Рабочая программа учебного курса Тайны слова
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
«Краснянская средняя общеобразовательная школа»
Обсуждена на педагогическом совете.
Протокол № 206 от 28.08.2015 г.
Утверждена.
Приказ № 27-4 от «31» августа 2015 г.
Директор МКОУ "Краснянская СОШ"
_____________/Капанадзе В.М./
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Тайны слова»
7 класс
Составитель: Байцерова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
с. Красное
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Тайны слова» для 7 класса составлена на основе ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010), ООП ООО (Основной образовательной программы основного общего образования) и Учебного плана МКОУ «Краснянская СОШ». Рабочая программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности.
Цель учебного курса – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи учебного курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактического и раздаточного материала;
анализ текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разнообразными словарями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«ТАЙНЫ СЛОВА»
Учебный курс «Тайны слова» позволяет закреплять знания и навыки, полученные обучающимися на уроках, дает возможность глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить с такими фактами, которые не изучаются на уроках, способствует удовлетворению индивидуальных интересов обучающихся. На всех занятиях обучающиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Работа над словом - первооснова, на которой строятся занятия по учебному курсу.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ТАЙНЫ СЛОВА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Тайны слова» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный курс рассчитан на 16 занятий, на него отводится 1 час в неделю в течение первого учебного полугодия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ТАЙНЫ СЛОВА»
Личностные результаты:
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
развивать мотивацию к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и других словарей) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ТАЙНЫ СЛОВА»
Что такое орфоэпия?
Нормы литературного произношения. Литературный язык. Орфоэпия. Орфография.
Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.
Лексическое значение слов. Лингвистические словари русского языка. Словарная статья. Энциклопедические и лингвистические словари.
В царстве смыслов много дорог.
Многозначные слова, слова - омонимы. Способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».
Многозначность слова.
Многозначные слова. Слова-омонимы. Словарная статья толкового словаря. Отличительные признаки многозначности и омонимии. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Этимологические словари.
Этимология. Этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Об одном и том же - разными словами.
Особенность синонимического ряда слов. Слова-синонимы и правильное употребление их в речи.
Слова – антиподы.
Стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах». Пословицы и поговорки. «Словарь антонимов русского языка».
Паронимы.
Фразеологические обороты.
Особенности фразеологических сочетаний. Фразеологизмы в речи. Фразеологизмы в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Словарь - грамотей.
Словарная статья орфографического словаря. Значение орфографического словаря.
Мы говорим его стихами.
Крылатые выражения и афоризмы. Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А. С. Пушкина.
Слова уходящие и слова – новички.
Особенности устаревших слов-архаизмов. Архаизмы в речи. Виды неологизмов и виды архаизмов.
«Он весь свободы торжество».
Языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Литературный язык и живая народная речь. Народная речь в произведениях А. С. Пушкина.
Зачетное занятие.
Защита проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Коли-чество
часов
Форма
занятия
Тема
Основные виды учебной деятельности
1
1
Игра
Что такое орфоэпия?
Совершенствование орфоэпических навыков.
2
1
Беседа в библиотеке
Имена вещей.
О словарях энциклопедических и лингвистических.
Выборочное чтение учебной статьи. Анализ структуры статьи. Восприятие и осмысление выразительных высказываний. Группировка слов по заданным параметрам. Осваивание строения и структуры словарной статьи. Тренировка в определении лексического значения слова и его стилистической принадлежности
3
1
КонсульU°тация
В царстве смыслов много дорог.
Работа с толковым словарём. Осмысление значения слова в структуре словосочетания.
Анализ явления многозначности слова.
4
1
Практикум
В царстве смыслов много дорог.
Тренировка в употреблении слова в прямом и переносном значении. Восприятие выразительной функции слов в переносном значении в речи.
5
1
Конкурс
Многозначность слова.
