Дипломная работа Разработка дистанционных учебных ресурсов в среде Moodle

СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc324179067" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc324179067 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc324179068" 141 Социальный конструкционизм 13 PAGEREF _Toc324179068 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc324179069" 142 Основы успешного обучения 13 PAGEREF _Toc324179069 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc324179070" 142.1 Научность обучения 13 PAGEREF _Toc324179070 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc324179071" 142.2 Последовательность и систематичность обучения 13 PAGEREF _Toc324179071 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc324179072" 142.3 Доступность обучения 13 PAGEREF _Toc324179072 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc324179073" 142.4 Наглядность обучения 13 PAGEREF _Toc324179073 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc324179074" 142.5 Сознательность и активность в обучении, развитие самостоятельности 13 PAGEREF _Toc324179074 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc324179075" 142.6 Прочность полученных знаний и сформированных умений и навыков 13 PAGEREF _Toc324179075 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc324179076" 142.7 Индивидуализация обучения 13 PAGEREF _Toc324179076 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc324179077" 143 Редактирование материала ресурса «Готовимся к ЕГЭ по информатике» 13 PAGEREF _Toc324179077 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc324179078" 143.1 Редактирование модуля «тест» 13 PAGEREF _Toc324179078 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc324179079" 143.2 Редактирование модуля «Лекция» 13 PAGEREF _Toc324179079 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc324179080" 143.2.1 Особенности отображения таблиц в карточке-рубрикаторе 13 PAGEREF _Toc324179080 \h 14281515
13 LINK \l "_Toc324179081" 143.3 Создание модуля задание (ответ в виде файла) 13 PAGEREF _Toc324179081 \h 14301515
13 LINK \l "_Toc324179082" 143.3.1 Проверка ответов на задание 13 PAGEREF _Toc324179082 \h 14341515
13 LINK \l "_Toc324179083" 143.3.2 Особенности наполнения модуля «Задание» 13 PAGEREF _Toc324179083 \h 14371515
13 LINK \l "_Toc324179084" 144 Данные о прохождении заданий ресурса 13 PAGEREF _Toc324179084 \h 14391515
13 LINK \l "_Toc324179085" 144.1 Общая статистика 13 PAGEREF _Toc324179085 \h 14411515
13 LINK \l "_Toc324179086" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc324179086 \h 14421515
13 LINK \l "_Toc324179087" 14СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13 PAGEREF _Toc324179087 \h 14431515
15
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: В настоящее время проблема организации дистанционного обучения становится все более актуальной. В скором времени такое обучение займет прочное место в образовательной системе. Пока остается вопросом, будет ли оно выделено в отдельную форму обучения либо будет являться одной из разновидностей заочной формы. В настоящий момент целесообразнее говорить о различных формах обучения (очной, очно-заочной, заочной) на основе дистанционных технологий.
Нами рассматривается проблема разработки курса интенсивной подготовки абитуриентов к ЕГЭ, который предполагает отведение большого количества времени на самостоятельную работу учащихся. Использование в процессе такой подготовки дистанционных технологий позволяет не тратить время в течение занятия на элементарные задания закрытого типа, а сосредоточиться на творческих заданиях, развивающих не только предметную, но и коммуникативную компетенции.

Цель: Развитие ресурса «Готовимся к ЕГЭ по информатике»

Задачи:
Познакомиться с имеющейся информацией о среде модульного динамического обучения Moodle;
Освоить интерфейс среды Moodle (навигация между элементами курса;
Освоить приемы работы с встроенным визуальным HTML-редактором;
Разместить информацию в модуле вида «Задание с закрытым ответом» к уже имеющимся модулям-лекциям
Отобрать учебный материал для обновления модулей лекций и заданий в соответствии с демонстрационным вариантом КИМ ЕГЭ 2012 г. по информатике и ИКТ.
Обновить модули лекций и заданий.

