Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс УМК Начальная школа XXI век
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа по изобразительному искусству
_________________________________________________________________________________________________________________________
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Педагогический работник: Самсонова Л. Ю., учитель начальных классов
(ФИО, должность)
_________________________________________________________________________________________________________________________
Класс: 2
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе: УМК «Начальная школа XXI век», научный руководитель Н. Ф. Виноградова
Салехард
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции УМК «Начальная школа XXI века» научного руководителя Н. Ф. Виноградовой, авторской программы по изобразительному искусству Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и отражает содержание обучения изобразительному искусству в начальной школе.
Нормативные документы и материалы, для составления рабочей программы
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Программа начального общего образования по ИЗО Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013 – 2014 уч. год»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СинПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 года, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 года).
Приказ Департамента образования ЯНАО №236 от 17.03.2008г. «О реализации окружного (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа»
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»
Цель (цели) изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
активизация самостоятельной творческой деятельности;
развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;
формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи:
воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
развивать потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
2. Общая характеристика учебного предмета
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
2 класс.
Идет расширение познавательного горизонта учащегося: от предметов и явлений близких, знакомых, происходящих рядом к вопросам освоения человеком пространства Земли, к возможным вариантам освоения и создания своего пространства, сочинение своего мира, используя сказочные сюжеты.
Освоение ближнего и дальнего окружения (пространства). Население окружающего мира людьми и их перемещение в пространстве земли. Немаловажным является развитие и обогащение чувственной сферы (богатства чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения сказочного мира превращений, волшебных изменений и преображений, существующих в сказках (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения). Создание фантастических образов, вариативность решения художественной задачи. Одна из основных задач второго класса — расширение цветовой палитры ребенка и обогащение палитры художественных материалов.
Включение в обучение заданий по ИКТ позволяет расширять спектр собственно изобразительных задач, помогает знакомить школьников с творчеством художников разных стран, работающих в разных материалах, разных видах деятельности, в том числе с архитекторами, дизайнерами; способствуют быстрому нахождению визуального ряда по изучаемой теме, расширению диапазона исторических и культурологических данных; развивают интерес к техническим формам работы по изобразительному искусству.
Методическая основа преподавания изобразительного искусства:
опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностным ориентиром содержания учебного курса является системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию учебного курса («знаниевый» компонент):
воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народностям;
развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве;
общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих усвоение содержания предмета;
воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
совершенствование индивидуальных способностей;
формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
3. Результаты изучения учебного предмета
Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении.
Личностные результаты:
формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
развитие интереса к искусству разных стран и народов;
понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты:
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
4. Содержание курса изобразительного искусства
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) рабочей программы
№ Раздел (глава, модуль) Примерное
кол-во часов
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир). 17
2. Развитие фантазии и воображения 11
3. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) 6
Общее количество часов: 34
Содержание
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах теплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение предмета в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа свое природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.
Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование изобразительных средств декоративно- прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объеме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путем складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трех- четырех цветов (передача симметрии, линии, пятна).
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объемно- пространственной композиции в технике бумажной пластики и лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно- цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно- цветовые образы. Создание плоских или глубинно-пространственных композиций – карт достопримечательностей родного города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, художественном слове и народной речи ( в графике, цвете или форме).
Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) ( 6 часов).
Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объединение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника- иллюстратора. Участие в обсуждении на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково- экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная деятельность, которая завершает каждый содержательный блок.
