Реферат «Общечеловеческая ценность – Ненасилие»
РЕФЕРАТ
Тема:
«Общечеловеческая ценность – Ненасилие»
Учитель начальных классов
средней школы-гимназии №17 г. Актобе
Корчагина Татьяна Васильевна.
Содержание
Введение
1. Вечные общечеловеческие ценности……………………………………………..3
1.1 Определение общечеловеческих ценностей и их связь со структурой
человеческой личности……………………………………………………………….4
2. Ненасилие - как общечеловеческая ценность
1. Представления о ненасилии……………………………………………………....4
2.Практика ценности Ненасилие……………………………………………………5
3. Ненасилие в процессе преподавания самопознания………………………….…5
4. Анализ личного опыта………………………………………………………….….6
5.Заключение……………………………………………………………………..……6
6. Список используемой литературы…………………………………………..….…7
Введение.
Ненасилие — не стратегия, кото-
рой можно воспользоваться сегодня
и отказаться от нее завтра, и не та
вещь, которая сделает вас кроткой
овечкой; ненасилие — это создание
позитивных отношений между людьми
взамен негативных, доминирующих
в нашем мире.
Арун Ганди
В качестве социальных предпосылок возникновения направления нравственно – духовного образования выступили те сложные и негативные процессы, которые характерны для современного общества: войны, расовая, национальная, религиозная нетерпимость, терроризм, рост преступности, конфликтность и т.п. Противостоять этому может только зрелая в психологическом плане личность, способная поступать в различных ситуациях разумно и ненасильственно. Понятно, что сложившаяся обстановка в мире, пронизанном насилием, не может способствовать формированию такой личности. Поэтому большая ответственность ложится на образовательные учреждения, ceмью, которые могут, опираясь на гуманистические идеи, создать относительно благоприятные условия для развития способности к ненасильственному взаимодействию у подрастающего поколения. Но для этого необходимо, чтобы идеи ненасилия стали приоритетными в образовательном процессе.
1.Вечные общечеловеческие ценности.
В современную эпоху глобальных изменений особую значимость приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины как фундаменталь-ные основы духовной культуры, предполагающие гармонию и равновесие це-лостного восприятия человечества. В истории каждого народа, каждой куль-туры существует постоянное и изменчивое, вечное и временное. Если одно их них развивается, достигает расцвета, стареет и умирает, то другое, преобразуясь в той или иной форме, переходит из одного состояния в другое, внутренне не изменяясь, а трансформируясь лишь внешне.Эти ориентиры, принимаемые людьми вне зависимости от их классовой принадлежности, места жительства, религиозных, философских и иных взглядов, получили название общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности–это то,что остается неизменным и вечным на протяжении всей истории человечества.
Человек уникальное существо, сочетающее в себе материальное и духовное начало, имеющее физическое тело и невидимое тело, составляющее мысли, чувства, мировоззрение человека. Для того, чтобы жить в гармоничном состоянии, в радости, человеку нужно уметь «управляться» с таким сложным «механизмом» как человеческая личность, знать законы ее взаимодействия как с окружающим проявленным, привычным нам миром, так и с непроявленным миром, данным нам в виде чувств, переживаний, намерений. Культивирование в характере пяти общечеловеческих ценностей поднимает человека на вершины духовности, делая его повседневную жизнь радостной, гармоничной и счастливой.
Аксиология- философская дисциплина, исследующая категорию «ценность».Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства,состояния имеющие положительную значимость для личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность - полезность.
То есть ценность и польза - две стороны одной и той же медали.Все ценности личности расположены в порядке подчиненности, (т.е. иерархизированы): одни имеют большую значимость, другие - меньшую.
Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:
Ненасилие – духовный уровень.
Истина – интеллектуальный уровень (уровень различения, разум).
Любовь – нравственный уровень (ментальный, мысли, слова).
Покой – эмоциональный уровень (чувства).
Праведное поведение – физический уровень.
Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, внутренний покой, любовь, ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по настоящему образованным человеком.
Абсолютные общечеловеческие ценностине зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности, и неизменны во времени. Они неразделимы, взаимосвязаны, и проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры.
Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека.
2.1Ненасилие - как общечеловеческая ценность. Рассмотрим, что же представляет собой общечеловеческая ценность - НЕНАСИЛИЕ.
