Классный час по теме Озеро Ханка — жемчужина Приморья

Классный час по теме
Озеро ХАНКА – жемчужина Приморья

Проведен в 4-а классе
Кл. руководитель Лусникова М. Б.

Цели : - познакомить с крупнейшим озером Приморского края, его географическим положением, животным и растительным миром;
- развивать интерес к изучению Приморья;
- воспитывать любовь к Родине, родному краю, чувство патриотизма.
Начало формы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Конец формы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Озеро Ханка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ХОД занятия:
Оргмомент.
Беседа учителя.
Озеро Ханка -- самый большой пресноводный водоем на Дальнем Востоке. Его площадь составляет около 4070 км2. В пределах России находится 3030 км2 акватории озера и лишь небольшая, северная часть – на территории Китая. В озеро впадают 16 рек, например, Лефу, Мо, Синтуха. Из озера вытекает лишь одна река - р. Сунгача, соединяющая озеро через Уссури с рекой Амур. На озере расположено село Камень-Рыболов. Озеро Ханка и прилегающая к нему территория являются уникальными по своему биологическому разнообразию. Здесь распространены луговые растительные сообщества, травянистые болота, дубовые леса и редколесья с участием сосны могильной. В озере обитает большое количество пресноводных рыб и других гидробионтов. Наличие крупного пресноводного водоема обусловило концентрацию огромной численности водоплавающих и околоводных птиц. На озере организован международный российско-китайский Ханкайский заповедник. Основной ландшафт этих мест - травянистые болота, луга, тростниковые заросли и мелководные озера. В целом общая площадь охраняемой территории и акватории составляет свыше 110000 га. В Ханкайском заповеднике и его охранных зонах зарегистрировано около 330 видов птиц, значительная часть которых находится под угрозой исчезновения, 44 вида занесены в Красную книгу России и 12 видов - в Международную Красную книгу. По количеству видов птиц заповедник занимает лидирующее положение (на сходных по размеру участках) не только в Российской Федерации, но и во всех умеренных широтах Европы и Азии. Японский и белый журавли, цапли, утки, гуси. Но особенно гармонично на лоне природы смотрится белый аист. Эту птицу принято считать индикатором чистоты окружающей среды. Благодаря сотрудникам заповедника количество этих пернатых с каждым годом возрастает. Сейчас здесь можно насчитать порядка 17 гнезд. Это стало возможным благодаря программе искусственного устройства гнезд, которая ведется с 1993 года. Эта программа позволяет повысить численность этих редких птиц.

Бассейн о. Ханка не относится к основным рекреационным зонам Приморского края, однако, само озеро и Приханкайская равнина представляют значительный интерес для российских и иностранных туристов. На озере Ханка возможна рыбалка круглый год. В многочисленных озерах и протоках встречается представитель глубокой древности - лотос, реликтовая дальневосточная черепаха.
Ханка – не просто самый крупный пресноводный водоем на Дальнем Востоке. Это озеро смело можно назвать жемчужиной Приморского края. Редко где еще можно встретить такое разнообразие животных и птиц. Вокруг - травянистые болота, луга, тростниковые заросли и мелководные озера. Больше ста тысяч гектаров красоты.
Ханка – озеро очень мелкое. Средняя глубина - не больше 5 метров. Вода здесь мутная, причина тому – частые ветра и сильное перемешивание. Но, несмотря на все это, водоем считается колыбелью рыбных запасов. Рыбу ловят разную: сазан, карась, сом, щука. А в Ханке водится около 80 видов рыб. И краснокнижные водятся. Правда, сегодня эта уникальная фауна нуждается в охране. Ежедневно сотрудники заповедника оберегают озеро и его обитателей от браконьерских сетей.
На территории России нет подобного по размерам участка, где обитает столько редких птиц. Японский и белый журавли, цапли, утки, гуси. Но особенно гармонично на лоне природы смотрится белый аист. Эту птицу принято считать индикатором чистоты окружающей среды. Благодаря сотрудникам заповедника количество этих пернатых с каждым годом возрастает. Сейчас здесь можно насчитать порядка 17 гнезд.
Но особенно красиво озеро на закате. Любоваться сине-розовой водой в переливах и слушать, как волны ударяются о берег, можно бесконечно. И становиться даже немного грустно, когда солнце устало прячется за горизонтом. Но улыбка на лице появляется вновь при мысли, что утром светило взойдет над Ханкой, разбудив своими лучами всю живую красоту вокруг. А значит – это уникальное место снова будет радовать людей своими великолепными пейзажами.

