Сценарий классного часа на тему Душевный разговор о доброте
Классный час «Душевный разговор о доброте»
Учитель Савчук К.П.
Цели:
Формировать этические нормы поведения в обществе.
Рассмотреть с учащимися понятия « добро» и «зло».
Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
Воспитать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
Привить основы нравственного поведения.
Форма поведения: дискуссия.
Эпиграф к классному часу: «Доброта – это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».
Подготовительная работа: подбор пословиц, поговорок, притч, соответствующих теме классного часа, высказываний известных людей.
Ход классного часа:
Для того, чтобы узнать тему классного часа, я обращусь к поверью: На одном плече ( например у меня) ангел, на другом – дьявол. Попробуйте определить кто они; тем самым вы сможете назвать тему классного часа, (ответы будут разными: честь и бесчестие, правда и ложь, вера и безверие, добро и зло).
Обратимся к эпиграфу.
Помогите понять смысл сказанных слов.
Люди должны начинать свой день с добрых дел. Я думаю, с приветствия, которое является частью доброты.
Импровизация. Два ученика демонстрируют приветствия разных стран.
Япония – сложить руки на уровне груди.
Новая Зеландия – потереться носами.
Великобритания – пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.
Россия – крепко обняться и три раза поцеловать.
Тибет – показать язык.
Германия – крепко пожать друг другу руки, стоя близко.
Франция – обняться и поцеловать в щеки четыре раза.
Если бы так происходило между людьми всех наций, не было бы зла. А оно есть. Совсем недавно мир потрясли страшные события в Египте, на Украине, во Франции. Погибли люди. Это зло. Почтим память .погибших минутой молчания. Зачем это? Места на земле мало?
Я часто наблюдаю на перемене за детьми. Вот пятиклассник подставил ногу девочке, она упала. На мой вопрос: ты зачем это сделал? Он отвечает: не знаю. А вы можете ответить за него? Попробуйте.
Вернемся к ангелу и дьяволу, которые сидят на моем плече и шепчут что то мне. Как вы думаете что они шепчут? Что требует усилий? Что сделать сложнее? Добро или зло?
Добро и зло идут рядом. Стихотворений о человеческой доброте много а о зле нет.
У Куняева есть стихотворение «Добро должно быть с кулаками».Как вы понимаете название стихотворения?
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками,
Со всех, кто лезет на добро,
Добро – не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков
Добро – не слякоть и не сладость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории в конечном
В добротном действии одном
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром.
На каждой парте высказывания Б.Шоу, Л.Толстого, Ф.Бэкона, Конфуция, Соломона. Прочитайте. Как вы понимаете смысл данного вам высказывания?
Как же иногда за добро платят злом? Об этом есть пословицы: « Не делай добра, не получишь зла».
Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».
Притча:
Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно. Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит: - Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле! Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять: - Поверь мне, я не съем тебя! А человек своё: - Я тебе не верю. Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку: - Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя! - Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя? - Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом? - Вот так дела! – сказал человек сердито. А змея опять: - Ты думаешь, я не права? - Конечно, не права! - Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят. Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим: - Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом? - Да, - ответила пума. - А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом? - Да, - ответила лошадь. - Братец олень, платят ли за добро злом? - Да, - ответил олень. Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему: - Братец волк, платят ли за добро злом? И волк отвечает: - Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим. Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал: - А теперь, змея, оставайся там! Человек поблагодарил волка и говорит: - Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят. - Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес. Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес. Волк уже ждал его. - Братец волк, я принёс тебе цыплят! - Спасибо! – ответил волк. Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча: - Змея была права: за добро надо платить злом.
- Правильно поступили змея и человек?
- Как должны поступать люди в таких ситуациях?
Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились. Так ли это?
Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. Очень важно научиться прощать и постараться забыть о тех злых поступках, которые тебе причинили.
Давайте составим с вами правила доброты.
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
Очень хочется прочитать стихотворение Карины Филипповой «Спешите делать добрые дела»..Спешите делать добрые делаКоторые всегда идут не в счетСпешите делать добрые дела,Когда к вам благодарность не придет.Спешите делать добрые делаКоторые рассудку вопреки.Спешите делать добрые делаЧто у истоков человек пошлет,То и получит в устье у реки.Спешите делать добрые дела,Не денег не сулящие не благ.Спешите делать добрые дела,Забыв на веки принцип "так-на-так"Спешите делать добрые дела,Но не копите в памяти обидХоть тот кому вы сделали доброВам этого по жизни не простит.Спешите делать добрые дела,Чтоб за свое добро любить других.Спешите делать добрые дела,Во имя утвержденья вас самих.Спешите делать добрые делаПолучится -считайте повезло!Спешите делать добрые дела,чтоб не хватило времени на зло!
Попробуем сейчас написать синквейн, опираясь на тему классного часа.
Делится класс на 4 группы.
Правила написания:
1-я строка – одно существительное (по теме);
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – предложение, высказывание;
5-я строка – слово-резюме.
Ответ:
1 – добро;
2 – нужное, важное;
3 – помогает, веселит, любит;
4 – источник любви и человеческих отношений;
5 – добро- прекрасное качество человека.
Чтобы на этой земле мы чувствовали себя спокойно, чтобы наши отношения с окружающими были легкими мы должны запомнить , что:
Важно не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Два противоположных чувства…, одно может спасти, склеить, помочь, другое – уничтожить.