Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс По программе Школа 2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы (Авторы: О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская.) Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2009г. и обеспечена рабочими тетрадями по изобразительному искусству для 4 класса «Разноцветный мир», авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 4-го класса представляет собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников, воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточны е задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса
В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 4-ом классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами

Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;
уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
графика (иллюстрация);
народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
6. Содержание учебного предмета
Занятия 1–2 (2 ч) Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.
Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва. Что такое мозаика и витраж.
Занятие 3 (1 ч) Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ.
Занятие 4 (1 ч) Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Занятие 5 (1 ч) Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография.
Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.
Занятие 6 (1 ч) Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению.
Занятие 7 (1 ч) Как передать объём предмета, работая цветными карандашами.
Занятия 8–9 (2 ч) Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.
Занятия 10–11 (2 ч) Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки».
Занятия 12–13 (2 ч) Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Нарисовать животное (по выбору ученика).
Занятие 14 (1 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли.
Занятия 15–16 (2 ч) Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.
Занятие 17 (2 ч). Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
Занятия 18–19 (2 ч) Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе.
Занятия 20–21 (2 ч) Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы. Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.
Занятия 22–25 (4 ч) Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя. Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».
Занятие 26 (1 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью).
Занятия 27–30 (3–4 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Занятия 31–32 (2 ч.). Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
Занятия 33-34. На этих уроках можно выполнить задания, данные в рабочей тетради:
а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);
б) дизайнерские проекты:
– настенный календарь на стр. 24–25;
– декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр. 36–39;
в) шрифтовая композиция на стр. 48–49.
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения и развития учащихся
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. Образ как часть и целое. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр как синтетический вид искусства. По художественно - творческой изобразительной деятельности должны иметь:
– представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения.
Должны знать:
– компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи, скульптуре, сценографии; основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.
Должны уметь:
– использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок;
– под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
– под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники.



Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся - в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у него интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 4 класса. - М.: Баласс, 2013.
2. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 4 класса. М.: Баласс, 2013. -используется электронная версия, размещённая на доступных сайтах сети интернет и предоставляется для работы ксерокопия по необходимости.








8. Календарно-тематическое планирование


п/п
Тема урока
Количество часов
Тип/ форма урока
Планируемые результаты обучения
Виды и формы контроля
Дата проведения





Освоение предметных
знаний
УУД



1
Монументальное декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска.
1
УОНМ
Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства. Рассказывать о происхождении монументальной живописи( характеризовать особенности фресковой живописи), о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублев.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы класса. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Текущий


2
Монументально-декоративное искусство. Что такое мозаика и витраж.
1
УРУиН
Иметь представление о некоторых видах и техниках монументально- декоративного искусства: мозаика, витраж. Находить различия между витражами Средневековья и витражами ХХ века.
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи; делать выводы в результате совместной работы всего класса. Самостоятельно определять описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Текущий


3
Русская икона. Звенигородская находка.
1
УОНМ
Рассказывать об истории иконы на Руси, иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублевым. Различать иконы, фрески, витражи; уметь использовать речевые средства описания.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Осознавать свою этническую и национальную принадлежность, целостно воспринимать окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий.
Текущий


4
Монументальная скульптура.
1
УОНМ
Представлять особенности монументальной скульптуры. Характеризовать памятники героям Великой Отечественной войны, расположенные в родном городе, селе. Выполнять эскиз памятника герою Великой Отечественной войны по собственному замыслу.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Текущий


5
Новые виды искусств: дизайн и фотография.
1
УОНМ
Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Представлять различные виды фотографии, отличать художественные фотографии от других видов этого искусства.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.
Текущий


6
На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).
1
УРУиН
Представлять и рассказывать о творчестве И.Левитана, анализировать его картины об осени,
подбирать к картинам подходящие стихи;
выполнять осенний пейзаж по воображению или с натуры .
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Текущий


7
Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки.
1
УРУиН
Использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объема. Изучить
на примере рисунка Д.Митрохина «Яблоки», как можно передать объем предмета с помощью цветных карандашей.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Текущий


8
Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень.
1
УРУиН
Определять, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Передавать светотень с помощью цветных карандашей.
Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков..Выполнять анализ ( выделение признаков), относить объекты к известным понятиям. Анализировать свои действия и управлять ими сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.
Текущий


9
Твоя мастерская: конструкция предмета.
1
УРУиН
Находить на предмете свет, тень, полутень, рефлекс и падающую тень. Понимать конструкцию предмета. Передавать светотень с помощью простого карандаша.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.
Текущий


10
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.
1
УОНМ

Составлять и использовать для создания композиции опорную схему. Изготавливать законченную композицию – панно на тему «Лето» из материалов по выбору.
Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Испытывать эстетические чувства и эстетические потребности, эмоционально воспринимать окружающий мир природы.
Текущий


11
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.
1
Комби-нированный
Составлять и использовать для создания композиции опорную схему . Представлять значение рамки для цельности восприятия любой творческой работы.
Изготавливать законченную композицию – панно на тему «Лето» из материалов по выбору.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.
Текущий


12
Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.
1
УРУиН
Представлять значение зарисовок с натуры для создания более крупных творческих работ.
Выполнять творческое задание на тему «Твой пушистый друг» с передачей характерного для выбранного животного движения.
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений к известным понятиям. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.
Текущий


