Презентация выступление на педсовете на тему: Адаптация пятиклассников
Адаптация пятиклассников к обучению в основной школеПодготовила практический психолог Кукушкинской ОШ Тюнегова Ольга Владимировна
Основные задачи развития в 5 классе:овладение базовыми школьными знаниями и умениями;формирование умения учиться в средней школе;развитие учебной мотивации, формирование интересов;развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Возрастные особенности младшего подростка:потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; переоценка своих возможностей; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность
За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.
Адаптация – процесс приспособления к новым условиям.Дезадаптация – неумение решать новые задачи, поставленные самой жизнью. Адаптация зависит от:1. интеллектуальной готовности ученика;2. коммуникативных навыков;3. соблюдения школьных правил;4. ориентации в новых ситуациях;5. требований родителей.6. требований учителей.
Признаки дезадаптации:Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.Нежелания выполнять домашние задания.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.Беспокойный сон.Трудности утреннего пробуждения, вялость.Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Признаки успешной адаптации:удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Некоторые проблемы пятиклассников*В письменных работах пропускает буквы. Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку. С трудом решает математические задачи. Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян. Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы. Не умеет работать самостоятельно. С трудом понимает объяснения учителя. Постоянно что-то и где-то забывает. Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради). Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний. Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Основные задачи развития в 5 классе:овладение базовыми школьными знаниями и умениями;формирование умения учиться в средней школе;развитие учебной мотивации, формирование интересов;развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Результаты диагностики. Аналитическая справка по анкете «Адаптация учащихся 5 класса»Дата анкетирования октябрь 2012 года. Кол-во учащихся 7 чел. Приняло участие в анкетировании: 7 чел.Цель анкетирования: изучить возможные проблемные зоны и трудности в обучении, интересы учащихся, отношение к себе. 1.Что нравится тебе в школе?Только общение выбирают 14% учащихся.Уроки и знания выбирают 57% учащихся.Общение и знания выбирают 29% учащихся класса.
*2.Что помогает тебе хорошо учиться?выбираютПамять и внимание - 5 чел. - 71%Знания и книги - 4 чел. - 57%Помощь родителей, учителей - 2 чел. – 29%Дисциплина- -3 чел. – 43% З.Что мешает тебе хорошо учиться?Дети считают, что им ничего не мешает хорошо учиться.
*4. Самый интересный для тебя предмет? математика - 2 чел. – 29%литература - 1 чел. – 14%украинская литература - 1 чел. – 14%основы здоровья - 1 чел. – 14%не выбрали - 2 чел. – 29% 5. Самый сложный для тебя предмет?украинский язык- 2 чел. – 29%русский язык - 1 чел. – 14%английский язык - 1 чел. – 14%рисование - 1 чел. – 14%не выбрали - 2 чел. – 29%
6. Чем занимаешься в свободное время?A) «Компьютер, телевизор»- 2 чел. 29%Б) «Занимаюсь спортом»- 5 чел. - 71%B) «Читаю книги» - 3 чел. - 42 %Г) «Рисую, слушаю музыку» - 2 чел. – 29%Д) «Общаюсь с друзьями»- 4 чел. – 57%7.Чем бы ты хотел заняться?А) «Спортом»- 4 чел. – 57%Б) «Творчеством»- 3 чел. - 42 % Г) « Интеллектуальные игры» - 2 чел. 29%Д) «Коллекционирование»- 1 чел. – 14%
*8. Тебе лучше одному или с друзьями? Большинство опрошенных желают находиться среди друзей. 9.Какое настроение у тебя чаще всего?Хорошее- 5 чел. – 71%Иногда заниженное- 2 чел. 29% 10.Твоя главная проблема? Большинство учащихся считают, что у них нет проблем.
Результаты школьной тревожности по методике Филипса.
*Несколько повышена общая тревожность в школе у 43% испытуемых (3чел.) Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, 57% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п. У 29% испытуемых (2 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что дети переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. Возможно, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих. Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих , который выявлен у 14% школьников (1респондента, то есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями. У 14 % испытуемых (1 школьн.) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями57 % испытуемых, 4 школьн. имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.
*
Рекомендации классным руководителям и педагогам:Чтобы снизить границы повышенной школьной тревожности, следует увеличить эмоциональную поддержку со стороны родителей, учителей, повысить обучаемость ребенка, обеспечить индивидуальный подход к каждому школьнику и т.д.Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и требует от педагога проявления особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности.Так, детям с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Рекомендации родителям 1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка 3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания 5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе 6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме
Благодаримвсех за внимание.