1 Социальный конструкционизм

В основу создания системы управления обучением Moodle были положены принципы, являющиеся обобщением большого количества работ таких ученых, как Лев Семенович Выготский, Джон Дьюи, Жан Пиаже, Эрнст фон Глазерфельд. Благодаря этим научным исследованиям получили развитие такие направления в области образования и психологии, как конструктивизм, конструкционизм, социальный конструктивизм. Остановимся на основных идеях каждого из данных направлений.
Конструктивизм
Основой любого обучения является интерпретация получаемой информации сквозь призму ранее приобретенных знаний. Все, что вы читаете, видите, слышите, чувствуете, взаимодействует с ранее накопленными знаниями и, если находит отклик, дополняет и расширяет их.
Конструкционизм
В рамках конструкционизма утверждается, что обучение намного эффективнее, если ученик создает что-то для других, передает свои знания и опыт. Например, можно прочитать эту главу несколько раз и завтра уже практически ничего не помнить. Но если попытаться объяснить изложенное другому человеку, вы лучше поймете и запомните материал.
Социальный конструктивизм
Социальный конструктивизм расширяет вышеописанное до уровня взаимодействия в группах. Участники совместно создают малую культуру общих объектов и смыслов, тем самым погружаясь в нее.
На основании этих направлений Martin Dougiamas (идеолог и руководитель проекта по разработке системы управления обучением Moodle) сформулировал 5 принципов, положенных в основу Moodle, объединив их под общим названием «социальный конструкционизм».
1 В настоящей обучающей среде все мы одновременно являемся потенциальными учителями и учениками.
Данный принцип предполагает переход учителя на новую ступень взаимоотношений с учениками. Сохранив весь свой прошлый опыт, он должен стать для них «мудрым источником знаний», то есть тем, кто не просто дает своим ученикам определенный объем знаний, но и направляет их на самостоятельный путь поиска информации. Это помогает быть открытым для возможного участия других людей в учебных ситуациях, дает возможность всем участникам делиться идеями, слушать других, задавать вопросы и организовывать общение.
Для реализации этого принципа в Moodle существует большое количество инструментов (таких как форумы, wiki, глоссарии, базы данных, семинары, блоги, личные сообщения), которые дают широкие возможности ученикам участвовать в создании контента. Помимо этого очень гибкая система ролей позволяет расширить систему прав учеников вплоть до полного слияния по возможностям с ролью учителя.
2 Мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемся объяснить что-то другим людям.
Люди учатся в действии. Это достаточно очевидный тезис, но об этом часто забывают. Еще больший эффект может быть достигнут, если активность обучающегося, результаты его деятельности будут доступны другим участникам. В этом случае возрастает персональная ответственность, больше времени уделяется самопроверке и размышлениям, что значительно улучшает обучение.
Для реализации этого принципа хорошо подходят следующие инструменты:
форумы и блоги, позволяющие организовать пространство для представления и обсуждения результатов своей деятельности;
wiki, с помощью которого можно организовать коллективную работу с документами;
глоссарии, позволяющие организовать коллективную работу над списком терминов, которые будут автоматически связываться по всему содержимому курса;
базы данных, являющиеся расширением идеи глоссариев до работы над любыми структурированными записями;
семинары, позволяющие организовать многопозиционное, многокритериальное оценивание работ учеников.
3 Большой вклад в обучение вносит наблюдение за деятельностью наших коллег.
Отчасти этот принцип является следствием предыдущего. Действия, выполняемые другими учениками в похожей учебной ситуации, оказывают значительное влияние на деятельность всех участников образовательного процесса, дают пищу для размышлений, анализа, заставляют непроизвольно работать в общем режиме.
Например, если вы приходите на лекцию и видите, что все ученики сидят и старательно пишут, с большой вероятностью вы начнете делать то же самое. Если же вы находитесь на занятии, где идет активный обмен мнениями, то у вас есть существенные основания для работы в таком же режиме. Одновременно будет идти как обучение самому предмету, так и приобретение общих навыков работы в группе, критического восприятия и оценки услышанного – произойдет погружение в процесс обучения.
Для реализации этого принципа в Moodle предоставляется большой спектр инструментов по удобному доступу к информации об учениках, учителях, их активности в курсе.
4 Понимание других людей позволит учить их более индивидуально.
Если вы лично знаете человека, с которым общаетесь, то всегда намного лучше сможете среагировать на его потребности, подобрать слова, чем если бы вы работали с аудиторией в сотни человек. И это является существенной проблемой дистанционного обучения. Поэтому необходимо предоставлять как можно больше возможностей как для самореализации и самопрезентации ученика, так и для анализа предоставленной учеником информации о себе и его активности в системе.
Для реализации этого принципа в Moodle представлен широкий набор коммуникативных инструментов (форумы, чаты, личные сообщения, блоги), анкеты, опросы, удобные инструменты по доступу к обзору активности участников курса.
5 Учебная среда должна быть гибкой, предоставляя участникам образовательного процесса простой инструмент для реализации их учебных потребностей.
Этот принцип является отчасти следствием предыдущего. С одной стороны, ученикам должны быть предоставлены возможности оставлять информацию о себе, делиться мыслями, задавать вопросы, представлять результаты своей деятельности. С другой стороны, у учителя должны быть инструменты, позволяющие ему максимально быстро и просто среагировать на происходящее: изменить временные рамки, добавить элементы курса, корректировать их. Кроме того, разные участники образовательного процесса могут работать и учиться в разное время, поэтому система должна обладать достаточно разнообразным спектром средств для организации их асинхронного взаимодействия.
С учетом этого принципа реализовывались все инструменты Moodle: коммуникативные, учебные и административные. Интерфейс разрабатывается и совершенствуется с учетом достижения высокой степени функциональности при максимальной простоте.
На основании этих 5 принципов можно строить учебные сообщества и эффективно влиять на процессы, происходящие в них. Безусловно, Moodle можно результативно использовать и в более традиционных и простых ситуациях: проведение тестирования, создание гипертекстовых материалов и т.п. Однако полноценное использование системы управления обучением Moodle позволяет обеспечить:
многовариантность представления информации;
интерактивность обучения;
многократное повторение изучаемого материала;
структурирование контента и его модульность;
создание постоянно активной справочной системы;
самоконтроль учебных действий;
выстраивание индивидуальных образовательных траекторий;
конфиденциальность обучения;
соответствие принципам успешного обучения.












