Рабочая программа по изобразительному искусству УМК Начальная школа 21 век 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство», на основании рекомендаций МО и Н Челябинской области от 24.07.2013 г. № 03-02 / 5639 « Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году», согласно положению о рабочей программе МОУ СОШ № 48.
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Национально-региональный компонент
№ урока
Тема урока
Дата проведения
1
Народная вышивка Урала. Составление узоров в полосе.
2
Узоры Уральских кружевниц
3
Рисование на тему «Проводы зимы»
4
Рисование по представлению «Яркие бабочки Урала»
5
Рисование элементов «Уральской росписи. Мои любимые цветы.»
6
Узор для деревянной ложки.
7
Мой любимый уголок в моем городе
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Результаты освоения учебного предмета
Дата
Предметные
Личностные, метапредметные
План
Факт.
Кто такой художник?
1
Чем работает художник?
1
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.
Рисование осеннего дерева
Знать материалы и инструменты художника.
Работать кистью и акварельными красками
Понимать значение слова «форма», использовать это понимание в практической деятельности.
Формирование мотивации к деятельности
2
Палитра
1
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
Знать, что такое палитра? Названия главных и составных цветов.
Рисование картин осени.
Умение самостоятельно работать по образцу.
Освоение способов творческого и поискового характера
3
Как появилось изобразительное искусство?
1
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников:
К. Бритов В мае, А. Герасимов После дождя, К. Моне Стог сена
Знать, что такое наскальный рисунок или наскальная живопись.
Уметь увидеть, как художник передаёт звуки окружающего мира в своей картине.
Рисование пейзажных мотивом на основе прослушанной музыки
Формирование умения с помощью формы передавать характер предмета.
Умение организовать рабочее место, работать красками.
4
Гуашь
1
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Рисование радуги
Правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов.
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Смыслообразова-ние, формирование целостного взгляда на мир,
Овладение навыками технического исполнения рисунка.
5
Кисть в руке художника
1
Освоение основ смешивания двух цветов, передача настроения с помощью цвета.
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: А. Саврасова Зима, Э. Дега Танцовщицы, Ф. Малявин Вихрь.
Рисование картины-фантазии (гуашь).
Выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Формулирование познавательной цели,развитие эстетических чувств,доброже-лательностии эмоционально-нравственной отзывчивости.
6
Придумываем, сочиняем, творим.
1
Как смешиваются музыка и стихи? Передача звуков красками. Рисование музыки.
Уметь придумать загадку (словесный образ) и нарисовать к ней отгадку (художественный образ)
Смыслообразова-ние, формирование целостного взгляда на мир,
Овладение навыками технического исполнения рисунка.
Искусство видеть и творить.
7
Художник - живописец
1
Ознакомление с произведениями художников – живописцев: В. Ван Гог Куст, А. Венецианов Вот-те и батькин обед.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Рисование осеннего парка.
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Формирование умения планировать, контролировать, контролировать и оценивать учебные действия.
8
Художник - график
1
Передача настроения в творческой работе с помощью графических линий.
Техника работы с карандашом. рисование графических узоров.(карандаш)
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов, последовательно вести линейный рисунок на тему
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке своей детельности.
9
Фломастеры
1
Виды и жанры изобразительного искусства.
Рисование открытки.(фломастер)
Знать, что такое штрих и штриховка;
Уметь правильно штриховать рисунок.
Умение работать самостоятельно.
10
Придумываем, сочиняем, творим.
1
Вспомнить сказки с известными сказочными героями, охарактеризовать их, нарисовать этих героев, максимально передавая их характер (групповая работа)
Формирование умения планировать, контролировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Умение сотрудничать в группе.
11
Художник - скульптор
1
Знакомство с работами известных скульпторов: И. Савенкова Всадник, Ф. Каменского Мальчик-скульптор
Передача настроения в творческой работе с помощью объёма и композиции.
Изготовление различных гипсовых фигурок.
Знать отличия скульптуры, из чего делают скульптуры.
Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве.
12
Пластилин и глина.
1
Знакомство с особенностями пластилина и глины, с правилами лепки.
Правилам работы с пластилином.
Лепить животных по памяти и по представлению.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы.
13
Аппликация.
1
Использование различных художественных техник и материалов: аппликация.
Правилам работы при изготовлении аппликации.
Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок.
Технике безопасности при работе с ножницами.
Технике выполнения аппликации.
Последовательно наклеивать элементы композиции.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы
14
Художник - архитектор.
1
Создание моделей зданий.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Изготовление макета дома для своей игрушки (из бросового материала)
Правилам и технике выполнения архитектурного проекта.
