Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству
Отдел образования администрации
Матвеево-Курганского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского технического творчества»
Матвеево-Курганского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Жить и творить»
Срок реализации 2 года
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Разработчик: Кучеренко Е.А.
педагог дополнительного
образования
Матвеев Курган
2015г.
Пояснительная записка.
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Данная программа носит модифицированный характер и составлена на основе ряда программ по технологии художественной обработке материалов и изучению различных ремесел. Программа относится к технической направленности.
Новизна программы состоит в том, что данная программа не только способствует формированию художественного вкуса учащихся и развивает их технические навыки, которые активно используются ими в дальнейшей самостоятельной творческой деятельности. Кроме того, изучение нетрадиционных видов ДПИ, конструирования и технологии художественной обработки материалов дает возможность раскрыть учащимся всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
Актуальность программы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Программа объединения «Жить и творить» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности, к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность.
Данная образовательная программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами конструирования и моделирования, и нетрадиционных видов ремесел. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Цель программы «Жить и творить» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству, и желание трудиться.
Задачи программы:
Образовательные:
углублять и расширять знания об истории и развитии кусудами, вытынанки, теснения по фольге, изонити;
формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
осваивать техники кусудами, вытынанки, теснения по фольге.
научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;
научить правильно организовывать рабочее место;
научить работать с различными материалами;
создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;
научить ребенка построению расчетов моделей и приемам их моделирования.
Воспитательные:
прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
прививать основы культуры труда.
Развивающие:
развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
развивать память, научить работать по памяти;развить пространственное мышление;
развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.
формировать эстетический и художественный вкус.
Отличительные особенности программы:
-раннее приобщение к техническому и декоративно-прикладному творчеству, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей.
-учет интересов воспитанников, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации.
-свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств.
- функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей воспитаннику выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;
возникновению желания добиться планируемого результата;
приобретению навыка самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бумаги и фольги;
Возраст учащихся:
Программа рассчитана на детей в возрасте 7-14 лет. Зачисление в объединение не предполагает особых знаний в выбранном виде деятельности. Оптимальная наполняемость учебной группы – 15 человек. В группе могут заниматься одновременно как мальчики, так и девочки.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Основные принципы программы:
Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
Принцип культуросообразности: знакомство с историей кусудами, вытынанки, теснения по фольге, изонити.
Принцип единства развития и воспитания;
Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
Принцип общедоступности;
Принцип преемственность;
Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
Принцип свободы выбора;
Принцип успешности;
Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
Принцип системности.
Методы и приемы обучения:
наглядный;
исследовательский;
практический,
объяснительно-иллюстративный,
проблемно-поисковый,
АМО.
Форма и режим занятий:
Беседы;
Занятия;
Индивидуальная работа;
Групповая работа;
Коллективно-творческая работа;
Работа с родителями
Игра;
Оформление выставок.
Программа рассчитана на детей школьного возраста 7 – 14 лет, на 2 года обучения. Объём программы - 288 часа (4часа в неделю), 1й год обучения – 144 часа (4 часа в неделю), 2й год обучения – 144 часа (4часа в неделю).
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся могут
знать:
название и назначение материалов – бумага, фольга.
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, крючок, наперсток, игла швейная.
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;
делать технические расчеты изделия.
К концу 2 года обучения учащиеся могут
знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;
различать их по внешнему виду;
делать технические расчеты изделия;
моделировать изделие по собственному замыслу.
Способы определения результативности.
Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала и практической работы диагностируются путем написания творческих проектов. Путем наблюдения за детьми на занятиях, выставках, через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к их выставкам. Постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень обученности детей, а тем, в свою очередь позволяют самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1й год обучения
№
п\п
Тема занятия
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятия
2
2
Знакомство с природными материалами
2.
История возникновения домашнего оберега. Знакомство с природным материалом. Инструменты и материалы.
2
2
3.
Подбор природного материала. Техника безопасности. Изготовление шаблона оберега.
1
1
2
4-6.
Изготовления домашнего оберега.
1
5
6
7.
Защита проекта «Мой оберег»
2
2
8.
