ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СОЧЕТАНИИ С ДИСТАНЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ШКОЛЕ
Применение метода проектов в сочетании с дистанционным обучением в школе
ПинчуковаМ.В.
МОУ Павловская СОШ №3 Воронежской области
Важной задачей школьных дисциплин становится формирование информационной, коммуникативной и учебно-познавательной ключевых компетенций. Решению этой задачи способствуют междисциплинарные связи, интеграция информатики с другими учебными предметами. Практическая реализация новых подходов осуществляется за счёт проведения проектов через урочное и дистанционное обучение.
Обязательное условие выполнения проекта – получение продукта на выходе, а для учеников, понимание того, что выполненная ими работа используется по назначению, является фактором повышения мотивации. Для педагога выполнение проекта в старших классах и получение в результате кейса может стать более значимым, если этот проект станет частью образовательной программы - старшеклассники создают кейс в рамках проекта, а классы среднего звена и начальная школа обучаются по ним как очно, так и дистанционно.
Рассмотрим процесс проведения очно-дистанционного проекта «Создание интерактивного конспекта для малышей» в группе в рамках работы клуба «Вычислитель» с целью применение кейса в 3-х классах.
Работу над проектом можно разделить на 4 основных этапа.
Подготовительный этап. До начата выполнения творческой работы учитель составляет список необходимого оборудования в классе и дома у учеников – персональный компьютер, сканер, модем. Разрабатывается график использования компьютерного класса.
Учитель ставит перед собой дидактическую цель проектной работы – развитие самостоятельной познавательской деятельности учеников, формирование навыков общения в сети; методическую задачу – научить использовать различные источники для решения проектных задач.
На подготовительном этапе с учениками обсуждаются вопросы источников информации, правила их цитирования. В группе обсуждается план, в котором отражается самостоятельная исследовательская деятельность учеников при выполнении проекта.
Группы учеников работают самостоятельно и дистанцонно, общаясь между собой через Интернет, роль учителя ограничивается консультациями, направлением деятельности учащихся.
Очень важно научить ученика ориентироваться в информационных потоках, развить способность к самообразованию с помощью дистанционных технологий, научить анализировать рекомендации учителя, выложенные на сайте.
Учебная работа. В результате подготовительной работы группа предоставляет учителю отчёт по сбору необходимой информации. Ученики получают рекомендации по дальнейшей работе, обсуждают формы представления собранной информации (сайт, интерактивный конспект и т.п.), знакомятся с критериями оценивания и формой защиты проекта.
Выполняя проект ученики работают непосредственно с учебником, по которому и будет составлен электронный конспект: выбирают основной текст, расставляют акценты, выбирают опорные знаки, занимаются озвучиванием отдельных страниц; изучают задания из рабочих тетрадей, выбирают те, которые выгоднее будут выглядеть в интерактивном варианте, занимаются написанием программы текстов на языке программирования Visual Basic for Application.
Учитель является руководителем процесса - тьютором: следит за отобранным текстом и заданиями, корректирует формулировки, проверяет орфографические ошибки, оказывает помощь и направляет работу групп на уроках и дистанционно. В результате должен получиться интерактивный конспект состоящий из разделов, каждый из которых делится на ряд тем (параграфов) и заданий к ним и тест.
Каждый параграф должен иметь одну и ту же структуру и состоять из страниц «Понять», «Прочти и запомни», «Пример», «Знать», «Главное». Страница «Главное» и «Примеры» могут быть озвучены, некоторые слайды иметь анимацию рисунков. Задания к параграфу предназначены для интерактивного выполнения.
Вся презентация должна быть выполнена в едином стиле, иметь оглавление гипертекстом, а так же кнопки возврата в главное меню.
Заключительный этап. В процессе работы инициативной группы над конспектом следует сделать вывеску о текущей работе группы на доске объявлений и на Web-сайте учителя, а после окончания проекта вручить благодарственные письма всем участникам творческой команды.
Использование очно-дистанционных проектов дало возможность более рационально использовать учебное время, пробудить больший интерес учащихся к предмету, заинтересовать учителей других предметов внедрением новых дистанционных технологий.
Целью обучения становится прежде всего развитие у учащихся учебно-познавательной компетенции. Работая с проектным заданием, они проводят исследования, вынуждены анализировать и систематизировать свои идеи, работать в Интернете как самостоятельно, так и в команде. Особое внимание обращается на организацию взаимодействия учеников при проведении проекта через сайт учителя, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.