Древняя мудрость гласит: «Когда сердце человека полно ЛЮБВИ, тогда в душе его царит ПОКОЙ, слова его ИСТИННЫ, а поступки ПРАВЕДНЫ, тогда он никогда и никому не может причинить вреда». НЕНАСИЛИЕ является естественным проявлением ЛЮБВИ в миропонимании человека. Понимая грандиозность и удивительную взаимосвязь всего, что существует в этом мире, ту роль, которую он играет в пьесе под названием «Жизнь», человек проявляет в своем характере общечеловеческую ценность, называемую НЕНАСИЛИЕ. Иногда, в силу недостаточности знаний, человек ограничивает это понятие непричинением физических страданий окружающим его людям. Однако надо понимать, что НЕНАСИЛИЕ распространяется на все, что окружает человека – животных, растения, воду, воздух…Кроме того НЕНАСИЛИЕ должно проявляться и в чувствах, и в мыслях, и во взаимоотношениях. И очень важно не забывать, что НЕНАСИЛИЕ к другим начинается с НЕНАСИЛИЯ к себе.Ненасилие рассматривается как непричинение вреда живым существам ни мыслью, ни словом, ни действием. Чтобы это было возможно, необходимо воспитать в человеке миропонимание, тогда придет осознание тесной связи каждого объекта во Вселенной. В программе рассматриваются два аспекта ненасилия: психологический и социальный. Психологический аспект - это сострадание ко всем существам. Социальный - принятие всех культур и религий, а также забота об окружающей среде.
Жить, причиняя минимально возможный ущерб другим людям, животным, растениям и планете - это признак цельной и уравновешенной личности. Именно ненасилие дает возможность человеческой личности испытать чувство благоговения перед чувством всеобщего единства. Ненасилие характеризуется следующими качествами: психологические - милосердие, заботливость, сострадание, сотрудничество, умение прощать, отзывчивость; социальные - уважение к другим культурам и религиям, чувство братства, гражданственность, национальное самосознание, чувство социальной справедливости.Что можно сказать о ненасилии с точки зрения самопознания?
Ненасилие– Любовь как понимание.
Понимание единства всего сущего приводит к ненасилию.
Ненасилие –сладкий плод.
Ненасилие проявляет себя как Любовь ко всем существам.
Ненасилие включает в себя все добродетели.
По отношению к природе – это сохранение баланса в природе, соблюдение законов природы.
Ненасилие означает не только не причинение вреда, но и совершение действий для облегчения страданий других людей.
Ненасилие означает безграничную любовь, что в свою очередь означает безграничное сострадание.
Ненасилие по отношению к себе – это ненасилие над органами чувств:
Говорить ложь, грубость – насилие над языком;
Слушать плохие речи – насилие над ушами;
Видеть во всем плохое – насилие над глазами;
Вдыхать плохие запахи – насилие над носом;
Совершать плохие поступки – насилие над телом.
Негативные мысли – насилие над Вселенной.
Думай о хорошем,
Смотри на хорошее,
Слушай хорошее
Говори хорошее,
Делай хорошее – вот путь к счастью.
Причины насилия:
Недостаток Любви.
Недостаток духовно-нравственных знаний.
Насилие как реакция на изменение.
Насилие как желание переделать мир под свои умственные представления о мире.
2.2 Практика ненасилия
Стараться не причинять никому вреда
Понять, что все существа обладают чувствами и правом на жизнь
Развивать чувство единства и всеобщего братства
Заботиться об окружающей среде
Не тратить попусту все виды энергий: пища, деньги, электричество и т.д. Установить потолок желаний.
Понимать взаимосвязь всего сущего
Учиться прощать
Контроль над проявлением агрессивных эмоций
Воздерживаться от непочтительной речи
Воздерживаться от пагубной информации
Избегать плохой компании
3.Ненасилие в процессе преподавания самопознания.
Смотреть на ученика «глазами вечности, воспринимать его как нечто целое и неделимое, наделенное и святостью, и бессмертием, и символическим величием и предназначением» (А. Маслоу)
Урок самопознания даёт учащимся в школе счастливую возможность приобщиться к духовному опыту человечества. Гуманистическая философия «Самопознание» исходит из того, что процесс духовно-нравственного становления личности протекает наиболее гармонично, если в его основе лежат вечные непреходящие ценности. Учитель делает всё на уроках самопознания, чтобы открыть перед всеми детьми дверь в мир радостных переживаний, мир открытий, мир красоты и созидания.
Одним из главных принципов методики преподавания дисциплины «Самопознание» является принцип ненасилия, поэтому я использую только позитивные и гуманные методы и методические приёмы: позитивный настрой, цитаты урока, рассказывание историй, притч, историй о великих личностях, творческие задания и т. д.
Ярким примером бескорыстного служения и практики ненасилия является Махатма Ганди. «Ненасилие - это оружие сильных. Если желаешь, чтобы мир изменился, - сам стань этим изменением». Для Ганди ненасилие означало переполнение любовью ко всему человечеству, путь жизни, исходивший из глубины его сердца. Это давало ему силы для продолжения жизни, без этого он не мог прожить ни секунды.
4. Анализ личного опыта.
Каждый мой ученик- это маленький человек. Этот маленький человек нуждается в поддержке и мудром совете, в добре, заботе и любви.Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику, если мы кричим; грубости, если мы грубим; жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека.
И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей воспитывается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребёнка, чем грубое и жесткое обращение с ним.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны не проступком ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.
Жестокое, несправедливое обращение с детьми очень часто вызывает у них страх, возмущение, протест, обиду, чувство оскорблённости, жажду мести, стремление к обману, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим.
Да, дети не всегда ведут себя хорошо, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений.
Главным в своей работе я вижу умение создать гуманную, психологически благоприятную обстановку для учебного труда на уроках. При проведении уроков необходимо опираться на принцип психологической комфортности. С этой целью использую следующие методы:
– разумную требовательность в сочетании с уважением к личности ребенка;
– ненасильственное отношение;
– искреннее понимание детских проблем;
– контроль деятельности и поведения детей;
– стиль общения с детьми эмоционально-положительный;
–замечать малейшие достижения и успехи, убеждать в реальности этих успехов в будущем;
– использую похвалу (словесно, приветливую улыбку, кивок головы, взгляд).
Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.Если ребенка поддерживают, он учится уверенности.Если ребенка хвалят, он учится ценить других.Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.Если ребенка ободряют, он учится нравиться самому себе.Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.
5.Заключение
Есть старая китайская пословица: « Если смотришь на год вперёд-посади семена. Если смотришь на 10 лет вперёд-посади дерево. Если смотришь на целую жизнь вперёд-развивай молодёжь». Поэтому, если мы хотим видеть будущее мира светлым, мы должны изменить образование, сориентировав его на общечеловеческие ценности, гармонично развивая сердце, голову и руки.
Для меня понятие «ненасилие» обозначало буквально непричинение физического насилия другим людям, природе. Побывав на курсах Самопознания и изучая работы педагогов-гуманистов Песталоцци, Л. Н. Толстого, Януша Корчака, В. А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, я начала понимать, что это понятие охватывает намного больше сторон человеческой деятельности и психологии. Ненасилие проявляется в мыслях, словах и действиях. Но, чтобы прийти к ненасилию и на-учить ненасилию своих учеников, надо проделать долгий Путь к Себе: изучить историю нравственного образования, прочитать и понять литературу по гуманной педагогике и конечно, работать над собой.
Какие выводы сделала я для себя для воспитания в детях ненасилия?
Надо уметь выслушать ребёнка, дать ему по возможности самому решить свои проблемы, дать право выбора.
Можно исправить ситуацию так, чтобы ребёнку не пришлось вести себя неправильно.
Дать ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
Требуя что-то от ребёнка, давать ему четкие и ясные указания. Но не возмущаться, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл.
Не предъявлять ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
Не действовать сгоряча.
Подумать, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем я могу ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?
До посещения курсов в своей работе я делала упор на знания детей и дисциплину на уроке. Если кто-то хотел получить хороший фундамент основ школьных наук, приводили детей ко мне. И я работала на совесть. Но почему-то дети-выпускники ко мне не приходят. Может быть, это я не воспитала в них человеческие качества?
Прочитав книгу Ш. Амонашвили, с помощью его опыта общения с детьми, я пришла к мысли, что общение учителя с детьми, учениками должно быть непринуждённым, дружелюбным и равноправным, доброжелательным и чутким... Эта книга задела мои самые нежные стороны души. Читая, я не один раз плакала. И слёзы эти были по разным причинам: иногда от жалости, иногда от восторга, иногда я узнавала себя… Я поняла, что детей надо любить не только на словах, не стесняясь выражать эту любовь с чувством глубокой ответственности за их будущее, их надо любить всей своей жизнью, надо любить их постоянно. А это значит – заботиться о них, о каждом из них, вдохнуть в них мужество бороться против невежества, хамства, жадности и быть благодарными всем людям, встретившимся на их пути и повлиявшим на них хотя бы чуточку.
Сейчас я общаюсь с коллегами, которые вдохновлены примером бескорыстного служения детям педагогов-гуманистов, нашим тренером и мне хочется изменить весь мир, начиная со своего класса. Но, когда я прихожу в школу, я чувствую недоверие и пессимизм со стороны коллег, я вижу негативное отношение к детям, мне хочется вернуться на «Свою планету», где люди верят в Добро и дарят Свет. Но я понимаю, что нам надо быть там, где мы нужнее всего.
Смогу ли я сейчас, вернувшись в класс, стать такой, какой хочу быть?
Не сломает ли меня учительский быт, родительский «гнёт» и ученическая недисциплинированность? Как только мне станет трудно, я буду читать книги Януша Корчака, А. С. Макаренко, Ш. Амонашвили и заряжаться энергией любви к детям. Я верю, у нас всё получится!
6. Литература.
Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» // Казахстанская правда, 28.01.2012 г.
Назарбаева С.А. Этика жизни – Алматы, 2001. – С.21-22
Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. – СПб.: Евразия,1997.
Амонашвили Ш.А. Как любить детей / Основы гуманной педагогики. В 20 кн. – М.: Амрита, 2012.
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: Импэто, 1997. - 96 с.
Манифест гуманной педагогики.- Бушети,2011.
Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. – СПб.: Евразия,1997.
Самопознание. Учебная программа для общеобразовательных школ. / Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2010. - 74 с.
Руководство для учителя.
Лекции тренера Токбасовой А. С.