По познанию мира на тему: Человек и природа
Познание мира
Дата «___»_______ ____ г Класс 2-«__»
Тема урока: Человек и природа.
Цель урока: формирование понятия о том, что жизнь человека взаимосвязана с природой.
Планируемые результаты:
предметные: знать взаимосвязь человека и природы, знать кто такие экологи и чем они занимаются;
личностные: проявлять бережное отношение к природе;
системно-деятельностные: развивать умение работать с текстом, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Виды работ: работа в группе, работа по учебнику, в тетради.
Ход урока
1 Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Ассоциации к слову "природа".
здоровье лечение воздух пища ….
Дети делают вывод, что такое природа, какая связь существует между живой и неживой природой.
На доске:
Мир природы так велик,Красочен и многолик.Он цветёт, живёт и дышит,Нас с тобой он видит, слышит…Будь и ты старательным,Наблюдай внимательно.Каждый шелест, каждый звук,Зверя, небо иль травуПримечай, мой юный друг,Тебя “экологом” зовут! /Пятерикова С.Н./
- Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, кто же такой “эколог”.
- Сначала, ответьте на мой вопрос: Любите ли вы природу? Как вы думаете, что такое природа?
2 Сообщение темы и целей урока.
Человек и природа вечный философский вопрос. Как они взаимосвязаны? Зависят ли друг от друга? Как человек влияет на природу? Как проявляется это влияние?
На все эти вопросы мы с вами попытаемся ответить на нашем уроке.
3 Беседа по теме урока.
Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали так, но, к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек и ломают деревья, а мы все чаще и чаще слышим слово «экология».
Учитель прикрепляет к доске табличку с этим словом.
-Ребята, а кто из вас слышал такое слово - «экология»? (Дети поднимают руки.)
Если рук много, то учитель говорит:
-Посмотрите, как много ребят слышали это слово, а почему мы так часто слышим его?
Если рук нет или их немного, то учитель продолжает:
-Давайте попробуем разобраться, что это слово означает. Как вы думаете, что такое экология?
Дети высказываются.
Так, что же такое экология? {Наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле.)Почему нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле? {Ученики высказывают свои мнения.)-От слова «экология» произошло слово «эколог».Вывешивает на доске табличку со словом «эколог».
Экологи - это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения.
Ученые-экологи учат нас бережно относиться к миру природы: к воде, земле и воздуху, к растениям и грибам, к насекомым, рыбам, птицам и зверям.
Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать».
-Как экологи называют Землю? {Зеленый дом.)После этого дети выходят из-за парт и размещают картинки с объектами окружающего мира в верхней части доски. Учитель помогает быстро их прикрепить.
-Посмотрите, как прекрасна наша Земля, как чудесен наш Зеленый дом!
Задание:
Какое отрицательное и положительное влияние оказывает каждый из предметов и явлений искусственной среды обитания на человека? (6 мин.)
Название предмета или явления Положительное влияние на жизнь и здоровье человека Отрицательное влияние на жизнь и здоровье человека
Дом, квартира
Завод
Компьютер
Машина
Шум
Электричество
Вибрация
Бытовые отходы
Самолеты Защита от непогоды, комфорт, тепло
Изготовление предметов быта, машин, компьютеров и т. д.
Источник информации, общения
Быстрое передвижение, комфорт
Музыка, эстетическое восприятие, игра на музыкальных инструментах
Продление длины дня, приготовление пищи, тепло, уют
Измельчение семян, сортировка, работа двигателя
Вторсырье
Скорость передвижения, общение, доставка информации Замкнутое пространство, отгораживающее от природы
Загрязнение окружающей среды, обходы производства
Снижение зрения, гиподинамия, нервные расстройства
Загрязнение воздуха, почвы, развитее гиподинамии
Понижение слуха, расстройства сна, нервные заболевания
Электромагнитные волны – расстройство сердечно – сосудистой системы, угнетенное состояние
Атрофия, нарушение кровообращения
Загрязнение окружающей среды: почвы, воды, воздуха
Загрязнение воздуха, распространение инфекционных заболеваний
Задание:
Какие факторы искусственной среды обитания неблагоприятно влияют на здоровье жителей города?
автотранспорт – загрязнение воздуха, почвы, растений, следствие возникновение у человека заболеваний органов дыхания, аллергические реакции
бытовые отходы – загрязнение почвы, растительных сообществ, следствие возникновение у человека инфекционных заболеваний, аллергические реакции
промышленные предприятия – не соблюдение технологий производства, следствие загрязнение окружающий среды
строительство – уничтожение растительных сообществ, загрязнение почвы.
Как видите, человек усовершенствуя свой быт, наносит вред природе и себе самому, т. к. является неотемленной частью природы. Что же происходит на нашей планете? Какие заболевания приобрело человечество, изменяя природу? (Загрязнение окружающей среды, болезни – аллергия, рак, мутации и т. д.).
4) Работа в тетрадях.
РТ стр 4 написать что дает человеку природа.
5 Домашнее задание с объяснением.
- Готовы ли вы быть экологами? Хотите ли изучать природу, узнавать о ней новое, интересное? Сможете ли вы стать её помощниками, защитниками? /Да./
Наша Планета – Земля – Очень щедра и богата.Горы, леса и поля – Дом наш родимый, ребята! /Л. Савчук/
Мне очень хочется, чтобы вы не забывали об этом. Спасибо вам! Встретимся на следующем занятии.
- Как вы думаете, сможем ли мы стать экологами?
- Вспомните, что нужно делать, чтобы не погибли рыбы в реках, морях, океанах, чтобы не исчезли насекомые, птицы, животные, растения. Кто виноват во всех этих проблемах?
- Какой праздник отмечают люди 22 апреля?
- Кто его придумал?
6 Рефлексия