Методические рекомендации заместителю директора по воспитательной работе


Аналитическая деятельность заместителя директора
по воспитательной работе
Опыт работы с заместителями директоров образовательных учреждений по воспитательной работе дает основание говорить о серьезных затруднениях, которые имеются в образовательных учреждениях в области методической работы по вопросам воспитательной работы. При этом следует отметить, что эти затруднения касаются как работы с классными руководителями, которые, по сложившейся традиции, являются нередко единственно ответственными за весь процесс воспитания детей, так и в целом с педагогическим коллективом, который призван обеспечивать образовательно-воспитательную среду.
Существуют различные подходы к реализации этой важнейшей проблемы. В первую очередь необходимо рассмотреть примерную схему анализа воспитательной работы за прошедший учебный год. Схема может включать следующие параметры:
оценка общешкольных дел и мероприятий в решении поставленных задач и проблем школы, их результативность, влияние на изменение качества внеурочных дел и уровня воспитанности учащихся; новые подходы в организации и проведении общешкольных дел;
оценка роли ученических объединений в организации разнообразной деятельности учащихся, в развитии творческого потенциала и самовыражения школьников; результативность дополнительного образования детей;
оценка детского движения и ученического самоуправления в развитии самостоятельной личности, активной гражданской позиции;
выявление причинно-следственных связей недостатков в воспитательной работе школы, в уровне воспитанности учащихся;
оценка деятельности классных руководителей и их профессиональной компетенции;
в организации воспитательной работы с учащимися класса;
в овладении современными технологиями и формами организации внеурочной деятельности учащихся;
в умении диагностировать уровень воспитанности учащихся и корректировать реальный рост их развития;
оценка позитивных результатов в деятельности классных руководителей, в динамике развития классного ученического коллектива.
Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя.
Свидетельством эффективности воспитательной работы являются:
Уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);
Уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.);
Разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п.;Постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;
Уровень развития классного коллектива (его сплоченность, поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов);
Степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);
Контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;
Глубина и серьезность работы с трудными учащимися, оказания им педагогической поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;
Комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и школе.
Свидетельством успешности деятельности классного руководителя являются:
Высокая эффективность воспитательной работы с классным коллективом в соответствии с перечисленными выше критериями;
Проявление и развитие творческой индивидуальности классного руководителя, наличие у него авторской педагогической технологии;
Стиль отношений с воспитанниками, определяемый прежде всего личностью самого воспитателя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками;
Степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость и частота личных контактов с учениками);
Степень владения умениями и навыками классного руководителя (умение поставить цели, спланировать работу, осуществить ее, оценить, проанализировать, сделать выводы и поставить новые задачи);
Степень сотрудничества и сотворчества с классным коллективом;
Хороший контакт с родителями воспитанников и успешное привлечение их к сотрудничеству;
Умение классного руководителя заинтересовать воспитанников своими увлечениями, умение организовать совместный интересный культурный досуг;
Взаимный интерес классного руководителя и воспитанников друг к другу; любовь и уважение ребят к своему классному руководителю.
Одним из сложных видов деятельности для педагогов, которые занимаются организацией воспитательного процесса в школе, является планирование. Предлагаем ряд рекомендаций, а также образцы различных видов планирования воспитательной деятельности.
1. Виды планов воспитательной работы в школе:
Годовой план воспитательной работы.
Текстовые планы воспитательной работы школы на каждую четверть.
Графические планы воспитательной работы школы на каждую четверть.
План работы объединений дополнительного образования.
Планы работы органов ученического самоуправления.
Планы работы классных руководителей по четвертям.
Разделы годового плана воспитательной работы школы:
Анализ внеучебной воспитательной деятельности педагогического коллектива и классных руководителей за предыдущий год.
Задачи внеучебной воспитательной работы на предыдущий год.
Работа с педагогическими кадрами, направленная на совершенствование педагогического мастерства учителя при осуществлении воспитательного процесса.
Вопросы, выносимые на педсоветы, совещания при директоре, совещания классных руководителей, на планерки.
Внеучебная работа с детским коллективом:
Традиционные общешкольные дела;
Режим работы школы в текущем году;
Организация деятельности органов ученического самоуправления;
Деятельность педагогического коллектива по развитию творческих способностей учащихся;
Работа факультативов и объединений дополнительного образования;
Основные дела во внеурочной деятельности школьного коллектива по месяцам и отдельные программы деятельности.