2 Основы успешного обучения

Успешность процесса обучения пропорциональна соблюдению основных его принципов, таких как:
научность обучения;
последовательность и систематичность обучения;
доступность обучения;
наглядность обучения;
сознательность и активность в обучении, развитие самостоятельности;
прочность полученных знаний и сформированных умений и навыков;
индивидуализация обучения.
Рассмотрим подробнее каждый из этих принципов.

2.1 Научность обучения

Наука играет очень большую роль в жизни каждого человека, так как именно научные знания, проверенные практикой, дают верное представление об объективной действительности. Принцип научности обучения требует формирования у обучаемых системы научных знаний, оказывающих непосредственное влияние на развитие личности ученика в целом и на характер его мыслительной деятельности в частности.
Для реализации этого принципа необходимо представить учащимся системные взаимосвязи внутри конкретного предмета, что обеспечит прочную основу для овладения новыми научными понятиями. Кроме того, учащимся на протяжении всего обучения должны предлагаться только установленные наукой знания, из чего следует, что:
учебный материал должен содержать подтвержденные научные факты и знания;
в процессе обучения следует использовать только принятые в науке термины;
преподаватель не должен в процессе обучения пользоваться устаревшими и жаргонными терминами;
каждое нововведенное научное понятие должно систематически повторяться.

2.2 Последовательность и систематичность обучения

Четкое осознание конечной цели обучения позволяет выстроить его последовательно и системно со всеми необходимыми качествами: целостностью, иерархичностью, целенаправленностью. В основе принципа последовательности и систематичности лежат следующие научные положения:
формирование системных научных знаний может быть достигнуто благодаря организации непрерывного, последовательного и управляемого учебного процесса, который строится с учетом логики подачи учебного материала и познавательными возможностями учащихся;
сохранение научных знаний возможно только при их постоянном применении на практике;
отсутствие логического мышления даже при большом количестве научных знаний приводит к постоянным затруднениям в мыслительной деятельности.
В организационном плане обучение с учетом этого принципа строится на основе правил цикличности и концентричности, что подразумевает отражение учебного материала в сознании обучаемого как целостной системы взаимосвязанных знаний и умений.
Последовательное и систематичное обучение позволяет учащимся овладеть учебным материалом на трех основных уровнях:
на уровне отражения (формирование общего представления об изучаемом предмете);
на уровне понимания (овладение теорией учебного предмета);
на уровне усвоения (применение полученных знаний на практике).
Реализация данного принципа в процессе обучения требует соблюдения следующих правил:
Содержание учебного материала должно быть разбито на логически завершенные взаимосвязанные отрезки, которые изучаются последовательно, без больших перерывов, так как четкая система полученных знаний может предотвратить их забывание.
В процессе подачи материала необходимо учитывать различные способы усвоения материала, а также сферу чувств и эмоций, что предполагает в обязательном порядке использование наглядности, ярких фактов из жизни и литературы.
Важно показать учащимся взаимосвязь учебного предмета с конкретной наукой, частью которой он является, и с другими областями знаний.
Последовательность обучения требует соблюдения правил подачи теоретического материла: установление объекта и предмета научной теории; изложение ее оснований и раскрытие инструментария; объяснение следствий теории и границ ее применения.
Необходимо вырабатывать у учащихся четкие представления о развитии данной науки в историческом контексте.
Системность и последовательность обучения строится на постоянной взаимосвязи знаний, получаемых в настоящий момент, с уже полученными, в совокупности же эти знания помогут усвоить и понять те, которые еще предстоит получить.
2.3 Доступность обучения

