МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к теоретическому материалу по курсу «Информационные технологии»

федеральное агентство по образованию

воронежский государственный
промышленно-гуманитарный колледж










Методические указания

к теоретическому материалу по курсу
«Информационные технологии»

Для студентов очной формы обучения


















ВОРОНЕЖ
2016
УДК 621.397.13
ББК 32.859
Г85




Печатается по решению методического совета
Воронежского государственного
промышленно-гуманитарного колледжа


преподаватель кафедры ВТ Соколова А. В.



Г85
ВТ Соколова А. В.
Информационные технологии : мет. указания / А. В. Соколова, П.В. Суворов ; Федер. агентство по образованию, Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. – Воронеж : ВГПГК, 2010. –24 с.
ISBN 5-902348-18-9
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ГОС СПО и рабочей программой специальной дисциплины «Информационные технологии». Изложены основные положения построения и эксплуатации автоматизированного рабочего места. Рассмотрены основные системы управления базами данных. Подробно описаны современные коммуникационные технологии.
Для студентов средних специальных учебных заведений, всех специальностей заочного обучения.

УДК 621.397.13
ББК 32.859












©
©


Соколова А.В., Суворов П.В., 2006
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2006


Введение

В настоящее время компьютерные технологии получили широкое распространение практически во всех областях деятельности человека. Менеджеры различных направлений, бухгалтеры, экономисты, инженеры-проектировщики, составители и хранители всевозможных документов, журналисты и издатели, научные работники, создатели рекламы, модельеры одежды, врачи, работники складов и магазинов, студенты, школьники и многие другие повышают эффективность своей работы с помощью персональных ЭВМ. Для этого применяются различные компьютерные технологии.
Рассмотрим общую характеристику компьютерной обработки информации в офисе, которая предполагает автономную работу пользователя на ЭВМ, и сетевые технологии, предназначенные для коллективной работы пользователей в компьютерных информационно-вычислительных сетях.
Применение ЭВМ в работе фирмы, учреждения, предприятия предусматривает организацию автоматизированных рабочих мест (АРМ) на основе ЭВМ и программного обеспечения для решения функциональных задач работниками фирмы. Так как задач, требующих решения в любой фирме, достаточно много, то и видов автоматизированных рабочих мест (АРМ) существует большое количество, например: автоматизированное рабочее место руководителя, автоматизированное рабочее место специалиста определенного профиля, автоматизированное рабочее место бухгалтера, автоматизированное рабочее место делопроизводителя и т. д. Однако решая различные функциональные задачи, все автоматизированные рабочие места имеют общие свойства. Поэтому целесообразно изучение автоматизированного рабочего места начинать с общих требований к ним, принципов построения, обеспечения и организации.
В особую группу следует выделить автоматизированное рабочее место поддержки принятия решений, так как эти задачи, с одной стороны, очень важны и сложны, а с другой – носят наиболее выраженные интеллектуальный характер. В офисных автоматизированных рабочих местах широко применяются программы обработки текстов и графиков, табличных данных и различные сервисные программы, необходимые для выполнения обычных обязанностей работниками офиса.
Информационные технологии с применением автономно работающей ЭВМ значительно расширяют интеллектуальные возможности пользователя. Однако более значительный эффект от использования ЭВМ можно получить при объединении отдельных ЭВМ организации, предприятия, фирмы и др. в локальную компьютерную сеть, которая обеспечивает функционирование фирмы как единой слаженной системы. Локальные сети объединяют все службы фирмы, ускоряют документооборот, хранят необходимую информацию и предоставляют ее работникам фирмы и др.
Естественным продолжением тенденции развития информационных технологий являются компьютерные телекоммуникации (средство связи, средство добывания и распространения информации) и глобальные сети, обеспечивающие доступ пользователей к информационным ресурсам всей страны и выход в мировое информационное пространство. Как Вы знаете сейчас важнейшая роль в мировых телекоммуникациях принадлежит, конечно же, Internet, которая охватывает практически все страны, содержит информацию обо всех сторонах человеческой деятельности, не знает пограничных и цензурных ограничений.


