о золотой домбре, записанной нами в одном из ничем не примечательных селений, расположенных в долине Сырдарьи. Тема урока: На выставке декоративно-прикладного искусства. Тип урока: комбинированный Вид урока: урок-экскурсия Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте; составление интервью с посетителями выставки или авторами изделий, создание новых ситуаций общения; рассмотреть выразительные возможности причастий и деепричастий. Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте. Уметь: находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать в речи деепричастия, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами. Оборудование: иллюстрации, макет юрты, казахские национальные костюмы, казахские музыкальные инструменты, тетради по развитию речи. Вступительное слово учителя. Цель: объяснить учащимся цель урока. Учитель: Ребята сегодня мы с вами повторяем тему «Деепричастие». Но, кроме того, мы совершим экскурсию на выставку декоративно –прикладного искусства. Представим себе, что мы являемся туристами- студентами и учащимися из России и Англии. Наши экскурсоводы ознакомят нас с экспонатами выставки на казахском языке, а мы переведем их речь на русский и английский. 2. Актуализация опорных знаний. Цель: провести наблюдения над языковым материалом, чтобы показать структуру описания и лексико-грамматические способы связи предложений в тексте- описании. Учитель: Прослушайте текст-описание. Определите, о каком предмете идет речь. Текст - описание предполагает ответ на вопрос КАКОВ?: каков предмет? Лицо? Помещение? Природа? Состояние среды? состояние человека? Чтобы показать структуру описания и лексико-грамматические способы связи предложений в тексте-описании, следует провести наблюдения над языковым материалом: -Прослушайте текст –описание. Определите, о каком предмете идет речь. Этот вид казахского жилища известен в виде войлочной с жестким деревянным каркасом повозки более трех тысячелетий, разборный его вариант появился более тысячи лет тому назад. Внутреннее пространство войлочного жилища функционально организовано: поделено на три части: «мужскую» , «женскую» и хозяйственную. В центральной части по периметру размещена своеобразная «стенка» состоящая из деревянных сундуков , украшенных росписью, резьбой, поверх которых поднимается гора ярких стеганых одеял. Парадный бархатный «тус-кииз» -определяет место для почетных гостей-«тор.» В текстильных убранствах особыми функциями наделяется цвет: красный- символизирует огонь, солнце, жизненную энергию, черный- огораживает от зла, белый- привлекает добро Особое внимание уделяется двери. Она украшается орнаментом из различных комбинаций роговидных завитков, образующих ромбы, крестовины, цепи- символические знаки пожелания благополучия, обилие скота, его сохранения от падежа и других бед. Дверь –это проявление гостеприимства, свойственного казахам, одновре-менно дверь выполняет и охранительную функцию - замыкает, огораживает семью от внешнего мира. Вопросы для наблюдения: -Какова тема и основная мысль этого текста? -(По В. Гроздовой) Какие признаки юрты назвал автор? Перечислите их. -Все ли признаки юрты названы в этом описании? Почему? (Это описание научное, поэтому указаны только главные, самые важные признаки.) -Назовите, используя памятку, другие признаки научного стиля в этом тек-сте. -Описание состоит из трех частей: 1.Общее представление о предмете. 2.Описание отдельных деталей: а) …, б) …, в) …, и т.д. 3 Вывод, впечатление, которое оставляет предмет. Найдите эти части в научном описании юрты. -Какая часть описания юрты отсутствует? -Дополните описание юрты, сохраняя особенности научного стиля. (Примерный вариант ІІІ части: Даже с переходом казахов к оседлому образу жизни юрта не потеряла своего значения. Она служит надежным убежищем на отгонных пастбищах, ее разбирают в районах стихийного бедствия, она радует глаз яркими орнаментами на купольном войлоке «ак-уй» в дни праздников) Для сравнения научного и художественного описания следует использо-вать художественный текст на ту же тему. Мы избрали стихотворение из-вестного китайского поэта Бо-Цзюй-и «Юрта»: Шерсть собрали с тысячи овец, Сотни две сковали мне колец, Круглый остов из прибрежных ив Прочен, свеж, удобен и красив. В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве, А теперь, как голубая мгла, Вместе с ним на юг она пришла. Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя ее твердеет грудь. Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло. Тень ее прекрасна под луной, А зимой она всегда со мной Войлок против инея - стена, Не страшна и снега пелена. Там меха атласные лежат, Прикрывая струн певучий ряд. Там певец садится в стороне, Там плясунья пляшет при огне, Очага багряные огни Весело сплетаются в тени, Угольки таят в себе жару, Точно орхидеи по утру В юрте я приму своих гостей, Юрту сберегу я для детей. Князь свои дворцы покрыл резьбой- Что они пред юртой голубой! Я вельможным княжеским родам Юрту за дворцы их не отдам. -О чем не говорится в художественном описании юрты по сравнению с на-учным? -Нужно ли было автору поэтического описания юрты характеризовать те признаки, которые вы анализировали в научном описании? Почему? -Какова основная мысль этого поэтического текста-описания? -Выберите из текста эпитеты, сравнения, слова, употребленные в переносном значении. -Чувствуется ли личность автора в том и другом тексте? В чем это проявляется? Вывод: Автор научного описания раскрывает основную мысль - дать точные факты об истории юрты и ее устройстве, поэтому описание точное, четкое, ясное, не выражается отношение автора к предмету описания. Автор художественного описания ставил перед собой цель - восславить юрту, поэтому так взволнованно звучит голос, когда читаешь эти строки, полные чувства восхваления своего жилища, ярких эпитетов, метафор, сравнений. В заключение можно выяснить у детей, где они встречались с научным описанием? Художественным описанием? Работа над описанием целесообразна при изучении грамматических тем, связанных с глаголом и прилагательным, как в роли определения, так и ска-зуемого. Очень важно предупредить весьма распространенную в изложениях и сочинениях ошибку - многократное повторение глагола был (был, были) + прилагательное. 