В основе принципа доступности лежат классические правила: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Говоря другими словами, в процессе реализации данного принципа необходимо опираться на преемственность, последовательность и постепенность обучения, так как недостаточный уровень подготовки учащихся на предыдущем этапе обучения может стать причиной поверхностности знаний, полученных на настоящем и последующих этапах.
Таким образом, соблюдение данного принципа требует, чтобы учебный материал был:
доступным, то есть основывался на имеющихся у обучаемых знаниях и их жизненном опыте;
достаточным, то есть помогал выявить достигнутый уровень развития обучаемых, способствовал их переходу на более глубокий уровень развития или создавал заметные предпосылки для такого перехода;
необходимым для реализации предыдущих принципов успешного обучения.
Кроме того, данный принцип требует выполнения следующих правил:
Необходимо учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития, их уровень подготовленности и степень возможностей.
При организации обучения важно устанавливать оптимальный темп обучения в соответствии с учетом предыдущего правила и конкретных условий.
Любой материал должен быть усвоен учащимися не на уровне отражения, а на уровне понимания. С этой целью при обучении нужно использовать такие способы подачи материала, как аналогия, сравнение, сопоставление, противопоставление.
Только прочный фундамент может дать гарантию долголетия возведенного на нем здания. Именно поэтому на начальном этапе необходимо ограничиваться минимальным набором самых необходимых знаний, но добиваться их полного усвоения.
Нельзя ставить знак равенства между доступностью и простотой, элементарностью обучения. Обучение становится доступным лишь в результате постоянной интенсивной мыслительной деятельности учащихся. И задача учителя – помочь ученикам усвоить сложные моменты с помощью простых для понимания примеров.

2.4 Наглядность обучения

«Золотое правило» успешного обучения, выдвинутое Я. А. Коменским, гласит: «все, что ... можно, предоставлять для восприятия чувствам...».
Но необходимо помнить, что наглядность не сводится к простому изображению или иллюстрированию изучаемого явления, а представляет собой более широкий комплекс средств, методов, приемов, обеспечивающих, с одной стороны, более четкое и ясное восприятие сообщаемых знаний, а с другой стороны, формирует представление о взаимосвязи изучаемых явлений с реальной практикой. Говоря словами Ушинского, необходимо, чтобы под влиянием учителя «ощущения превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».
Чтобы наглядность использовалась во благо, а не во вред, необходимо соблюдать основные правила применения принципа наглядности в обучении:
1) Ни один из видов наглядных пособий, направленных на различные виды восприятия (зрительные, слуховые, осязательные и др.) не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Важно учитывать целесообразность использования того или иного вида наглядности при изучении различных тем или курсов. Часто возникает необходимость использования одновременно нескольких видов наглядных средств при изучении одних и тех же вопросов.
2) Очень важен творческий подход учителя при использовании наглядности в зависимости от поставленной дидактической задачи, особенностей учебного материала. Так, к примеру, использование наглядности не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций позволяет организовать успешную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
3) Не следует перенасыщать занятие большим количеством наглядности, так как это мешает сосредоточиться и активизировать абстрактное мышление, что препятствует пониманию сущности всеобщих закономерностей и овладению глубокими знаниями. Наглядность должна служить лишь толчком для развития отвлеченного мышления учащихся.
4) При использовании наглядности необходимо учитывать возраст и уровень развития учащихся, так как в старших классах предпочтительнее использование символической наглядности, а не предметной.
5) Важно помнить, что наглядные пособия эффективны только в сочетании со словом учителя. Существуют разные способы сочетания слова и наглядности. Наиболее типичными из них являются следующие:
сообщение сведений об объектах и явлениях, а затем подтверждение правдивости своей информации с помощью наглядных пособий;
приобретение учащимися знаний в процессе непосредственного наблюдения за явлением под руководством учителя.

2.5 Сознательность и активность в обучении, развитие самостоятельности

Данный принцип успешного обучения напрямую связан с проблемой мотивации, так как поведение и деятельность человека, его сознательное отношение к учению побуждаются, направляются и регулируются мотивацией. Именно потребности человека являются источником его активности. Сознательно усвоенные знания являются наиболее прочными. При этом сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций.
Реализация данного принципа требует от учителя создания необходимых условий для повышения уровня общей познавательной активности обучаемого, а также знания и выполнения следующих правил:
1) Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, причем не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения.
2) Формирование четких мотивов и целей учебной деятельности требует от учителя знания потребностей каждого ученика.
3) Своевременное выявление педагогом результатов воздействия на мотивационную сферу учащихся, постоянный анализ своей деятельности и корректировка ее способствует гармоничному развитию сознательности и активности учащихся.
4) Постановка перед учащимися проблемных задач должна исключать каких-либо механических действий, так как важным свойством сознательности является понимание учащимся того, что он делает.
5) Сознательность и активность лучше вырабатывается в процессе самостоятельной работы.
6) Чем четче учащиеся понимают цели и задачи предстоящей работы, тем выше уровень их мотивации и, соответственно, сознательности и активности.
7) Необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы усвоение последующего материала было затруднено без достаточного усвоения предыдущего, так как наличие логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями является существенным признаком сознательности обучения.
8) Достижение понимания учащимися внутренней сущности предметов и явлений, а также взаимосвязи изучаемого материала с требованиями реальной практики значительно повышает уровень их сознательности и активности.
9) Обязательным элементом процесса обучения должны стать самоконтроль и самооценка.