Сообщения заранее подготовленных детей о лотосе, дальневосточной черепахе, белом аисте.
Творческая работа: рисование животных, растений, занесенных в КРАСНУЮ книгу, обитающих в озере Ханка.
Итог.































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование раздела програм-мы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1


Земля и
челове-
чество
(12 ч)
Осенняя экскурсия.
Почвы, раститель-ный и животный мир лесов родного края.

1

Повторе-ние.












2-3

Мир глазами ас-
тронома
1
Комби-
ниро-
ванный
Солнце.
Земля - планета,
общее представление
о форме и размерах Земли
Знать название нашей
планеты, планет Сол-
нечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.


Текущий
Астрономия.
Солнце - небесное
тело, источник
света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)
С. 4-8, во-
просы
«Проверь
себя»

4

Планеты Солнеч-
ной системы.
Практическая ра-
бота
1
Комби-
ниро-
ванный
Солнце.
Земля - планета, об-
щее представление
о форме и размерах Земли
Знать название нашей
планеты, название
планет Солнечной сис-
темы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели
Фронталь-
ный опрос
Название планет
Солнечной систе-
мы, их порядковое
расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой планете
С. 9-15,
вопросы
с. 15, за-
дания 1,2

.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

5

Звездное небо -великая книга Природы
1
Комбинированный
Солнце.
Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий
Фронтальный опрос
Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия
С. 16-21, «Проверь себя», написать памятку

6

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта
1
Комбинированный
Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
Фронтальный опрос
Наука «география». История создания глобуса. Первооткрыватели
С. 22-29, вопросы «Проверь себя», задания 1,2

7

Пояса Земли
1
Практического применения знаний
Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)
Знать тепловые пояса Земли.
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли
Фронтальный опрос
Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли»
С. 30-34, вопросы, задания 1,2

8

Мир глазами историка
1
Комбинированный
Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Тест (10 мин)
Науки «история» и «археология»
С. 35-41, вопросы, задания 1,2





Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

9

Когда и где? История - путешествие в глубь времен
1
Урок-игра
Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени
Фронтальный опрос
Счет лет в истории. Работа с лентой времени
С. 42-46, вопросы, задания 1,2

10


Прошлое и настоящее глазами эколога
1
Комбинированный
Человек - часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния
Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране
Тест (5 мин)
Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)
С. 47-53, вопросы, с. 52 «Подумай»

11


Сокровища Земли под охраной человечества
1
Комбинированный
Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе
Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.
Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу
Фронтальный опрос
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы
С. 54-62, вопросы, задания по выбору

12


Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение)
1
Комбинированный
Охрана растительного и животного мира


Самостоятельная работа (10 мин)
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы
Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»

13
Природа России (11ч)
Равнины и горы России
1
Экскурсия
Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина
Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)



Фронтальный опрос
Образование гор
С. 64-71, вопросы «Проверь себя!», текст «Заповедники России» прочитать

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

14




Моря, озера и реки России
1
Комбинированный
Водоемы, их разнообразие, использование человеком
Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
Тест (10 мин)
Великие озера России
С. 72-77, задание 4

15

Зона арктических пустынь
1
Комбинированный
Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктиче-, ских пустынь


Фронтальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон
С.78-86, вопросы «Проверь себя!», задание 2

16

Тундра. Природа тундры
1
Комбинированный
Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры



Фронтальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон
С. 87-97, задания 1, 3 (по вариантам)

17

Леса России
1
Урок-
игра
Роль растений в при-
роде и жизни людей.
Понимание связи
неживой и живой
природы
Знать общие условия,
необходимые для жиз-
ни живых организмов,
правила поведения в
природе.
Уметь приводить при-
меры представителей
разных групп растений
и животных леса

