Конспект урока: Выполнение композиции трехгранно-выемчатой резьбы, розетки(7 класс)
Конспект урока в 7-ом классе по теме:
«Выполнение композиции трехгранно-выемчатой резьбы, розетки»
Автор:
Касастикова Светлана Петровна
учитель технологии
второй квалификационной категории
Цели:
Изучение способов художественной отделки древесины, освоение приёмов нанесение орнамента на деревянную заготовку
Ознакомление обучающихся с видами композиций, развитие речи, обогащение словарного запаса школьников.
Задачи:
учебные: систематизация и обобщение знаний обучающихся по художественной отделки древесины;познавательные: активация познавательной деятельности обучающихся и формирование интереса к технологии отделки древесины;
развивающие: освоение способов действий, умений и навыков, применение теоретических знаний при нанесении рисунка и выполнения элементов резьбы;
воспитательные: формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда;
систематизировать знания учащихся по отделке древесины.
Инструменты и оборудование: Технические средства обучения: компьютер с видео обеспечением, проектором и экраном (иллюстрированный и наглядный материал на электронном носителе). Заготовки из древесины, (одна штука на каждого обучающегося).
Разметочный инструмент: линейки, рейсмусы, циркули, карандаши. Рабочий инструмент резак, подкладные доски. Образец элемента изделия. Образцы деревянных изделий: разделочная доска.
Тип урока: комбинированный.
Оформление доски: Тема урока: «Выполнение композиции трехгранно-выемчатой резьбы, розетки». Изделие: «декоративная разделочная доска, украшенная резьбой». Материал: Сосновые дощечки. Новые термины и слова: розетка, вертущка, трехгранно-выемчатоя резьба, лепестки.
Структура урока: цель-мотив-содержание-средства-контроль.
Этапы урока:
Водная часть:
Организационный момент:
подготовка обучающихся;
постановка задачи;
Основная часть:
сообщение технико-технологических сведений;
беседа по безопасным приёмам работы;
вводный инструктаж по выполнению технологических операций;
Практическая работа:
Нанесение рисунка;
изготовление изделия;
получение практических навыков и умений;
контроль за соблюдением технологии;
Заключительная часть:
оценка проделанной работы;
уборка рабочих мест и помещения;
анализ работы учащихся.
Ход урока.
(Слайд №1) На проекционном экране высвечивается цветное изображение изделий украшенных геометрической резьбой.
Учитель: Сегодня на уроке изучим новую орнаментальную композицию геометрической резьбы розетки. Розетка – это выполненный орнамент, имеющий границы в виде ромба или окружности. Композиция в ромбе имеет свое название-сияние. Сама резьба называется трехгранно-выемчатой.
Вопрос к обучающимся. Как вы думаете, почему она носит такое название?
Предположительный ответ. Потому, что выполняется резьба трем граням то есть треугольников, кубиков, ромбов.
(Слайд №2) Изображение шкатулки декорированной орнаментами в виде геометрических фигур ромбов - композиция называется – розеткой.
(Слайд №3) Ещё одна композиция выполнена в виде розетки, но уже на плитке другая геометрическая резьба, она называется «клинышек» и «соты».
(Слайд №4) Скульптурная композиция чайного сервиза, на которой выполнена художественная резьба.
(Слайд №5)Учитель. Основной элемент трехгранно-выемчатой резьбы-0треугольная пирамидка («треугольник») и вырезается в три приема. Правильно вырезанный треугольник получается с ровными гранями. Основания «треугольников» могут быть равносторонними, равнобедренными с произвольным соотношением ширины и высоты. Все элементы и узоры трехгранно-выемчатой резьбы можно построить из сочетаний «треугольников» различных размеров и форм.
(Слайд№6) Учитель. Основной принцип построения розеток – центральная симметрия. Эти фигуры состоят из определенного количества одинаковых секторов - «лепестков» («словарное» слово учащиеся записывают в тетради).
Каждый лепесток, это элемент геометрической резьбы. Обычное число лепестков всегда четное: 8,12,16,24. При резьбе розеток важно соблюдать центр фигуры, углы между лепестками и их симметрию, для чего нужно точно размечать заготовку.
(Слайд№7) Приступаем к практической работе. Учитель на доске чертит рисунок розетки. Для этого найдем центр на заготовке и начертим осевые линии. Поставим в центр ножку циркуля, проведем окружность R-60 мм. Обозначим получившиеся вершины точками. Меняем положение циркуля, ставим в вершину и из центра окружности чертим «лепестки» по часовой стрелке переставляя ножку циркуля во вновь получившуюся вершину, чтобы лепестков получилось большее количество делим расстояние между лепестками пополам. Орнамент готов. Прежде чем приступим к резьбе, учащиеся записывают в тетрадях новые слова.
Учащиеся в той же последовательности наносят рисунок розетки на заготовку.
Сектор-n часть окружности; Розетка-композиция выполненная в окружности; Трехгранно-выемчатая резьба-резьба по трем граням;
Практическая работа.
Подготовив инструменты обучающиеся приступают к выполнению трехгранно-выемчатой резьбы.
Ход работы.
Установочный инструктаж.
Учитель. Вначале резаком сделайте неглубокие прорези вдоль нанесенных карандашом линий. Затем с большим усилием более глубокие прорези. Эту операцию повторяете до выемки части древесины. По необходимости выравнивайте дно углубления.
Текущий инструктаж.
Учитель. Чтобы избежать ошибки, во время работы не спешите, не старайтесь одним движением руки снять как можно больше древесины, чтобы быстрее вырезать нужные углубления. Углубления нужно делать осторожно, равномерно, постепенно поворачивая доску. Не забывайте, что угол наклона при каждом следующим поворотом доски должен оставаться прежним. Будьте внимательны. Во время работы не отвлекайтесь, своё рабочее место содержите в порядке.
Заключительная часть урока подведение итогов работы. Уборка рабочих мест.