Изготовление композиции из сухих полевых и газонных цветов и трав.
1
5
6
Работа с бумагой
9.
История возникновения искусства кусудама. Техника безопасности. Сведения о цветочном шаре «Кусудама». По шаговое изготовление модуля шара.
1
1
2
10.
Изготовление секции цветочного шара Кусудама из базовых модулей
1
3
4
11-13.
Изготовление полностью цветочного шара из собранных секций.
1
5
6
14.
Декорирование цветочного шара «Кусудама»
2
2
15.
История возникновения вытынанки как ремесла. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
2
2
16.
Выполнение базовых упражнений. Работа с готовыми шаблонами.
1
1
2
17-18.
Самостоятельное изготовление шаблонов. Применение его на практике
1
3
4
19-20
Изготовление открытки «Поздравляю»
1
3
4
21-24.
Выполнение проекта по индивидуальному шаблону.
2
8
10
25.
Защита проекта.
2
2
26.
История возникновения техники Изонить. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Базовая форма угол.
1
1
2
27.
Базовая форма овал, круг.
1
1
2
28.
Базовая форма волна, дуга
1
1
2
29.
Изготовление панно со всеми базовыми формами
1
7
8
30-32.
Выполнение проекта по индивидуальным схемам
1
5
6
33.
Защита проекта
2
2
34-37.
Коллективная работа «Шкатулка» с использованием ранее изученных техник.
2
6
8
38.
Выставка работ объединения
2
2
Художественная обработка металла. Теснение по фольге
39.
История возникновения теснения по фольге. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
2
2
40-41.
Правила перевода шаблона на фольгу. Выполнение перевода шаблона на фольгу.
1
3
4
42.
Создание шаблона своего изделия
2
2
43-46.
Изготовление изделия «Мой первый оттиск»
1
7
8
47-53.
Изготовление проекта «Фантазия»
2
12
14
54-57.
Изготовление украшения для обложки блокнота
1
3
4
58.
Сборка блокнота
1
3
4
59-65.
Коллективная работа панно «Донские степи»
3
11
14
67
Итоговая выставка учащихся
2
2
ИТОГО
35
109
144
Содержание деятельности.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч)
Вводное занятие. Знакомство с группой. Оргвопросы. Техника безопасности. Планы на учебный год. Знакомство с образовательной программой.
2. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. (18 ч)
Теоретические сведения. С древних времён оберег считался амулетом, дарящим счастье и благополучие. Традиция украшать дом разнообразными оберегами жива и поныне.
Практическая работа. Подбор природного материала для создания оберега. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Просмотр и анализ готовых работ. Мини-выставка.
РАБОТА С БУМАГОЙ (76 ч)
ТЕХНИКА КУСУДАМА (14ч)
Теоретические сведения. Основные приемы, используемые для изготовления цветочного шара «Кусудама».
Практическая часть. Выполнение базовых модулей, изготовление секций цветочного шара, декорирование цветочного шара
ТЕХНИКА ВЫТЫНЫНКА (24ч)
Теоретические сведения. История возникновения ремесла. Основные приемы резбления, используемые в работе. Техника выполнения вырезания мелких деталей.
Практическая работа. Выполнение вырезания при помощи изученных приемов.
ТЕХНИКА ИЗОНИТЬ (32ч)
Теоретические сведения. История возникновения. Основные базовые формы, используемые для изготовления работ: угол, овал, круг, дуга, волна. Комбинирование приемов.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов вышивки. Выполнение индивидуальных работ, а так же коллективного панно.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА. ТЕСНЕНИЕ ПО ФОЛЬГЕ.
Теоретические сведения. История теснения по фольге. Правила перевода шаблона. Техника безопасности.
Практическая работа. Выполнение перевода шаблона на фольгу. Создание шаблона самостоятельно. Изготовление изделия «Мой первый оттиск», коллективная работа панно «Донские степи».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2й год обучения
№
п\п
Тема занятия
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятия
2
2
Работа с природными материалами
2.
Подбор сухоцветов для изготовления картины «Летний букет»
1
1
2
3.
Инструменты и материалы. Техника безопасности. Приготовление основы под картину.
1
1
2
4-6.