Осуществлению воспитательного процесса в школе мешают следующие проблемы:
загруженность учителя;
загруженность учащихся уроками и дополнительными заданиями;
разобщенность поколений ребят, а также обособленность семьи от жизни школы, которая создает не просто преграды в воспитании детей школой, учителями, но и ставит некоторые воспитательные моменты в полное противоречие с требованиями школы;
ограниченность материальных средств, выделяемых на воспитательный процесс.
Все это проблемы объективные, и их следует решать в процессе работы.
Кроме этого существуют проблемы, которые целиком зависят от нашей (учительской) работы, от нашего отношения к воспитанию:
отсутствия единства требований к учащимся, порой даже внутри педагогического коллектива, работающего в одном классе;
недостаточное внимание к воспитательному процессу в целом, в связи с чем воспитание становится чем-то формальным, утрачивает содержательность и одухотворенность;
разобщенность педагогического коллектива и в некоторых случаях отсутствие заинтересованности учителей предметников (не классных руководителей) во внеклассных делах, их нежелание видеть необходимость во внеучебной деятельности.
Все эти проблемы, безусловно, заслуживают обсуждения.
Не каждый учитель должен вести специальную воспитательную работу, а вот содействовать воспитательному процессу должен обязательно. Видеть в каждом учителе союзника в воспитательной деятельности, вносящего свой вклад в ее осуществление.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
30905454737100021761454737100030905454737100053022547371000АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
фронтальный
тематический
персональный
классно-обобщающий
ФРОНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Сроки Содержание Рабочая группа Итоги
Сентябрь Предварительный фронтальный контроль: - анализ результатов прошлого года; - готовность школы к новому учебному году: материально-техническая база, обеспечение кадрами, комплектование кружков, объединений доп. образования, создание воспитательных центров, состояние школьной документации, анализ трудоустройства, итоги летнего отдыха Руководители школы, бухгалтер Педсовет, совещание при директоре, приказ по школе
Октябрь, январь Текущий фронтальный контроль: - итоги планирования воспитательной работы в классах, охват дополнительным образованием; - сохранность контингента дополнительного образования; - ведение документации классными руководителями; - выполнение учащимися Устава школы Руководители школы, руководители МО, учителя, кл. руководители Педсовет, совещание при директоре, производственное совещание, заседание МО
октябрь Изучение деятельности классных руководителей: -5-х (10-х) классов по адаптации учащихся; - 9:х, 11-х классов по профориентации выпускников Зам. директора по в/рСправка, совещание при директоре
ноябрь Охрана жизни и здоровья детей, формирование здорового образа жизни; профилактика негативных проявлений среди учащихся; состояние горячего питанияЗаместители директора Справка. Производственное совещание
декабрь Оценка деятельности аттестуемых учителей по внеклассной работе; состояние духовно-нравственного воспитания учащихся Заместители директора Совещание. Справка Заседание МО кл. руководителей
январь Анализ результатов воспитательной работы за полугодие: - итога диагностики уровня воспитанности учащихся; -итога контроля за уровнем профессионализма классных руководителей Заместитель директора по воспитательной работе, руководители МО, кл. руководители Педсовет, производственное совещание, совещание при зам. по ВР
февраль Реализация программы «Семья и школа»: взаимодействие кл. руководителей с семьей по формированию личности, по работе с трудными, одаренными детьми, по профилактике и предупреждению употребления нарковеществЗаместитель директора по воспитательной работе, психолог, родительский совет Общешкольное собрание, совещание с участием родителей
март Гражданско-правовое образование и воспитание школьников; патриотическое воспитание и образование Заместители директора, руководители МО учителей истории, географии, литературы, кл. руководители Справка, рабочее совещание с участием ученического актива
Апрель, май Итоги работы над методической темой школы; анализ инновационных форм внеурочной работы с учащимися; летний
отдых: задачи и перспективы Заместители директора, руководители проблемных групп Заседание метод-совета, справка, семинар -совещание, рабочее совещание
май Итоговый фронтальный контроль: - завершение учебного года: итога работы за учебный год; диагностика эффективности методической работы, оценка деятельности классных руководителей, оценка работы органов ученического самоуправления и детских организаций; - результативность деятельности кружков и секций дополнительного образования. Тематический контроль Заместитель директора по в/р, руководители МО Итоговый педсовет, рабочее совещание при зам. директора, заседание МО
Варианты тематического контроля
Анализ эффективности деятельности или профессиональной компетенции классных руководителей (молодых, опытных).