Общая характеристика автоматизированных рабочих мест

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – это комплекс средств, реализованный на базе профессиональной ЭВМ для решения задач в определенной предметной области.
В зависимости от решаемых задач управление персоналом фирмы можно разделить на три категории: руководитель и его заместители, специалисты и технические работники. Обобщенная характеристика задач управления, решаемых руководителем и его заместителями:
задачи чаще всего многокритериальные;
функциональные зависимости между факторами управления и критериями могут отсутствовать или быть неопределенными;
задачи плохо формализуются (приводятся в явный вид доступный для всех) и алгоритмизируются (алгоритм – совокупность действий, правил для решения данной задачи);
задачи редко повторяются;
решение задачи, как правило, многошаговое.
Основой решения этой группы задач является творческий потенциал человека и его личные качества: квалификация, информированность, интуиция, прошлый опыт. В настоящее время существует предположение, что не существует принципиально неформализуемых задач, вопрос только в наличии информации необходимого количества и качества, использовании новых математических приемов и достаточных вычислительных мощностей ЭВМ.
Специалисты составляют интеллектуальный базис фирмы, так как от качества собираемой ими информации и ее обработки зависит эффективность принимаемых руководителем решений. Задачи специалистов в большинстве случаев слабоформализуемы и структурированы. Поэтому творческое начало у специалистов занимает в работе значительное место.
На всех этапах управления при решении большинства задач используются различные автоматизированные рабочие места. Но степень компьютеризации решения задач может быть разной. Так, характер задач технических работников и опыт создания автоматизированного рабочего места показывает, что решение большинства этих задач может быть компьютеризировано. Однако в силу особого характера создания автоматизированного рабочего места для руководителей встречает серьезные затруднения научно-технического, материального и временного плана. Поэтому нельзя создать универсальное рабочее место для руководителей различного профиля.

Требования к АРМ и функции АРМ руководителя

Общими требованиями к АРМ всех категорий работников фирмы являются:
простота общения пользователя с АРМ;
оперативность ввода, обработки, размножения и поиска документов;
возможность оперативного обмена информацией между персоналом фирмы;
исключение положений, когда пользователь оказывается в тупиковой ситуации;
возможность ввода ошибочных данных с указанием пользователю на ошибку;
возможность настройки АРМ под конкретного пользователя;
эргономичность конструкции (эрг – единица работы, энергии и количества теплоты);
безопасность для здоровья пользователя.
В общем случае АРМ руководителя должно включать системы, обеспечивающие выполнение следующих функций:
поддержки административной деятельности (планирования работ, контроля исполнения решений, проведение совещания);
поддержки профессиональной деятельности (разработки документов, анализа информации, исследование моделей принятия решений);
поддержки принятия решений;
поддержки рутинных работ;
поддержки коммуникаций;
Отличие АРМ на базе ЭВМ от просто ЭВМ на рабочем столе пользователя заключается в том, что АРМ функционально и эргономически настраивается под конкретного пользователя (персональное АРМ) или группу пользователей в групповом АРМ.
На различных этапах управления широко применяются АРМ с возможностью подготовки текстовых и графических документов, обработки данных, заданных в табличной форме, создание и использовании собственных и учрежденческих баз данных.

Виды обеспечения АРМ

Для успешной работы пользователей можно выделить следующие виды обеспечения функционирования АРМ.
Техническое обеспечение представляет собой ЭВМ с необходимыми периферийными устройствами и средствами коммуникаций. Тип ЭВМ и набор периферийных устройств определяется функциональным назначением АРМ.
Информационное обеспечение включает сведения об источниках и потребителях информации, периодичность обновления, объем, диапазон изменения, точность, форматы и другие характеристики входных и выходных данных.
Основными источниками информации для АРМ являются базы данных (БД) и банки данных (БнД).
Математическое обеспечение объединяет совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации на разных этапах управления.
Программное обеспечение – совокупность программ автоматизации решения задач в соответствии с функциональным назначением АРМ. Например, в АРМ руководителя входят:
деловой пакет (календарь, адресная, телефонная и записная книжка, личные планы работ, калькулятор);
пакет контроля выполнения поручений;
пакет обеспечения коммуникаций.
АРМ бухгалтера включает:
специализированный пакет бухгалтерских работ;
текстовый редактор;
электронные таблицы.
Защитное обеспечение – совокупность средств защиты информации АРМ от несанкционированного доступа и преднамеренного ее искажения. К защитному обеспечению относится специальные и формальные методы защиты информации АРМ.
Методическое обеспечение определяет поведение пользователей в среде АРМ. Оно включает инструкции по работе в среде АРМ и средства обучения пользователей на бумажных или машинных носителях.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих отношение между пользователями АРМ внутри фирмы, а также с внешними источниками и потребителями информации.
Эргономическое обеспечение предусматривает создание благоприятных условий для использования АРМ при высокой производительности труда и низкой утомляемости пользователей. Эргономические требования к АРМ очень разнообразны, в них тесно переплетаются как технические, так и программные аспекты.