2.6 Прочность полученных знаний и сформированных умений и навыков

Данный принцип является непосредственным результатом учета всех предыдущих принципов успешного обучения. Особенность данного принципа в том, что прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память.
Содержание принципа прочности полученных знаний, формируемых умений и навыков определяется следующими основными положениями:
1. Необходимо контролировать процесс восприятия учащимся того или иного предмета или явления, так как лучше запоминается сознательно усвоенный и хорошо осмысленный материал.
2. Парадоксальным является тот факт, что наибольший процент потери информации происходит сразу после изучения материала. Поэтому на прочность знаний на первом этапе влияет частота и время повторений, которые затем снижаются, уступая место повторению вновь изученного материала.
3. Важную роль играет логика подачи материала, так как только системные знания могут обладать высокой степенью прочности.
4. Повторение материала должно быть построено иначе, чем объяснение этого же материала, так как необходимо подавать учащимся один и тот же материал с различных точек зрения.
5. В процессе обучения следует обеспечивать постоянную связь изучаемого учебного материала с практической деятельностью.

2.7 Индивидуализация обучения

До конца XVI в. обучение было сугубо индивидуальным, что позволяло дифференцированно осуществлять процесс обучения, но затрудняло процесс формирования межличностных отношений. Впервые опыт коллективного обучения был применен и обоснован Я.А. Коменским, но в связи с этим возникла и необходимость принципа индивидуального подхода к учащемуся.
Основное положение принципа индивидуализации обучения состоит в том, чтобы наблюдаемые у учащихся индивидуальные различия в знаниях, структуре мышления и свойствах личности использовать для более глубокого понимания общих
, физических, возрастных особенностей обучаемых позволяет глубже видеть проявление индивидуальных особенностей в обучении. психических особенностей учеников данной группы.
Индивидуальный подход – это поиск и использование форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося для постижения целей обучения.
Построение процесса обучения с учетом этого принципа требует постоянного учета особенностей мотивации обучаемых как основы для формирования активного отношения к действительности. Глубокое понимание общих психических, биологических
Таким образом, соблюдение этих основных принципов обучения обеспечивает успешность усвоения учебного материала, способствует формированию высокого уровня интеллектуального и нравственного развития учащихся.
Материал взят из учебника: Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. «Практика электронного обучения с использованием Moodle.» 3 Редактирование материала ресурса «Готовимся к ЕГЭ по информатике»

С каждым годом происходит изменение КИМ ЕГЭ по информатике, меняются задания, добавляются новые. Чтобы поддерживать наш ресурс актуальным, необходимо своевременно изменять его содержание.
В этом году в КИМ ЕГЭ были следующие изменения:
Включены новые задачи (A6, A8, A14, B3, B4, B7, B9, B11, B13, C3).
Изменено соотношение частей 1 и 2 работы (количество заданий в первой части сокращено с 18 до 14, во второй части – увеличено с 10 до 14).
Несколько изменено распределение заданий по разделам курса информатики. Увеличилось количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент», несколько уменьшено количество заданий по разделам «Системы счисления» и «Основы логики».
Вместо задания на обработку графической информации в КИМ ЕГЭ 2012 г. вошло задание на обработку звука. Есть техническое изменение: в задачах, где предлагается проанализировать про-грамму на одном из алгоритмических языков, в качестве версии языка Бейсик использован Visual Basic.
Рассмотрим основные моменты редактирования ресурса.
3.1 Редактирование модуля «тест»

Модуль тест позволяет учителю создать наборы тестовых вопросов. Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также некоторые другие виды. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии снова использованы в этом же курсе (или в других). Ученикам можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически оценивается. Тесты могут показывать правильные ответы или просто оценку.
Рассмотрим изменение базы вопросов в этом модуле.
Зайдя в наш ресурс, переходим в тест «задание к лекции 1», как показано на рисунке 1.


Рисунок 1
· Ресурс «Подготовка к ЕГЭ по информатике»

Откроется страница прохождения теста. В левом нижнем углу страницы нажимаем на ссылку «Редактировать тест», как показано на рисунке 2.