3. Выступления учащихся в роли экскурсоводов и посетителей выставки. Учитель: Сегодня мы побываем на выставке декоративно-прикладного искусства. Это, конечно, импровизированная выставка, которую вы сделали сами, используя макет юрты, иллюстрации, сувениры, изделия из ткани, картона и дерева, репродукции картин известных художников. Но мы постараемся представить это так, как будто побывали в Госу-дарственном музее искусств Казахстана. І выступление. Высокого мастерства достигли народные умельцы в об-работке войлока и в ткачестве, получившие широкое распространение на всей территории Казахстана. В музее экспонируются паласы-алаша, вой-лочные и тканые ковры, различные сумки-коржуны, ленты для скрепления и украшения юрт (бау, баскуры). Среди представленных в экспозиции вышитых изделий уникальными являются золотошвейные покрывала и настенные ковры (тускиизы), расшитые кораллами и украшенные накладными серебряными пластинами. Казахское народное прикладное искусство с его жизнеутверждающим характером сложившимися в веках формами и декором изделий является неиссякаемым источником эстетической радости и творческого вдохновения для современников, бережно сохраняющих древнее культурное наследие своего народа. ІІ выступление. В изобразительном искусстве Казахстана продолжают жить древние народные традиции и постепенно складываются новые художественные формы. На основе богатейшего наследия традиционного национального искусства, веками выработанных форм и приемов мастера создают произведения, в которые, на ряду сохранением традиционных орнаментальных мотивов, вводятся элементы пейзажа, портрета и сюжетных композиций, отражающих современность. Убедиться в этом вам помогут картины А. Галымбаевой «Дастархан», «Аяккап», «Древняя керамика», «Казахские головные уборы», эскиз декоративного занавеса к кинофильму «Дочь степей» и другие картины. ІІІ выступление - «Қазақтың үй жихаздары.» (по книге из сборника «Сен білесің бе?-2»- издание. «Аруна»2002. 4. Работа с текстом Цель: формирование речеведческих и правописных навыков. Карточка для работы (выдается каждому ученику) Задание. Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Последней вошла девушка поразительно п…хожая на Тогжан. Она вошла улыбаясь сдержанно но чуть лукаво приоткрывая белые ровные зубы . Когда она смущенно позд…ровалась, легкий румянец на ее из…ках вспыхнул для Абая долгожданной утре…ей зарей. Он не смог даже ответить на приветствие девушки, только едва заметно пошевелил губами и продолжал сидеть, как бы окаменев, устремив на нее неподвижный взгляд. Она п…краснела еще больше…Абай не в силах был оторвать глаз. Он смотрел на девушку восторженно –и молчал, сам не замечая, что думает о ней сравнениями, вычитанными у поэтов. Вопросы для анализа -Какова тема и основная мысль этого текста? Как вы могли бы озаглавить этот отрывок, чтобы в названии слились тема и основная мысль? -Какой тип этой речи? Почему? (Поскольку детям в дальнейшем не один раз придется отвечать на аналогичный вопрос, можно заготовить таблицу следующего содержания: Я думаю, что этот текст-описание, так как (потому считаю что в нем приз- Мне кажется наки… На мой взгляд автор говорит о призна- По-моему, ках… В тексте сообщается о приз- наках предмета… Подведение итогов урока. Учитель: Сегодня мы с вами показали, что умеем находить деепричастия, конструировать предложения с деепричастными оборотами. А кроме того, мы совершили экскурсию на выставку декоративно-прикладного искусства, узнали много интересного о творчестве народных умельцев и профессиональных художников. Домашнее задание. Учитель: Дома я предлагаю вам написать мини- сочинение, используя сведения, полученные на уроке-экскурсии. Методические рекомендации Основная цель изучения темы "Деепричастие" - усвоение особых гла-гольных форм в единстве их семантических, морфологических и синтаксических свойств, а также формирование орфографических и пунктационных навыков. Усвоение понятия "деепричастный оборот" представляет особую трудность для учащихся - казахов. Важно научить семиклассников правильно определять деепричастные обороты. На уроках решаются и задачи общего развития учащихся: 1. приобщение к культурным ценностям через беседу по картине; 2. овладение способами познавательной и практической деятельности; 3. организация ситуаций творчества: Урок №1 - Деепричастие. Урок - фантазия. Урок №2 - Деепричастный оборот. Урок - путешествие во времени. Урок №3 - На выставке декоративно - прикладного искусства. Урок - экскурсия. Рекомендация Уроки по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот» и урок развития речи «На выставке декоративно – прикладного искусства» рекомендованы методобъединением гуманитарного цикла в классах с государственным языком обучения для дальнейшего их применения на практике. Уроки построены в соответствии с требованиями программы «Русская речь» для 5 – 9 классов казахской школы (Алматы, 1999г.) На уроках использовались различные виды деятельности учащихся: чтение, слушание, письмо. Использование наглядности и дидактических материалов было методически и логически оправдано и целесообразно. Использовались разноуровневые задания. Контроль на уроках проводился по следующим параметрам: - устная коллективная работа по поэтическому тексту; - письменная и индивидуальная работа с текстом по картине; - коллективная работа по исправлению грамматических ошибок; - индивидуальная работа с разноуровневыми заданиями по пунктуации.