13
Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.
1
УРУиН
Выполнять творческое задание на тему «Твой пушистый друг» с передачей характерного для выбранного животного движения, фактуры шерсти животного. Оформит работу для выставки рисунков в классе на тему « Наши любимые животные».
Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.
Текущий


14
Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль.
1
УРУиН
Представлять технику «гризайль» и «отмывка», рассказывать об отличиях в выполнении изображений в этих двух техниках. Выполнять изображение любого предмета ( по выбору) в технике отмывки, стараясь передавать тончайшие переходы светотени.
Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.
Текущий


15
Композиция и ее основные законы.
1
УРУиН
Представлять основные законы композиции. Выполнить простым карандашом эскиз натюрморта с натуры, стараясь следовать основным законам композиции.
Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.
Текущий


16
Композиция и ее основные законы.
1
УРУиН
Анализировать натюрморты, созданные одноклассниками, с позиции соблюдения основных законов композиции. Выполнить в любом материале простой натюрморт с натуры, стараясь следовать основным законам композиции.
Выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.
Текущий


17
Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.
1
УОНМ
Характеризовать особенности нижегородской резьбы по деву и выполнять эскиз для резьбы, самостоятельно составлять законченную композицию, выбирать для нее элементы, характерные для нижегородской резьбы по дереву.
Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Текущий


18
Линейная перспектива.
1
УОНМ
Понимать линейную перспективу: как влияет построение перспективы положение линии горизонта. Объяснять, что такое точка схода, делать простые построения перспективы; находить точку схода, линию горизонта в произведениях известных художников.
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений к известным понятиям. Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. Самостоятельно делать выбор, какое мнение применять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Текущий


19
Линейная перспектива.
1
УРУиН
Характеризовать законы перспективы, позволяющие изображать объемные предметы на плоскости. Уметь изображать объемные предметы на плоскости, определяя линию горизонта, точку схода.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Текущий


20
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приручено к Дню Победы.
1
УОНМ
Представлять изученные жанры живописи и их характерные особенности. Рассказывать об особенностях исторического жанра в живописи; анализировать изучаемое произведение изобразительного искусства. Разработать макет обложки коллективного «Альбома Славы».
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений к известным понятиям. Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей
Текущий


21
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приручено к Дню Победы.
1
Комби-ниро-ванный
Подбирать фотографии и другие иллюстративные материалы для оформления альбома; подготавливать текстовое сообщение для странички альбома, компоновать подготовленные материалы с целью создания коллективной работы.
Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Стремиться передавать собственное настроение в творческой работе.
Текущий


22
Фигура человека. Пропорции.
1
УОНМ
Представлять необходимость соблюдения определенных пропорций при изображении фигуры человека. Выполнять наброски с натуры (одноклассников или родственников).
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений к известным понятиям. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Текущий


23
Фигура человека. Пропорции.
1
УРУиН
Использовать знания о пропорциях человеческой фигуры и роли суставов в обеспечении подвижности частей тела для изготовления подвижной модели фигуры человека. С помощью модели выполнить изображение спортсмена в движении.
Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Текущий


24
Фигура человека. Пропорции.
1
Комби-ниро-ванный
Рассматривать и анализировать пропорции фигур различных сказочных персонажей. Определение пропорционального соотношения фигурок эльфа и гнома. Рисовать любую из фигурок, пользуясь пропорциональной сеткой, выполнять эскизы костюмов для сказочных персонажей.
Планировать свои действия с поставленной задачей и условиями ее реализации. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Текущий


25
Фигура человека. Пропорции.
1
Урок-проект
Выполнять коллективную работу – иллюстрацию к сказке ( по выбору). Создавать образы сказочных персонажей в движении, костюмы для них, использовать законы композиции при оставлении иллюстрации к сказке.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Работать в группе, распределять обязанности при выполнении коллективной работы. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.



26
Для любознательных: китайский рисунок кистью.
1
Комби-ниро-ванный
Представлять особенности китайского искусства рисования. Выполнять набросок цветущей ветки акварельными красками, соблюдая заданную последовательность.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.
Текущий


27
Для любознательных:
родная история и искусство – русский народный театр.
1
УОНМ
Рассказывать об особенностях русского народного театра; об особенностях национального кукольного театра.
Использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникативных технологий в решении творческих задач. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Текущий


28
Для любознательных:
родная история и искусство – русский народный театр.
1
УОНМ
Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов.
Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.
Текущий


29
Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок»
1
Урок-проект
Иметь представление о работе различных театральных художников; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, изготавливать декорации для кукольного тетра; использовать в работе приемы обработки различных материалов
Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Текущий


30
Кукольный спектакль по сказке С.Козлова «Снежный цветок»
1
Урок-проект
Завершить работу по изготовлению коробки театра- балагана, декораций и фигурок персонажей.
Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Текущий


31
Учимся видеть:
Эрмитаж.
1
УОНМ

Составлять рассказ об истории основания Эрмитажа. Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства; о значении музеев для сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку своей работы. Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей
Текущий


32
Учимся видеть:
Эрмитаж.



Составлять рассказ об истории основания Эрмитажа. Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства; о значении музеев для сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства.
Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений к известным понятиям. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Текущий


33
Проект. Открытки или панно к праздникам
1
Урок-проект
Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; соблюдать аккуратность выполнения работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Текущий


34
Дизайнерский проект: настенный календарь.
1
Урок-проект
Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; соблюдать аккуратность выполнения работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.
выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.
Текущий




15