Тематическое планирование
№
п/п Раздел, модуль, тема Количество часов Форма урока (занятия) Элементы содержания (дидактические единицы) Вид диагностики и контроля Деятельность обучающихся по достижению результатов Дата Коррекция
Предметные Метапредметные Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму 17 часов
1 Форма, фактура
(поверхность), цвет, динамика, настроение. 1 Урок вхождения в новую тему. Примерные темы композиций:
«Заколдованный лес», «Хозяйство Лесовичка», «Кто где спрятался», «Таинственный мир облаков» Формирование у детей интереса к разным искусствам путем наблюдения. Индивидуальный,
Текущий Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству. Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. 01.09 2 Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. 1 Урок - исследование Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения Индивидуальный,
Текущий Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах. Развитие интереса к искусству разных стран и народов. 08.09 3 Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. 1 Урок – исследование Примерные темы композиций: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне» Индивидуальный,
Текущий Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания. Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве. 15.09 4 Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. 1 Урок изучения нового материала. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов Индивидуальный,
Текущий Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства. Формирование первых представлений о пространстве как о среде (всё существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука)с тем окружением в котором он находится. 22.09 5 Интерьер и его музыка. 1 Урок повторения и обобщения знаний. Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина Индивидуальный, Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства. 06.10 6 Открытое пространство.
1 Урок изучения нового материала. Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве.
Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями Текущий Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению. Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. 29.09 7 7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет 1 Комбинированный урок. Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них. Моя улица днем и ночью. Индивидуальный, Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства. Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов. 13.10 8 Архитектура в открытом природном пространстве. 1 Урок – игра. Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы» Индивидуальный,
Текущий Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли. 20.10 9 Архитектура в открытом природном пространстве. 1 Урок - путешествие Создание композиций на темы: «Игры на полу», «Я собираюсь в школу» Индивидуальный,
Текущий Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства. Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве. 27.10 10 Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа 1 Комбинированный урок. Изображение по памяти и наблюдению. Примерные темы композиций: «Ветер», «Ветреный день», «Дождь», «После дождя», «В яркий солнечный день», «Вот это мороз!», Индивидуальный,
Текущий Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли. 10.11 11 Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство) 1 Урок – фантазия. Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната Мальвины», «Карабас-Барабас у камина», «Дом, где живёт черепаха Тортилла» Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве. 17.11 12 Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. 1 Урок повторения и обобщения знаний. Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна). Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве. 24.11 13 Равновесие в композиции.
Объёмно-пространственная композиция 1 Урок – проект. Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. Примерные темы композиций: «Наша улица», «Деревенька» Индивидуальный,
Текущий Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания. Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. 01.12 14 Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.
1 Урок вхождения в новую тему. Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору). Индивидуальный,
Текущий Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. 08.12 15 Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства 1 Урок изучения нового материала. Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Примерные темы композиций:
«Заколдованный лес», «Самое красивое в лесу, в поле, в небе, озере, море, горах». Декоративная роспись. Гуашь Индивидуальный,
Текущий Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства. Развитие интереса к искусству разных стран и народов. 15.12 16 Симметрия в декоративно-прикладном искусстве 1 Урок закрепления знаний Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания. Примерные темы композиций: «Платок для царевны Несмеяны», «Музыкальная шкатулка», «Волшебное зеркальце», «Волшебный сундук». Индивидуальный,
Текущий Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах. Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. 22.12 17 Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве 1 Урок повторения и обобщения знаний. Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Примерные темы: «Как петушок стал пряником», «Ай да флюгер», «Лошадка с прялки», «Добрая и злая птица», «Ковёр-самолёт», «Клоун» Индивидуальный,
Текущий Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфики. Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. 12.01 Развитие фантазии и воображения – 11 часов
18 Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. 1 Урок вхождения в новую тему. Сочинение — условие развития фантазии и воображения Примерные темы композиций: «Кому принадлежит дом, кем вылеплен сосуд, для кого накрыт стол, сшито платье?», «Чей корабль в гавани?», «Жизнь планет во Вселенной» Индивидуальный,
Текущий Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве. 19.01 19 Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха 1 Урок - исследование «Былины и сказки сегодня». Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе. Индивидуальный,
Текущий Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна). Развитие визуально-образного мышления, способность откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и природе. 26.01 20 Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы 1 Комбинированный урок. Примерные темы композиций: «Дюймовочка» (жилище Крота; поляна эльфов), «Русалочка» (описание подводного мира), «Подснежник» (пробуждение цветка, передача свежести воздуха), «Аленький цветочек» Индивидуальный,