О выполнении решений педсовета (ов), приказа УО, школы о...
Анализ работы классных руководителей:
- по созданию воспитательной системы;
по обеспечению программно-целевого подхода в воспитательной работе;
по поддержке деятельности детских организаций или органов самоуправления.
Мониторинг воспитанности учащихся 9-х, 11 -х классов.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Сроки Содержание Рабочая группа Итоги
Сентябрь, октябрь Изучение готовности к работе молодых учителей и классных руководителей, их адаптация в педагогическом коллективе к требованиям школы Директор, зам. директора, руководитель «школы молодого учителя» Собеседования, рекомендации, оказание методической помощи
Октябрь, февраль Изучение опыта аттестуемых учителей по организации внеурочной деятельности учащихся Члены аттестационной комиссии Представление характеристик, творческие отчеты, обобщение опыта
Март-апрель Создание педагогических условий саморазвития, самовыражения учащихся во внеурочной деятельности классными руководителями 7-х и 9-х классов Зам. директора по воспитательной работе, руководители МО, МО кл. руководителей Собеседования, тематический отчет
В течение года Взаимопосещение уроков учителями-предметниками, внеклассных мероприятий классными руководителями Заместители директора, руководители МО Собеседования, анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий
Варианты тем персонального контроля
Изучение деятельности классного руководителя по реализации школьной методической темы.
Профессиональная инфантильность и её причины.
Особенности работы классного руководителя 10-х, 11-х классов со старшеклассниками.
КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
Сроки Содержание Рабочая группа Итоги
октябрь Изучение уровня организации учебно-воспитательного процесса класса Заместители директора Рабочее совещание
январь Организация учебно-воспитательной работы в 8-х классах Заместители директора Совещание при директоре, справка
февраль Анализ уровня знаний и воспитанности учащихся 9-х классов Заместители директора Справка, рабочее совещание
март Анализ формирования у учащихся 10-го класса национального самосознания и межличностных отношений Зам. директора по воспитательной работе Справка, объединенное заседание с участием старшеклассников
май Организация летнего труда и отдыха учащихся 10-го класса Заместитель директора по воспитательной работе Педсовет, собрание учащихся
Виды стимулирующего внутришкольного контроля
Самоконтроль Мягкий контроль Постоянный контроль
Для классного руководителя, который интересуется воспитательной работой:
- знает цели школы, заинтересован в их выполнении и много делает для этого;
- видит нерешенные проблемы в своей деятельности;
- не удовлетворен достигнутым, имеет ясные перспективы улучшения своих результатов;
- готов самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности;
- опирается в работе на самоанализ, осуществляет критическую оценку используемых рекомендаций и методик;
- имеет стабильные положительные результаты в работе Для классного руководителя, который проявляет интерес к работе в зависимости от созданных условий:
- знает цели, готов приступить к их выполнению;
- видит нерешенные проблемы в своей деятельности, но оправдывают их внешними отрицательными факторами;
- не удовлетворен достигнутым, но не имеет ясных перспектив;
- готов отвечать за результаты своей деятельности при условии помощи руководства;
- опирается в работе на готовые рекомендации с учетом данных самоанализа и самоконтроля;
- имеет личные достижения Для классного руководителя, который интереса к работе не испытывает:
- целей не знает;
- не видит нерешенных проблем в своей деятельности;
- удовлетворен достигнутым, затрудняется в определении перспектив своей деятельности;
- не хочет брать на себя ответственность за результаты своей деятельности;
- опирается в работе на готовые разработки, рецепты;
- положительные результаты незначительны
Контроль уровня профессионального мастерства классных руководителей
1. Компетентность и добросовестность очевидны, проверены временем Цель контроля:
Уровень продуктивности проводимой работы 2. Мастера своего дела, но нуждается в новых идеях Цель контроля:
Увлечь идеей (собеседование, посещение мероприятий) 3. Нуждаются только в методическом контроле Цель контроля:
Методическая помощь (посещение мероприятий, собеседование) 4. Недостаточная добросовестность, профессиональная инфантильность, низкий профессионализм Цель контроля:
Наблюдение за профессионализмом (посещение, собеседование) 5. Вновь принятые на работу (со стажем и молодые) Цель контроля:
Проверить, насколько учитель владеет педагогическим искусством. Прогноз пед. Потенциала. Оказание методической помощи