Графиче-
ский
диктант
Природные зоны
России, расти-
тельный и живот-
ный мир, особен-
ности труда и бы-
та людей 2-3 при-
родных зон
С. 98-105,
задание 1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

18

Лес и человек.
Проверочная ра-
бота по теме «Ле-
са России»
(15 мин)
1
Комби-
ниро-
ванный
Роль растений в при-
роде и жизни людей,
бережное отношение
человека к растениям
и животным
Понимать основные
правила поведения в
окружающей среде.
Уметь приводить при-
меры представителей
разных групп расте-
ний и животных (2-3
представителя из изу-
ченных), раскрывать
особенности их внеш-
него вида и жизни
Провероч-
ная работа
Природные зоны
С. 106-
ПЗ,
вопросы
«Проверь
себя»,
составить
памятку

19

Зона степей
1
Комби-
ниро-
ванный
Растительный и жи-
вотный мир, особен-
ности труда и быта
людей, влияние че-
ловека на природу
зоны, охрана
природы
Знать общие условия,
необходимые для жиз-
ни живых организмов.
Уметь приводить
примеры представите-
лей разных групп рас-
тений и животных
степей
Фронталь-
ный опрос
Природные зоны
России, расти-
тельный и живот-
ный мир, особен-
ности труда и бы-
та людей 2-3 при-
родных зон
С.114-
122,
задания
1,2

20

Пустыни
1
Комби-
ниро-
ванный
Растительный и жи-
вотный мир, особен-
ности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
Знать общие условия,
необходимые для жиз-
ни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни
Фронталь-
ный опрос
Природные зоны
России, расти-
тельный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон
С.122-
131,
ответы на вопросы, задания 1,2

21

У Черного моря
1
Комби-
ниро-
ванный
Растительный и жи-
вотный мир, особен-
ности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны
Знать общие условия,
необходимые для жиз-
ни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья


Фронталь-
ный опрос
Природные зоны
России, расти-
тельный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон
С.132-
140,
задания 1,4

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

22

Экологическое
равновесие
1
Комби-
ниро-
ванный
Положительное и
отрицательное влия-
ние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе
Знать общие условия,
необходимые для жиз-
ни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе
Работа с
Красной
книгой родного края
Красная книга
России (отдель-
ные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)
С.141-
142, подго-
товить сообщение по проблеме

23

Обобщение по
разделу «Природа
России»
1
Урок-
игра
Формы земной по-
верхности. Разнооб-
разие растений и животных
Уметь использовать
полученные знания
для поиска дополнительной информации о родной стране
Тест
(10 мин).
Тематический
Природные зоны
России
Сочинение
«Что я
расскажу иностранцу о своем городе»

24
Родной
кран -
часть
боль-
шой
страны
(12 ч)
Наш край
1
Комби-
ниро-
ванный
Наблюдение в при-
роде, сравнение
свойств наблюдае-
мых объектов. Род-
ной город: название,
основные достопри-
мечательности
Звать название родно-
го города.
Уметь показывать на
карте родной край,
выполнять основные
правила поведения в
окружающей среде
Текущий
Природные сооб-
щества родного
края (2-3)
Устный
рассказ
«Мой
край»

25

Поверхность на-
шего края
1
Экс-
курсия
Особенности по-
верхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)
Уметь показывать на
карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы
Текущий
Изменение по-
верхности родного края
С.147-










153,задания 1-3, вопросы «Проверь себя!»

26

Водоемы нашего
края
1
Комби-
ниро-
ванный
Водоемы родного
края (названия, крат-
кая характеристика)


Уметь показывать на
карте, глобусе матери-
ки и океаны, моря, реки
Графиче-
ский дик-
тант
Природные сооб-
щества родного
края (2-3)
С.154-
158,
вопросы, задание 2



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

27




Наши подземные
богатства
1
Комби-
нированный
Практическое зна-
комство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения
Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах
Текущий
Природные иско-
паемые родного края. Их использование человеком
С.159-170,
вопросы, задание 3