Текущий Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства. Развитие о сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. 02.02 21 Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. 1 Комбинированный урок. Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Примерные темы композиций: «Затерянный мир», «Открытый мной мир», «Моё открытие (космическое, географическое, сказочное)» (по сказкам) Индивидуальный,
Текущий Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов. Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. 09.02 22 Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. 1 Комбинированный урок. Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. Примерные темы композиций: «Новогодний ужин», «День рождения» Индивидуальный, Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов. Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач; саморазвитие и самовыражение. 16.02 23 Создание икебаны с использованием природных материалов 1 Комбинированный урок. Создание необычной композиции из обычных предметов. Примерные темы композиций: «Волшебный букет в моей комнате», «Сказочный букет для бабушки (мамы, учителя)» Текущий Использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства. Освоение способов решения проблем поискового характера. 01.03 24 Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции 1 Комбинированный урок. Работа с природным материалом. Примерная тема композиции: «Сад в моей сказке» Индивидуальный, Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению. Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости 15.03 25 Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов 1 Комбинированный урок. Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции. Примерная тема композиции: «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну» Текущий Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения друзей Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. 05.04 26 Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах 1 Комбинированный урок. Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др. Индивидуальный, Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образцов. Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. 12.04 27 Плоскостная или глубинно-пространственная композиция 1 Урок повторения и обобщения знаний. Создание карты местности. Примерные темы композиций: «Заветные тропинки», «Как на речку пройти» Текущий Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна). Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. 19.04 28 Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. 1 Урок – проект. Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка», Индивидуальный,
Текущий Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания. Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. 26.04 Художественно-образное восприятие изобразительного искусства 6 часов
29 Искусство и человек. 1 Урок - путешествие Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу).
Коллективный проект «Архитектура моего города» Текущий Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. 03.05 30 Средства художественной выразительности. 1 Урок – проект. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Дейнека, С.В. Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К. Моне, М.А. Врубель, А.Я. Головин, В. Ван Гог, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, П. Пикассо, П. Синьяк. Текущий Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству. Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. 10.05 31 Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования 1 Урок – проект. Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич Текущий Развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожествнного воспитания. Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости 10.05 32 Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России 1 Урок-выставка Красота произведений декоративно-прикладного искусства Текущий Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству. Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости 17.05 33 Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий. 24.05 34 Повторение изученного. Выставка работ. 24.05 5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные средства обучения:
Для учителя:
Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1 – 4 классы / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. – 3 –е изд., испр. и доп. – М. : Вентана – Граф, 2014. – 112с.
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразителын кусство : 1-4 классы : методическое пособие для учителя М. : Вентана Граф, 2014;
Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2 класс органайзер для учителя: методические разработки. Вентана Граф, 2014г.
Для учащихся:
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Технические средства обучения:
Ноутбук.
Проектор.
Интерактивная доска.
Многофункциональное устройство.
Цифровой фотоаппарат.
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы).
В соответствии с содержанием обучения:
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, деревьев, птиц, человека.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи музыки.
Видеофильмы, презентации: по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам ИЗО, творчеству отдельных художников, народным промыслам; декоративно-прикладному искусству, художественным стилям и технологиям.Д
Информационное обеспечение образовательного процесса
Сайт издательства ВЕНТАНА-ГРАФ http://www.vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx
6. Планируемые результаты освоения предмета
Второклассник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств;
эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры одного- двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно- творческого замысла;
различать основные составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы; цветоведения, усвоенные способы действия.
Второклассник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявление прекрасного в произведениях искусства;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свои отношения;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно- практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ – средства.
Рецензия руководителя школьного методического объединения на рабочую программу учителя _________________по ___________класса
Рабочая программа разработана учителем на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по____________________________.
Реализация данной программы направлено на достижение следующих целей:……………………….
Основные требования к оформлению выполнены.
Рабочая программа содержит ………………………
Оформление работы соответствует (не соответствует) требованиям школы.
Работа заслуживает положительной оценки.
На основании рассмотрения данной рабочей программы, на школьном методическом объединении учителей, рабочая программа предложена для согласования на научно-методическом совете школы.
Руководитель
школьного методического объединения учителей _______________/__________________/
подписьФИО