Рисунок 2
· Модуль Тест

На рисунке 3 показана открывшаяся страница редактирования теста. На этой странице можно указать количество баллов за правильный ответ на каждый вопрос, а также общую максимальную оценку за тест. Ещё можно указать порядок вопросов и добавить недостающие задания.


Рисунок 3
· Страница редактирования теста
Для редактирования вопроса нужно нажать на значок «редактирование», выделенный на рисунке 3.
Для добавления нового вопроса нужно перейти в конец страницы и нажать кнопку «Добавить вопрос», рисунок 4.

Рисунок 4 – Страница редактирования теста

Выбираем тип создаваемого вопроса, как показано на рисунке 5.

Рисунок 5
· Создание вопроса в модуле Тест
В нашем случае это множественный выбор. Откроется окно создания вопроса.
Указываем название вопроса.
В блоке содержание вопроса – пишем содержание вопроса.
Встроенный редактор помогает в этом. Пример показан на рисунке 6.


Рисунок 6
· Окно редактирования вопроса

Указываем максимальную оценку за вопрос и штраф, за неправильный ответ, как показано на рисунке 6.
Если нужно, то пишем общий комментарий к вопросу. Указываем количество правильных ответов их порядок и тип нумерации. Не забываем поставить галочку в поле «Случайный порядок ответов». Наши настройки показаны на рисунке 7.


Рисунок 7
· Настройки вопроса

Далее идут блоки вариантов ответов, здесь нужно указать сам вариант ответа, оценку за него и комментарий при необходимости. Пример заполнения показан на рисунке 8.


Рисунок 8
· Блок вариант ответа

Остается блок «комментарии в зависимости от оценки». Он состоит из трех частей:
Для любого правильного ответа
Для любого частично правильного ответа
Для любого неправильного ответа
В нашем случае в них нет необходимости, Поэтому мы их не указываем.
Далее нажимаем кнопку Сохранить.
Для просмотра созданного вопроса нажимаем на иконку лупы в строке с нашим вопросом, как показано на рисунке 9.


Рисунок 9
· Список вопросов

На рисунке 10 показано окно с только что созданным вопросом.


Рисунок 10
· Вопрос типа «множественный выбор»

Так будет выглядеть наш вопрос для учеников.
Создание вопроса закончено.
При редактировании вопросов порядок действий тот же что и при создании, мы изменяем содержательную часть, редактируем варианты ответов, и просматриваем результат.

3.2 Редактирование модуля «Лекция»

Лекция состоит из нескольких страниц и, возможно, страниц содержания. Страница содержит некоторое содержимое и обычно заканчивается вопросом. Каждый ответ на вопрос связан с переходом. Переход может быть относительным (например, "Текущая страница" или "Следующая страница") или абсолютным (с указанием любой из страниц лекции). Карточка-рубрикатор (раздел)
· это страница лекции, содержащая набор ссылок на другие страницы, например, оглавление.
Рассмотрим создание и редактирование карточки-рубрикатора (раздела).
Перейдём в Лекцию и нажмём на вкладку «Редактировать», рисунок 11.

Рисунок 11 – Модуль лекция
Откроется страница со всеми элементами этого модуля. Для редактирования элемента, в нашем случае раздела, нужно нажать на значок редактирования. Для создания нового элемента, нужно нажать на ссылку создания, как показано на рисунке 12.


Рисунок 12 – Редактирование модуля «Лекция»
Рассмотрим создание нового раздала. Переходим по ссылке «добавить страницу контента (раздел)» . Отроется страница создания нового раздела. Первым делом пишем название раздала и его содержание, рисунок 13.


Рисунок 13 – Окно редактирования раздела
Далее указываем текст для отображения ссылки перехода, и страницу перехода, рисунок 14. В нашем случае это переход на страницу с заданием.


Рисунок 14 – Переходы
Нажимаем кнопку «Сохранить страницу» в конце этой страницы.
Результат показан на рисунке 15.


Рисунок 15 – Готовая карточка-рубрикатор (раздел)

При редактировании разделов порядок действий тот же что и при создании, мы изменяем содержательную часть, указываем нужный переход, и просматриваем результат.

3.2.1 Особенности отображения таблиц в карточке-рубрикаторе

Создадим таблицу в разделе и просмотрим, что у нас получилось, рисунок 16.

Рисунок 16 – Таблица в разделе
Как мы видим, границы таблицы не отображаются. Перепробовав различные способы создания таблиц, мы пришли к выводу, что вставка картинки с таблицей из MS WORD в карточку рубрикатор является наиболее приемлемым способом создания таблиц. В итоге мы получили вот такие таблицы, рисунок 17.


Рисунок 17 – Таблица-рисунок в карточке-рубрикаторе




3.3 Создание модуля «Задание» (ответ в виде файла)

Модуль «Задание» позволяет преподавателю ставить задачу, которая требует от студентов подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.
После проверки ответа преподаватель может выставить оценку и написать рецензию на работу. Вид созданного модуля Задание показан на рисунке 18.