28

Земля - кормилица
1
Комбинированный
Почва, ее состав
Знать понятие «почва», состав воды и почв.
Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы
Текущий
Почва, ее значение для жизни
С. 171-174,
вопросы,
подобрать
стихи, пословицы, загадки о земле

29

Жизнь леса. Лес -природное сообщество
1
Комбинированный
Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)
Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изучен
Работа с Красной книгой
Растения и животные Красной книги: сообщества Лес, Грибы. Съедобные и несъедобные (узнавание)
С.175-182,
вопросы, задание 3

30

Жизнь луга. Луг -природное сообщество
1
Комбинированный




Графический диктант
Растения и животные Красной книги: сообщества Луг
С. 182-190,
вопросы, задание 5

31

Жизнь пресного водоема
1
Урок-игра

ных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)
Текущий. Фронтальный опрос
Растения и животные Красной книги: сообщества Водоем
С.191-200,
вопросы, задание 3

32

Растениеводство в нашем крае
1
Комбинированный
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
Знать отрасли растениеводства в родном крае.
Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями
Тест (10 мин)
Природные сообщества родного края (2-3). Виды растениеводства
С.201-гО?,
вопросы

33


Незаметные защитники урожая
1
Комбинированный
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями
Фронтальный опрос
Виды растениеводства
С.208-213,
вопросы, задание 2

34


Животноводство в нашем крае
1
Комбинированный
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Знать отрасли животноводства в родном крае.
Уметь ухаживать за домашними животными
Фронтальный опрос
Виды животноводства. Ветеринария
С. 214-222,
вопросы, задание 3

35


Обобщение по разделу «Родной край - часть большой страны»
1
Урок-игра
Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе
Знать природные сообщества родного края.
Уметь выполнять правила поведения в природе
Тест (10 мин)
Природные сообщества родного края (2-3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края
С.222, вопрос 4

36
Страницы всемирной истории (6 ч)
Начало истории человечества
1
Комбинированный
Человекчасть природы и член общества Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира
Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени
Фронтальный опрос
История первобытного человека. Счет лет в истории
С. 4-7, вопросы, задания 1-3

37

Мир древности: далекий и близкий
1
Комбинированный

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени
Фронтальный опрос
История Древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории
С. 8-14, вопросы, задание 2

38

Средние века: время рыцарей и замков
1
Комбинированный

Знать историю Средних веков
Фронтальный опрос
История феодального общества. Рыцарь
С. 15-21, вопросы, задания 1-3

39

Новое время: встреча Европы и Америки
1
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой
Фронтальный опрос
Открытие Америки
С. 22-27, вопросы, задания 1,2

40

Новейшее время: история продолжается сегодня
1
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать выдающихся людей новейшего времени
Фронтальный опрос
Новейшая история
С. 28-32, вопросы, задания 1,2

41

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»
1
Комбинированный
Счет лет в истории. Человек - часть природы и член общества
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач
Тест (10 мин)
Новейшая история. Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов); название 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте
С.28-32, вопросы, задание 3

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

42
Страницы истории
Отечества
(20 ч)
Жизнь древних славян
1
Комбинированный
История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной
и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций
людей в разные исторические времена. Москва - столица России
Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос-
сии, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Фронтальный опрос
Древняя Русь
С. 34-39, вопросы, задания 1-4

43

Во времена Древней Руси
1
Комбинированный


Фронтальный опрос
Древняя Русь
С. 40-45, вопросы, задание 2

44

Страна городов
1
Комбинированный


Тематический
Столицы Древней Руси
С. 46-54, вопросы, задание 2 (по вариантам)

45

Из книжной сокровищницы Древней Руси
1
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры
Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Фронтальный опрос
Музеи. Экспонаты Древней Руси
С. 55-58, вопросы, задания

46

Трудные времена на Русской земле
1
Комбинированный
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений,
исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.
Охрана памятников истории и культуры
Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос-
сии, описывать события Куликовской битвы
Фронтальный опрос
Жизнь древних славян на Руси
С. 59-64, вопросы, задание 2