С У Б Д
Назначение и функции

Современное общество стремительно накапливает информацию. Каждая организация, фирма, министерство должны хранить большое количество информации, разделенной по различным признакам. Потребители должны получать необходимую информацию быстро, в достаточном количестве, и без лишних подробностей. Для этого создаются компьютерные базы данных (БД) и специальные программы – системы управления базами данных (СУБД).
СУБД – это совокупность программных и языковых средств для создания, ведения и совместного использования базы данных многими пользователями. Начало СУБД для ЭВМ положила фирма Ashton Tate (США) выпуском в 1980 г. программы dBASE.
Основными функциями баз данных и СУБД являются:
хранение больших объемов актуальной и достоверной информации;
простота обращения пользователей к БД;
возможность внесения, изменения, удаления, сортировки и других манипуляций с данными в БД;
доступ к данным пользователей с соответствующими полномочиями;
одновременное обслуживание большого числа пользователей;
выдача информации пользователям в разной форме;
поиск информации по различным группам признаков;
необходимая производительность выдачи информации по запросам пользователей;
возможность расширения и реорганизации данных в БД при изменениях предметной области.
Перечисленные функции делают СУБД незаменимой программой во многих областях деятельности.

Виды СУБД

В зависимости от организации структуры БД и интерфейсов, предоставляемых пользователем, СУБД подразделяются на следующие группы: однофайловые, многофайловые непрограммируемые, многофайловые программируемые, многопользовательские СУБД.
Однофайловые СУБД – наиболее простые в обращении системы, не требующие больших ресурсов ЭВМ. Обычно применяются для телефонных и адресных справочников, списков товаров в магазинах, организации картотек в библиотеках и т. п. Примеры СУБД: Professional Report, Professional File, Reflex и др.
Многофайловые непрограммируемые СУБД предоставляют пользователям большие возможности по созданию БД, т. к. позволяют хранить и использовать записи различных типов. Примеры: Quick Code, Magic PC и др.
Многофайловые программируемые СУБД предоставляют пользователям возможности по написанию прикладных программ. Эти СУБД требуют значительных ресурсов ЭВМ и определенного времени для получения навыков работы с СУБД. Наиболее известные СУБД этой группы dBASE IV Plus, Fox BASE, Paradox, Ms Access и др.
Многопользовательские СУБД используются в локальных компьютерных сетях. Примером такой СУБД является Microsoft SQL Server.

Каналы утечки компьютерной информации

В любом обществе циркулируют потоки информации разной степени секретности: государственная тайна, ведомственная тайна, коммерческая тайна и информация для общего пользования. Все виды информации в той или иной степени обрабатывается на ЭВМ. Следовательно, ЭВМ может стать источником утечки информации из комнаты, фирмы, организации. Каналами утечки информации являются:
несанкционированный просмотр информации на дисплее, принтере, графопостроителе;
хищение результатов регистрации информации;
несанкционированный доступ к машинным носителям информации с целью их просмотра или копирования;
хищение съемных машинных носителей информации;
электромагнитные излучения;
акустические излучения;
радиозакладки, устанавливаемые для получения обрабатываемой на ЭВМ информации и настраиваемые на определенные излучения;
наводки в сети питания, контуре заземления, каналах связи, системе охранной и пожарной сигнализации, в системах тепло-, водо- и газоснабжения.

Методы и средства защиты информации

Опыт защиты информации показывает, что эффективной может быть только комплексная защита. В систему комплексной защиты входят социальные и формальные меры защиты.
Социальные меры требуют целенаправленной деятельности людей на основе государственных, ведомственных и внутрифирменных законов, положений, инструкций и др. К социальным мерам защиты относятся законодательные, административные, финансовые и морально-этические меры.
Законодательные меры защиты используют пять общепринятых юридических понятий защиты информации: патент, авторское право, товарный знак, знак обслуживания и коммерческая тайна.
Административные меры защиты:
сокращение до минимума числа ЭВМ, обрабатывающих закрытую информацию;
выделение специальных ЭВМ для выхода в компьютерные сети;
применение жидкокристаллических и газоплазменных дисплеев, имеющих низкий уровень электромагнитных излучений, и безударных принтеров;
организация электропитания от отдельного блока, и т. д.
Финансовые методы защиты:
благоприятная финансовая политика государства в сфере защиты информации;
льготное налогообложение фирм, разрабатывающих и поставляющих средства защиты информации;
Морально-этические меры защиты делятся на две группы регламентированные и нерегламентированные:
регламентированные: предписания, инструкции, правила поведения сотрудников по отношению к коммерческой тайне фирмы, несоблюдение которых влечет применение внутрифирменных административных взысканий к сотрудникам;
нерегламентированные: неписаные нормы честности, порядочности, патриотизма, несоблюдение которых ведет к потере авторитета сотрудника, отдела или всей фирмы.

