Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г.о. Жигулевск Самарской области
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Подготовила:
Калинкина Е.В.
учитель начальных классов
Жигулевск, 2013
Содержание
Пояснительная записка 3
Описание модели внеурочной деятельности 6
Материально-техническое обеспечение 7
Организация внеурочной деятельности 8
1. Пояснительная записка
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося…
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).
Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же предусматривает использование следующих документов:
– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;
– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;
– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности
Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.
Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:-территориальное расположение школы; -уровень развития дополнительного образования в школе;-методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;-кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность.),-материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.Тип организационной модели внеурочной деятельности:
Модель переходного периода
Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Согласно п.16 ст.50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Следовательно, та часть внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план образовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), является обязательной для посещения и на нее распространяются ограничения, накладываемые п.10.5. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», о максимальной величине недельной образовательной нагрузки.
Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения.
2. Описание модели
При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь).
Раздел вариативной части учебного плана школы «Внеурочная деятельность» в полной мере реализовывает требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия школа реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.
Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «V четверть» при школе.
Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе школы.
3. Материально-техническое обеспечение
Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС НОО.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает оборудованным спортивным залом, актовым залом, библиотекой с местами школьника для выхода в Интернет, спортивной площадкой, кабинетами по предметам.
4. Организация внеурочной деятельности
Форма проведения – групповая.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:
духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное
социальное
спортивно-оздоровительное
общекультурное
Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:
1. Общеинтеллектуальное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
Участие в олимпиадах
Разработка проектов к урокам.
2. Спортивно-оздоровительное:
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.
3.. Социальное:
Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
Участие в творческих конкурсах, в акциях.
Духовно-нравственное:
Беседы, экскурсии.
Участие и подготовка к мероприятиям.
Разработка проектов.
Сюжетно-ролевые игры.
4.. Общекультурное:
Беседы, экскурсии.
Подготовка и участие в конкурсах.
Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия
5.. Духовно-нравственное:
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.