Рисунок 18 – Созданный модуль Задание

Рассмотрим создание данного элемента курса.
В нашем ресурсе мы будем создавать задания с ответом в виде файла. Этот тип задания даёт возможность студенту отправить в качестве ответа один произвольный файл, например, картинку, документ Word или архив.
Для того чтобы вставить задание в тему курса, выбираем в режиме редактирования тип Задание из списка «Добавить элемент курса», как показано на рисунке 19.


Рисунок 19
· Список элементов для добавления в ресурс

Откроется окно настройки элемента курса, показанное на рисунке 20.


Рисунок 20
· Настройка элемента Задание


В открывшемся окне вводим название задания, формулируем описание задания – подробно описываем то, что должен выполнять студент, и устанавливаем нужные значения параметров.
В нашем случае название: «Задание к лекции 1 (offline)». А сами задания, соответствуют заданиям из ЕГЭ по информатике.
Далее выставляем максимальную оценку и дату, с которой данное задание будет доступно на нашем ресурсе. Если вы не хотите ограничивать сроки начала и окончания задания – установите в соответствующем поле флажок Отключить.
Запретить отправку ответа после истечения срока выполнения – если «Да», то студент не может сдать задание после указанного срока. Если «Нет», то ему позволено отправлять ответы на задание позже его окончания. Возле таких запоздавших ответов преподавателю есть соответствующее напоминание, выделенное красным цветом. Эти настройки показаны на рисунке 21.


Рисунок 21
· Настройка элемента Задание

Нажимаем кнопку «Сохранить и показать». Она находится внизу страницы. Мы видим её на рисунке 22.



Рисунок 22
· Сохранение настроек


То, что мы получили, показано на рисунке 23.


Рисунок 23
· Окно элемента Задание


Ученики, помимо самого задания, видят поле для загрузки файла с ответами. Оно показано на рисунке 24.


Рисунок 24
· Окно элемента Задание. Вид для ученика

3.3.1 Проверка ответов на задание

Файлы с ответами, которые прислали ученики, преподаватель может просмотреть, зайдя в элемент Задание и нажав на ссылку в верхнем правом углу, которая показана на рисунке 25.


Рисунок 25
· Окно элемента задание. Вид для учителя

На рисунке 26 показано открывшееся окно, в котором мы видим список студентов, файлы с ответами и поля для выставления оценок.



Рисунок 26
· Страница выставления оценок

Для просмотра файла с ответами на задание нужно кликнуть левой кнопкой мыши по его названию. Откроется диалог загрузки файла на компьютер, показанный на рисунке 27.



Рисунок 27
· Загрузка файла с ответами на задание

Открываем файл. Пример присланного файла показан на рисунке 28. Конечно, лучше чтобы ученик присылал развёрнутые решения заданий, чтобы мы смогли увидеть, где у ученика ошибка в той или иной задачи
Смотрим ответы, присланные учеником.


Рисунок 28
· Содержание файла
Сравниваем присланные ответы с правильными и ставим оценку.

Если у ученика присутствуют неправильные ответы, то мы можем написать комментарий к присланному файлу с ответами, с просьбой прислать развёрнутое решение неправильно решённого задания. Данный комментарий придет к ученику в виде сообщения.
Нажимаем на кнопку «Оценка». Как показано на рисунке 29. Откроется окно выбора оценки и добавления комментария, показанное на рисунке 30.


Рисунок 29
· Страница выставления оценок


Рисунок 30
· Выставление оценки
Нажимаем кнопку «Сохранить».
На рисунке 31 показано как выглядит оцененный ответ на задание.



Рисунок 31
· Страница выставления оценок
3.3.2 Особенности наполнения модуля «Задание»

Хочется отметить особенность добавления картинок в модуль «Задание».
Модуль «Задание» поддерживает прямую вставку картинок из буфера обмена.
Для этого нужно скопировать нужную нам картинку в буфер обмена нашего компьютера, а затем просто её вставить в область описания задания. Пример показан на рисунке 32.


Рисунок 32
· Вставка картинки в модуль «Задание»


То, что получилось, показано на рисунке 33.


Рисунок 33
· Картинка в модуле «Задание»


Данный способ добавления изображений в модуль очень удобен.
В остальном методика наполнения данного модуля совпадает с методикой наполнения модуля «Тест».


