Сопоставление омонимов и многозначных слов. Различие омонимов и многозначных слов. Решение творческих задач на употребление омонимов в каламбурах и загадках
6
1
Практикум
Этимологические словари
Ознакомление со структурой и содержанием статей этимологического словаря. Тренировка в определении происхождения слов.
7
1
Конкурс
Об одном и том же - разными словами.
Наблюдение за своеобразием
использования в речи синонимов. Разграничение разных типов синонимов: смысловых, стилистических, текстовых. Выполнение лексического разбора слова по
образцу.
8
1
Консультация
Слова - антиподы.
Осмысление роли антонимов в структуре словарной статьи толкового словаря. Тренировка в определении роли антонимов для придания высказыванию точности, меткости, афористичности.
Определение роли антонимов как средства связи предложений и фрагментов высказывания.
9
1
Репетиция
Паронимы.
Группировка слова по заданным параметрам.
10
1
Исследование
Фразеологические обороты.
Осмысление значения фразеологизмов. Осваивание правила уместного использования фразеологизмов в собственной речи. Упражнение в определении фразеологизмов и их роли в художественной литературе.
11
1
Практика
Словарь - грамотей.
Выборочное чтение статьи. Анализ структуры словарной статьи. Восприятие и осмысление выразительных высказываний.
12
1
Конкурс
Словари иностранных слов.
Ознакомление с «внешними» приметами заимствованных слов. Анализ строения и структуры словарной статьи.
13
1
Викторина
Мы говорим его стихами.
Тренировка в нахождении крылатых выражений и афоризмов и определении их роли в художественной литературе.
14
1
Практика
Слова уходящие и слова - новички.
Осмысление исторических явлений в лексике русского языка при образовании неологизмов и архаизмов. Определение роли архаизмов в художественной литературе.
15
1
Викторина
«Он весь свободы торжество».
Тренировка в лексическом разборе слова. Составление словарной статьи по типу толкового словаря. Усвоение нормы литературного языка. Совершенствование
устной речи. Редактирование текстов с нарушением речевой нормы.
16
1
Проект
Зачетное занятие
Создание монологических устных высказываний о впечатлениях от работы. Тренировка в лексическом разборе слова. Анализ и оценивание собственной учебной деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.
5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.
6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990
7.2.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Компьютер
Мультимедиапроектор
Средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет).
Принтер лазерный.
Интерактивная доска
7.3. Электронный образовательный контент
CD Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт по культуре речи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – видеоуроки русского языка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – уроки русского языка онлайн (словари, тестирование).
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА «ТАЙНЫ СЛОВА»
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
использовать лингвистические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
«Краснянская средняя общеобразовательная школа»
Обсужден на педагогическом совете
Протокол № 206 от 28.08.2015 г.
Утвержден
Приказ № 27-4 от 31.08.2015 г.
Директор МКОУ "Краснянская СОШ"
_____________/Капанадзе В.М./
ФИО
Календарно-тематический план
на 2015-2016 учебный год
учебного курса «Тайны слова»
7 класс
Составитель: Байцерова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
с. Красное
2015 год
№
п/п
Дата
(план)
Дата (факт)
Коли-чество
часов
Форма
Занятия
Тема
1
1
Игра
Что такое орфоэпия?
2
1
Беседа в библиотеке
Имена вещей.
О словарях энциклопедических и лингвистических.
3
1
Консультация
В царстве смыслов много дорог.
4
1
Практикум
В царстве смыслов много дорог.
5
1
Конкурс
Многозначность слова.
6
1
Практикум
Этимологические словари
7
1
Конкурс
Об одном и том же - разными словами.
8
1
Консультация
Слова - антиподы.
9
1
Репетиция
Паронимы.
10
1
Исследование
Фразеологические обороты.
11
1
Практика
Словарь - грамотей.
12
1
Конкурс
Словари иностранных слов.
13
1
Викторина
Мы говорим его стихами.
14
1
Практика
Слова уходящие и слова - новички.
15
1
Викторина
«Он весь свободы торжество».
16
1
Проект
Зачетное занятие
ИТОГО 16
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315