Уметь использовать подручные материалы для конструирования.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы
15
Художник - прикладник
1
Познакомить с народными промыслами, народными мастерами:
Городецкая игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка.
Изготовление из глины Дымковской игрушки.
Знать места народных промыслов,отличия одной игрушки от другой;
Знать, что такое композиция;
Уметь вылепить из пластилина любую игрушку народного промысла.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы
16
Делаем игрушки сами.
1
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в изделии. Передача настроения в творческой работе с помощью композиции, объёма.
Изготовление из пластилина игрушек.
Передавать в изделии формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы
Какие бывают картины?
17
Пейзаж
1
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Знакомство с картинами художников – пейзажистов: В. Курдюмов Зима в любимее; П. Сезан Дом с красной крышей.
Экскурсия в парк.
Рисование зимнего пейзажа.
Знать, что такое пейзаж;
Элементарным правилам работы с гуашью.
Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
18
Портрет
1
Виды и жанры изобразительного искусства: портрет.
Знакомство с картинами художников – портретистов: А. Венецианов Портрет Венециановой, К. Петров-Водкин Мать.
Особенности изображения человеческого лица.
Рисование портрета своего близкого человека.
Знать, что такое портрет и его особенности;
Уметь соблюдать пропорции при изображении лица человека.
Формирование установки на безопасный , здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
19
Сюжет
1
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.
Передавать в рисунке смысловые сюжетные связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги
20
Натюрморт
1
Дать толкование понятия «натюрморт»
Знакомство с произведениями художников: П. Сезан Фрукты, А. Матисс красные рыбки.
Знать отличие натюрморта от других жанров изобразительного искусства;
Уметь изображать натюрморт.
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
21
Иллюстрация: рисунок в книге.
1
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Понятию «иллюстрация»
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях
Природа – великий художник
22
Акварель.
1
Ознакомление с техникой выполнения рисунка акварелью, с приёмами работы «по – сырому»
Знать особенности рисования акварелью.
Уметь пользоваться различными приёмами рисования акварелью: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.
Формирование основ художественной культуры на материале родной природы. Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
23
Рассказываем сказку с помощью линий.
1
Особенности зарисовки деревьев: выбор стиля, формы, цвета, приёма.
Рисование деревьев
Пониманию линии и пятна как художественно – выразительных средствах живописи.
Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
Развитие воображения и фантазии.
24
Рисуем животных из кляксы.
1
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, пятна.
Рисование кота из кляксы
Уметь увидеть в обычном необычное: клякса – рисунок.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
Развитие воображения и фантазии
25
Лепим животных.
1
Выбор и применение соразмерности для реализации собственного замысла в изделии.
Передача настроения в творческой работе с помощью композиции, объёма.
Изготовление животного и его детёныша.
Передавать в изделии формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Развитие воображения и фантазии
26
Наблюдаем за птицами.
1
Представление о богатстве и разнообразии природы России и мира.
Освоение приёмов складывания из бумаги
Уметь выполнять простейшие приёмы складывания из бумаги.
Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии
Музей в твоей книжке.
27
Изготавливаем птицу из бумаги.
1
Ознакомление с техникой оригами.
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов
Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.
28
Разноцветный мир природы.
1
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Развитие воображения и фантазии
29
Разноцветный мир природы.
1
Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.
Рисование состояния природы после дождя
Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами
Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.
30
Состояния природы.
1
Познакомить с временами года, что модно изобразить в конкретное время года?
Знакомство с произведениями выдающихся художников:
А. Саврасов,
К, Юон.
Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства
31
Деревья
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.
Рисование берёзовой рощи.
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке;
Выбор способов решения поставленной задачи.
Формирование основ эстетического отношения к миру.
32
Цветы.
1
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Рисовать с натуры разнообразные цветы.
Выделять характерные особенности изображения цветов
Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.
33
Придумываем, сочиняем, творим.
1
Коллективная работа:
«Скоро лето» (гуашь)
Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.
Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии
Резерв – 1 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях
Учебно-методический комплекс
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2010г.
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010г.
Е.А.Ермолинская. Методические разработки уроков. Органайзер для учителя. 1 класс. – М.: «Вентана - Граф», 2010г.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт. – перераб. - М.: Просвещение, 2011
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1- 4-е изд., перераб.- М.:Просвещение,2011.-400 с.-(Стандарты второго поколения)
2. Данилюк А.Я.,Кондаков А.М.,Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: - Просвещение, 2011.-23 с.
4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».- М.: Вентана – Граф, 2011.
11.Декоратино-прикладное искусство./набор таблиц.-1999.
Интернет – ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа:http://schkol-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа».-.Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: http://festival.1september.ru
Презентации к урокам в начальной школе viki.rdf.ru
15