Презентация Воспитание трудолюбия в традициях народной педагогики.


ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств. Во - первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду. ВО-ВТОРЫХ, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. В - третьих, трудовое воспитание должно стать средством не только физического развития в труде, но и психологического и духовного развития человека.В -четвертых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.  Методы воспитания в народеВековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей к труду. Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду достойного поведения в семье и обществе. После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом :Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе. Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.  Распространённым методом народной педагогики является приучение. Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением, - говорит народ. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.  Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.  Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей - это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: Дети и боги любят бывать там, где их хвалят. Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами молодец, хорошо,очень хорошо. При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: Ничего, Ладно, сойдёт, но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.  Личный пример (особенно родителей) - это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству - всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример : Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей  Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благославление. Пусть будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих , - скажет народ человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.  Благодарю за внимание !!!!....Презентацию подготовила Хузина Л.Р. Гр.931у/3 Г.Чистополь