4 Данные о прохождении заданий ресурса

Система MOODLE позволяет просмотреть и сохранить данные о попытках прохождения заданий ресурса. Чтобы просмотреть попытки прохождения заданий модуля тест нужно зайти в его редактирование и, если были новые попытки прохождения, мы увидим такую ссылку, рисунок 34. Если какой-либо ученик, пробовал проходить задания модуля, то редактирование модуля становится недоступным. В связи с этим мы должны удалять все попытки прохождения теста, перед его редактированием.


Рисунок 34 – Попытки прохождения теста
Нажав на ссылку с количеством попыток прохождения, откроется окно с результатами прохождения теста, рисунок 35.


Рисунок 35 – Попытки прохождения теста
Нажав на кнопку «Download table data as» и выбрав в списке файл MS EXEL, результаты прохождения теста сохранятся на нашем компьютере в виде файла MS Exel. Содержание файла имеет вид, рисунок 36.


Рисунок 36 – файл с результатами выполнения теста
Исходя из этих данных можно с лёгкостью определить какую из тем тот или иной ученик понял не полностью, или какие виды заданий вызывают у него сложности. Для отправки рекомендаций можно использовать обмен сообщениями.
На рисунке 37 показан пример использования быстрого обмена сообщениями.


Рисунок 37 – обмен короткими сообщениями
Здесь Галина Ивановна Попова – виртуальный учитель, Виктория Белецкая – ученик.

4.1 Общая статистика
Обобщая все попытки прохождения заданий ресурса, можно привести такие данные.
Задание к лекции 1 «Представление числовой информации. Системы счисления» – 47 попыток прохождения
Задание к лекции 2 «Кодирование информации» - 12 попыток прохождения
Задание к лекции 3 «Логика» - 11 попыток прохождения
Задание к лекции 4 «Решение логических задач» - 10 попыток прохождения
Задание к лекции 5 «Файловые системы» - 8 попыток прохождения
Задание к лекции 6 «Модели» - 7 попыток прохождения



5 Изменения в структуре КИМ ЕГЭ по информатике

По сравнению с прошлым годом в структуре КИМ ЕГЭ по информатике были следующие изменения:
1 Изменено соотношение частей 1 и 2 работы (количество заданий в первой части сокращено с 18 до 13, во второй части – увеличено с 10 до 15).
2 Изменено распределение заданий по разделам курса информатики: увеличилось количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент», уменьшено количество заданий по разделам «Системы счисления» и «Основы логики».
3 Вместо задания на обработку графической информации в КИМ ЕГЭ 2012 г. вошло задание на обработку звука.
В связи с этим нами был заменены и добавлены задачи по следующим темам:
Кодирование информации
Логика
Кодирование информации
Файловые системы
Модели
Алгоритмизация и программирование




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система дистанционного обучения MOODLE позволяет нам создавать наглядные и многофункциональные ресурсы для подготовки к сдаче экзаменов. В нашем ресурсе «Готовимся к ЕГЭ по информатике» была создана база вопросов для online и offline проверки учащихся. Все задания имеют формат ЕГЭ по информатике, своевременно обновляются и исправляются.
Создание заданий типа offline позволило участникам с низкоскоростным интернет соединением проходить задания, не находясь в сети интернет.
При обновлении версий системы MOODLE, которое не всегда ведёт к улучшению этой среды, мы изменяем материал, чтобы его отображение в новой версии этой системы было приятным и понятным.
Исходя из данных о прохождении заданий, можно с уверенностью сказать, что ресурс развивается и «набирает обороты» ученикам действительно нравится использовать наш ресурс для подготовке к ЕГЭ.
В перспективах полное освоение функции «сетевого учителя», более насыщенное взаимодействие с пользователями ресурса, и более быстрое реагирование на какие-либо вопросы учеников.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 URL http://www.cdp.tti.sfedu.ru/distant - «Дистанционное обучение ЦДП ТТИ ЮФУ»
2 Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения MOODLE. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. – Харьков, ХНАГХ, 2009. – 292 стр.
3 Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во.ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 стр.
4 Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. - 108 стр.
5 Гаевская Е.Г. Система дистанционного обучения MOODLE: методические указания для практических занятий: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. 26 стр.
6 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по информатике и ИКТ. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
7 Крылов С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания ФИПИ. М.: Изд-во «Экзамен», 2012.
8 Поляков К.Ю. ЕГЭ по информатике (2012) [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
9 Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по информатике и ИКТ. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
10 Попова Г.И. Все решения демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ 2012 г.по информатике и ИКТ. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 34 с.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 144415




Рисунок 34Описание: C:\Users\Антон\Desktop\1.jpgРисунок 36Описание: C:\Users\Антон\Desktop\1.jpgРисунок 40Рисунок 42Рисунок 20Рисунок 21Рисунок 22Рисунок 24Рисунок 2Рисунок 1Рисунок 12Рисунок 13Рисунок 14Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 25‹жђ Заголовок 1