Защита от компьютерных вирусов

Вирус – это специально написанная короткая программа для того, чтобы затруднить исказить или исключить обработку информации на ЭВМ одним или многими пользователями.
Возможные воздействия вирусов:
появление на экране надписей и рисунков, мешающих работе пользователя и повышающих его нервное напряжение;
случайное или целенаправленное изменение данных и программ;
уничтожение данных и программ.
Для выявления и лечения ЭВМ от вирусов используются антивирусные программы такие как: программы-детекторы (Aids Test, AVSP, Vir Scan) обнаруживают файлы зараженные вирусами; программы-ревизоры (A Dinf, FSP, Lookcmd) запоминают исходное состояние файлов, а затем при работе сравнивают рабочие характеристики файлов с исходными и делают вывод о возможном заражении файлов; программы-доктора (Aids Test, Doctor Web, AVP) “лечат” зараженные файлы; программы-фильтры (Disk Monitor, Vaccine) располагаются резидентно в оперативной памяти и перехватывают обращения к операционной системе.

Сетевые компьютерные технологии

Современные коммуникационные технологии

В настоящее время системы общения людей в мировом сообществе представлены широким набором разнообразных технических средств, служб и предоставляемых ими услуг деловым людям и организациям всех форм собственности.
Основными системами коммуникации являются:
широковещательные радио- и телевизионные сети;
проводные системы связи;
радиосистемы связи;
национальные и международные компьютерные сети;
цифровые сети интегрального обслуживания.
1. К широковещательным сетям относятся государственные и коммерческие радио и телеканалы, системы телетекст и видеотекст.
В системе телетекст по программам ведущих телекомпаний транслируется текстовая информация объемом 200 – 500 страниц. Пользователь в удобное для себя время может просмотреть страницы телетекста. Для этого телевизор должен быть оборудован декодером телетекста.
В отличие от телетекста в системе видеотекст содержит больше информации и является интерактивной.
2. Проводные системы связи в качестве физической среды передачи информации используют простые воздушные линии связи на основе неизолированных проводников, а также кабельные наземные, подземные и подводные линии с применением изолированных и экранированных проводников.
По проводным системам связи организуются телеграфные, телексные, телетексные, телефонные и телефаксные каналы. К проводным системам коммуникаций можно отнести и сеть проводной многоканальной трансляции радиовещания.
Телеграфная сеть – это национальная сеть обмена короткими символьными сообщениями по низкоскоростным телеграфным каналам связи. Терминалами являются клавишные телеграфные аппараты.
Телекс – международная сеть обмена символьными сообщениями. Каналы связи и терминалы те же, что и в телеграфной сети.
Телетекст – международная сеть обмена символьными сообщениями по телефонным каналам связи и скоростным каналам передачи данных. Терминалами являются дисплейные комплексы и ЭВМ.
Телефонная сеть – национальная и международная сеть обмена речевыми сообщениями по телефонным каналам связи.
Телефакс – международная сеть обмена речевой, символьной и графической информацией. Используются телефонные каналы связи.
3. Преимуществом всех радиосистем связи является возможность обслуживания передвигающихся абонентов и работа в труднодоступных для проводных линий связи местах. Основными системами являются: спутниковые системы связи; радиочастотные, инфракрасные и микроволновые каналы связи; сотовая связь; радиопейджинг.
Спутниковые системы связи обеспечивают высококачественные многоканальные коммуникации на больших территориях земного шара.
Малогабаритные радиочастотные, инфракрасные и микроволновые системы действуют в пределах прямой видимости на расстоянии до 20 км и обеспечивают высокую скорость передачи данных.
Функционирование сотовой связи основано на соединении обычной телефонной связи с радиосвязью. Радиосвязь действует в пределах соты – круга, радиус которого определяется дальностью функционирования приемо-передающего радиоцентра соты.
Пейджинговая связь является однонаправленной связью от центра пейджинговой сети к абонентам – владельцам пейджеров.
4. Национальные и международные компьютерные сети для связей между пользователями и пользователей с ресурсами сети используют уже имеющиеся проводные и радиосистемы связи, а также специально проложенные линии связи.
5. Сети интегрального обслуживания. В настоящее время в ряде стран в стадии реализации находятся цифровые сети интегрального обслуживания. Использование глобального информационного пространства с помощью спутниковых систем связи, а также применение сетей неизбежно приведет к переосмыслению роли коммуникационных технологий в современном обществе.