47

Русь расправляет крылья
1
Комбинированный


Фронтальный опрос
Историческая карта
С. 65-69, вопросы, задание 2

48

Куликовская битва
1
Комбинированный


Фронтальный опрос
Историческая карта
С. 70-74, вопросы, задания 1,2

49

Иван Третий
1
Комбинированный

Знать реформы Ивана Третьего.
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Фронтальный опрос
Реформы Ивана Третьего
С. 75-81, вопросы, задания 1,2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

50

Мастера печатных дел
1
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, ре-
формы Петра Великого.
Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
Фронтальный опрос
История книгопечатания на Руси
С. 82-86, вопросы, задание 2

51

Патриоты России
1
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

С. 87-93, вопросы

52

Петр Великий
1
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

Тест (8 мин)
Реформы Петра Великого
С.94-100, вопросы, задание по вариантам

53

Михаил Васильевич Ломоносов
1
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать историю развития образования на Руси
Фронтальный опрос
Образование на Руси
С. 101-104,
вопросы

54

Екатерина Великая
1
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать реформы Екатерины Великой
Тематический
Правление Екатерины Великой
С.105-111,
вопросы,
задания
1,2

55

Отечественная война 1812 года
1
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой


Фронтальный опрос
Историческая карта
С. 112-121,
вопросы, задание 2

56

Страницы истории ХГХ века
1
Комбинированный
Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий)
Знать историю России ХГХ века.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России


Фронтальный опрос
Историческая карта
С. 122-126,
вопросы, задание 2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

57

Россия вступает в XX век
1
Комбинированный
Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Тематический
Название основных достопримечательное гей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы
С.127-135,
вопросы, задание 2

58

Страницы истории 1920-1930-х годов
1
Комбинированный
Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена


Знать страницы истории России в 1920-1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России
Фронтальный опрос
Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы
С.136-139,
вопросы, задание 2

59

Великая война и Великая Победа
1
Комбинированный
Государственные праздники (День Победы)

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей
Фронтальный опрос
Историческая карта
С. 140-146,
вопросы, задание 2

60

Страна, открывшая путь в космос
1
Комбинированный
Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники




Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой
Фронтальный опрос
История покорения космоса
С. 147-152,
вопросы, задание 3

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

61

История вокруг нас
1
Комбинированный
Охрана памятников истории и культуры
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Тест (10 мин). Тематический
Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы
С. 150, задание 2

62
Современная Россия
(7ч)
Основной закон России и права человека
1
Комбинированный
Человек - член общества. Россия (Российская Федерация) -наша Родина. Государственные праздники (День Конституции)
Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации
Фронтальный опрос
Конституция -Основной закон Российской Федерации
С.154-159,
вопросы, задание 2

63

«Дети имеют право на особую за^ боту и помощь»
1
Комбинированный
Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)




Фронтальный опрос
Права ребенка
С.160-163,
вопросы, задание 2 (по выбору)

64

Мы - граждане
России
1
Комби-
ниро-
ванный
Человек - член об-
щества. Президент
Российской Федерации - глава государ-
ства. Федеральное собрание


Знать Основной закон
России и права чело-
века, название нашей родной страны и ее
столицы.
Уметь описывать тра-
диции, обычаи, народов, населяющих Россию
Тематиче-
ский.
Тест (5 мин)
Важнейшие собы-
тия, происходя-
щие в современной России. Народы, населяющие Россию (2-3):
обычаи, характерные особенности быта
С. 164-
167,
вопросы, задания
1,2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

65




Славные символы
России
1
Комби-
нированный
Государственная
символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна
Знать государствен-
ную символику России.
Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага
Фронталь-
ный опрос
Название основ-
ных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы
С.168-
174,
вопросы,
задание
12

66

Такие разные
праздники
1
Комби-
нированный
Государственные
праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники,
отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)
Знать государствен-
ные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России
Фронталь-
ный опрос
Важнейшие собы-
тия, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2-3):
С. 175-
179,
вопросы, задание 2









обычаи, характерные особенности быта


67

Путешествие по России
1
Комбинированный
Города России. Москва - столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры
Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране
Текущий
Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта
С. 180-186,
пересказ

68


Путешествие по России
Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)
1
1

Урок-игра




Текущий. Тест (10 мин)
Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта