Доклад: Индивидуализация педагогического процесса, как условие компетентностного образования.


Индивидуализация педагогического процесса,
как условие компетентностного образования.
Свое выступление я хочу начать с образа. С образа современного ребенка, который приходит в наш детский сад.
Этот ребенок заметно отличается от ребенка, который приходил в детский сад 10 лет назад. Поэтому очень важно, чтобы дошкольная организация не стала тормозом в развитии детей.
Решение проблемы видится в компетентностном подходе, акцентирующем внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма знаний и умении, а способность ребенка действовать в различных ситуациях. На это нас ориентирует стандарт 2008-2012 и принципы организации педагогического процесса: дифференциация, интеграция и индивидуализация.
Для нас, индивидуализация образования означает, что мы, педагоги воспринимаем ребенка не как «пустую корзину», которую нужно «наполнить информацией», а как изначально способного, компетентного, имеющего все возможности для того, чтобы самостоятельно и вместе с взрослыми и другими детьми сформировать основы своего миропонимания. Поэтому основная цель организации педагогического процесса — содействовать в реализации имеющегося у ребенка потенциала развития, обеспечивать собственную активность ребенка, становление начал ключевых компетентностей, индивидуализацию образования.
В условиях дошкольной организации индивидуализацию мы осуществляем одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, так как каждая группа представляет собой уникальное сообщество с собственными неповторимыми характеристиками: интересами, любимыми занятиями, отношениями. Примером групповой индивидуализации является динамика продвижения в овладении содержании образовательных областей.
Более глубокий слой связан с конкретными интересами и потребностями детей и взрослых. Например: моя увлеченность поликультурным воспитанием нашли свое выражение в создании в группе мини-музея этнокультур. Мини-музей вводит ребенка в мир национального фольклора, языка, уклада жизни народа Казахстана. Совместными усилиями детей и родителей были организованы выставки продуктов совместного творчества: «Моя семья», «Национальный костюм», «Генеалогическое древо».
В средней группе педагог углубленно занимается экологическим образованием, в этой группе создана среда, предоставляющая огромные возможности детям, в экологическом образовании. И здесь родители активно участвуют в экологических проектах, в создании развивающего образовательного пространства
Второй уровень индивидуализации на уровне подгруппы осуществляется внутри группы детей одного возраста. Например: одна часть детей группы посещает кружок хореографии, другая –занятия шахматами. Помимо объединяющих детей видов занятий индивидуализация образования на уровне подгруппы может проявляется как результат совместного проживания какого-либо события (посещения театра нескольких детей, поездка на дачу, в лес и пр.). Такая подгрупповая индивидуализация реализована в образовательную дифференциацию, и мы воспитатели помогаем детям относиться к ней как к ценности, поддерживаем их в осмыслении содержания пережитого события. То есть занятия детей в кружках и студиях системы дополнительного образования, посещение театра или леса с родителями ;мы не оставляем «за дверьми детского сада», напротив, используем как образовательную ситуацию, в которой существует часть детей группы.
Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Это характерно для каждого ребенка, так как каждый — уникальная личность, самоосуществляющаяся в своих условиях жизнедеятельности. Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других. Это характерно для каждого ребенка как уникальной личности, не существует двух детей, которые могли бы учиться (обучаться),развиваться совершенно одинаково. Два ребенка - два стиля учения, два результата работы, две реакции на результат, два способа его использования. Каждый ребенок развивается в своем темпе «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком. Система индикаторов позволяет осуществлять индивидуализацию на групповом и персональном уровне и требует составления индивидуальной образовательной траектории.
Индивидуальная траектория развития – это целенаправленная дифференциальная программа, обеспечивающая ребенку продвижение в освоении программы при педагогической поддержке в соответствии с его темпом развития.
Для обеспечения индивидуализации мы создаем условия, чтобы ребенок:
- имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерств);
- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность;
-получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовываются в «могу»;
-получал опыт кооперации с другими людьми.
Моя роль не исчерпывается тем, чтобы передать растущему человеку свои представления, гораздо важнее сопровождать его в этом сложном деле. Для индивидуализации я выполняю две роли: роль организатора, и роль помощника, эти роли дополняют, но не заменяют друг друга. Как организатор, я моделирую образовательные ситуации; выбираю способы и средства; организовываю образовательный процесс; задаю детям вопросы; предлагаю игры, задания; создаю условия, чтобы каждый ребенок смог радостно и полноценно прожить очень важный и ответственный период своей жизни – детство.
ТОО Агрофирма «Ирина и К»
Детский сад «Родничок»
«Индивидуализация педагогического процесса,
как условие компетентностного образования.» Воспитатель : Травкина Г.Н.