Международные требования
и классификация локальных сетей

Локальные сети – это группа из нескольких компьютеров, соединенных между собой посредством кабелей, через которые компьютеры могут обмениваться информацией. Использование локальных сетей позволяет обеспечить:
коллективную обработку данных пользователями подключенных в сеть компьютеров и обмен данными между ними;
совместное использование программ, а также принтеров, модемов и других устройств.
Локальные сети характерны тем, что расстояния между компонентами сети сравнительно не велики, как правило, не превышают нескольких километров. Локальные сети различаются по роли и значению ЭВМ в сети, структуре, методам доступа пользователей к сети, способам передачи данных между компонентами сети и др. Выбор сети определяется числом подключаемых пользователей, их приоритетом, необходимой скорости и дальности передачи данных, требуемыми пропускной способностью, надежностью и стоимостью сети.
В настоящее время Международная организация стандартов разработала более 25 стандартов на локальные сети. Рассмотрим основные требования стандартов к учрежденческим сетям:
возможность подключения современных, ранее разработанных и перспективных ЭВМ и периферийных устройств;
скорость передачи данных должна быть не менее 1 Мбит/с;
отключение и подключение компонентов сети не должно нарушать общую работу сети более чем на 1 с;
средства обнаружения ошибок, имеющиеся в сети, должны выявлять все сообщения, содержащие 4 и более искаженных битов;
надежность сети должна обеспечивать не более 20 мин простоя сети в год.
Локальные сети, широко используемые в научных управленческих, организационных и коммерческих технологиях, можно классифицировать по следующим признакам:
По роли ЭВМ в сети:
сети с сервером;
одноранговые (равноправные) сети.
По структуре (топологии) сети:
одноузловые (звезда);
кольцевые (кольцо);
магистральные (шина);
комбинированные.
По способу доступа пользователей к ресурсам и абонентам сети:
сети с подключением пользователя по указанным адресам абонентов по принципу коммутации каналов (звезда);
сети с централизованным управлением подключения пользователей к сети (кольцо, шина);
сети со случайной дисциплиной обслуживания пользователей (шина).
По виду коммуникационной среды передачи информации:
сети с использованием существующих учрежденческих телефонных сетей;
сети на специально проложенных кабельных линиях связи;
комбинированные сети, совмещающие кабельные линии и радиоканалы.



Структура сетей

В локальных сетях применяются в основном одноузловые (звездообразные) сети. В качестве средств коммуникаций могут использоваться телефонные линии связи и АТС предприятия, специально проложенные кабельные линии и каналы передачи сигналов по радио.
1. Сети с проводными линиями связи
Структура сети показана на рисунке 1. Одна из ЭВМ может выполнять функции центра управления сетью (ЦУС).
Метод доступа к сети – вызов абонента по его сетевому имени с коммуникацией каналов в УК (узел коммутации). Способ коммутации каналов обеспечивает соединение абонентов через УК на время передачи сообщения. При этом в УК возможна организация приоритетного доступа к сети абонентов.
Достоинства сети:
простота и низкая стоимость подключения пользователей к сети;
простота управления сетью;
возможность подключения и отключения абонентов без остановки работы в сети.
Недостатки:
скорость передачи сообщений зависит от количества абонентов и технических возможностей УК;
надежность сети определяется надежностью УК;
большая суммарная длина и низкая эффективность использования физической среды передачи сигналов.
2. Радиоканальные сети
Структура сети (рис. 2) похожа на одноузловую сеть, только сообщения в сети передаются не по проводным линиям связи, а по радиолиниям. Для этого каждая ЭВМ снабжена абонентской радиостанцией (АРС). Абонентские радиостанции связаны между собой через центральную радиостанцию (ЦРС).
Методы доступа к сети случайные. Наиболее простым является захват абонентом канала и выдача сообщения независимо от того, есть ли в сети другие сообщения или нет. Это может привести к столкновению сообщений в сети и взаимному их искажению (рис. 3). Искаженные сообщения повторно передаются через случайные промежутки времени. При столкновениях сообщений теряется активное время работы сети, равное сумме времени передачи обоих сообщений.
Метод прост и дешев в реализации, но может применятся только при низких нагрузках на сеть.
Достоинства сети:
возможность связи с движущимися абонентами;
возможность подключения и отключения абонентов без остановки сети.
Недостатки:
возможность прослушивания всех абонентов;
воздействие промышленных и атмосферных помех;
наличие «мертвых зон», обусловленных конструкциями зданий и помещений.

3. Кольцевые сети
Структура сети показана на рис. 4. Средства коммуникации включают физическую среду передачи сигналов в форме кольца, соединяющего ЭВМ, блоки доступа и повторители.
Блок доступа (БлД) – это техническое устройство для подключения ЭВМ к физической среде.
Повторитель (П) задерживает сообщение на время, необходимое для определения адреса абонента и приема его абонентом, восстанавливает ослабленные и искаженные электрические сигналы сообщения.
Методы доступа к сети.
В кольцевой структуре применяется централизованные методы доступа. ЦУС через определенные промежутки времени по очереди разрешает абонентам передачу сообщений. Время передачи также определенно. ЦУС формирует служебный пакет-полномочие, который циркулирует по кольцу. Приход полномочия к абоненту означает разрешение на передачу сообщения этим абонентам. Время передачи определено. Все остальные абоненты работаю только на прием. После выдачи сообщения в сеть абонент – отправитель посылает полномочие следующему абоненту и т. д.
Достоинства сети:
простота реализации двухточечной линии связи (в каждый момент соединены только две точки – два абонента), что снижает требования к физической среде;
простота организации подтверждения о приеме сообщения;
небольшая общая длина физической среды.
Недостатки:
низкая надежность, так как выход из строя участника физической среды или повторителя приводит к остановке работы всей сети;
невозможность подключения и отключения абонентов без остановки сети;
максимальная задержка передачи сообщения зависит от количества абонентов.
Для повышения надежности и пропускной способности сети применяется двойное кольцо. Сообщения в кольцах курсируют в разных направлениях. При нарушениях одного кольца уменьшается только пропускная способность сети. При нарушениях обоих колец ближайшие к нарушению БлД автоматически восстанавливают циркуляцию информации в одном кольце.

Контрольные вопросы.

Общая характеристика автоматизированных рабочих мест (АРМ).
Требования и функции АРМ.
Виды Обеспечения АРМ.
Каналы утечки компьютерной информации.
Методы и средства защиты информации.
Защита от компьютерных вирусов.
СУБД. Понятие, выполняемые функции, возможности.
Современные коммуникационные технологии.
Локальные сети. Международные требования и классификация локальных сетей.
Классификация сетей. Общая структура сети. Принципы модемной связи.
Список литературы

Коуров Л. В. Информационные технологии. – Мн.: Амалфея, 2014. – 192 с.
Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2013.
Левин А. Самоучитель работы на компьютере. – М.: Нолидж, 2000.
Коуров Л. В. Информационные системы и сети. – Мн.: Издание НИУП, 2012.
Поспелов Г.С. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии. - М.: 2011.
Моисеев Н.Н. Компьютеризация, ее социальные последствия. - М.: Вопросы философии, 2010, № 9.
Советов Б.Я. Информационная технология. - М.: Высшая школа, 2013.
Березин С. Internet у вас дома. СПб.: ВНУ, 2002.



















Учебное издание


А.В. Соколова, П.В. Суворов


Методические указания

к теоретическому материалу по курсу
«Информационные технологии»

Для студентов очной формы обучения


Редактор Н.Р. Подобедова
Компьютерный набор и верстка В.С. Тараненко

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)
Издательский центр ВГПГК
Адрес колледжа и издательского центра:
394000 Воронеж, пр. Революции, 20








13PAGE 14115


13PAGE 15


13PAGE 142215



УК

ЭВМ

ЭВМ

ЭВМ

ЦУС

Рис. 1. Структура одноузловой проводной ЛКС

ЭВМ

ЭВМ

ЭВМ

ЭВМ

АРС

ЦРС

Рис. 2. Структура радиоканальной ЛКС

Потерянное время

1 абонент

2 абонент

Наложение

Рис. 3. Иллюстрация случайного метода доступа к сети

ЭВМ

ЭВМ

ЭВМ

ЦУС

БлД

П

БлД

П

БлД

П

П

БлД

Рис. 4. Структура кольцевой ЛКС