Выполнение картины «Летний букет».
6
6
Изготовление осеннего венка «Дары осени»
1
5
6
8.
Защита проекта на выбор: картина «Летний букет» или венок «Дары осени»
2
2
Работа с бумагой
9.
Сведения о цветочном шаре «Кусудама Примула». Пошаговое изготовление модуля шара.
1
1
2
10.
Изготовление секции цветочного шара Кусудама Примула из базовых модулей
1
3
4
11-13.
Изготовление полностью цветочного шара из собранных секций.
1
5
6
14.
Декорирование цветочного шара «Кусудама Примула»
2
2
Художественная обработка металла.
15.
История возникновения чеканки как ремесла. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
2
2
16.
Выполнение базовых упражнений. Работа с готовыми шаблонами.
1
1
2
17-18.
Самостоятельное изготовление шаблонов. Применение его на практике
1
3
4
19-20
Выполнение настенного панно. Тему выбирают ученики.
1
3
4
21-24.
Выполнение проекта по индивидуальному шаблону.
1
9
10
25.
Защита проекта.
2
2
26.
История возникновения украшений в технике чеканки. Изготовление шаблона медальона.
1
1
2
27.
Перенос картинки с бумаги на фольгу. Выведение основных штрихов
1
1
2
28.
Выполнение медальона и его завершение.
1
9
10
30-32.
Выполнение проекта по индивидуальным схемам
1
5
6
33.
Защита проекта
2
2
34-37.
Коллективная работа «За нами будущее!» с использованием ранее изученных техник.
1
9
10
38.
Выставка работ объединения
2
2
39.
История возникновения теснения по фольге с элементами отдельного окрашивания. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
2
2
40-41.
Правила окрашиваниярисунка нанесенного на фольгу.
1
3
4
43-46.
Изготовление панно «Кофейная фантазия»
1
7
8
47-53.
Изготовление проекта «Фантазия»
2
12
14
54-57.
Изготовление украшения для книги
1
3
4
58.
Сборка книги
1
3
4
59-65.
Коллективная работа «Мы помним подвиги солдат!»
2
12
14
67
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО
29
115
144
Содержание деятельности.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч.)
Виды сухоцветов. Картина, ее первоначальное символическое значение. Искусствоведческая справка. Просмотр готовых работ. Просмотр образцов. Организация рабочего места.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (12ч.)
Теоретические сведения. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Рекомендации по выполнению изделия по данному образцу.
Практическая работа. Изготовление картин из сухоцвета ко дню учителя. Защита творческого проекта.
РАБОТА С БУМАГОЙ (14ч.)
Теоретические сведения. Сведения о цветочном шаре «Кусудама Примула». Инструменты и материалы. Техника безопасности.
Практическая работа. По шаговое изготовление секций цветочного шара Примула. Декорирование цветочного шара Кусудама Примула.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА.
ЧЕКАНКА (54ч.)
Теоретические сведения. История возникновения чеканки. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Сведения возникновения украшения в технике чеканки.
Практическая работа. Изготовление украшения-медальона. Написание творческого проекта. Самостоятельный выбор шаблона.
ТЕСНЕНИЕ ПО ФОЛЬГЕ (50ч.)
Теоретические сведения. Правила окрашивания изделий из фольги. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
Практическая работа. Написание творческого проекта. Окрашивание изделий вытесненных из фольги. Подбор материала для создания панно.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч.)
Подведение итогов работы. Отчётная выставка.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Родительское собрание по теме «Выбор Родительского комитета, помощь родителей в организации работы объединения»
Индивидуальные беседы с родителями учеников по мере необходимости.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Экскурсии, посещение библиотек, выставок, участие в районных выставках.
Методический блок.
На занятиях используется интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть различными техниками работы с бумагой, выполнять творческую работу по художественной обработке металла, иметь определенную технику педагогических действий.
Большое значение при проведении занятий имеет учет возрастных особенностей детей. Поэтому, выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны школьниками как необходимые.
Данная программа объединения «Жить и творить» является актуальной, так как она заботится о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Дети во время работы вовлекаются в обсуждение. Руководитель не торопит детей, и не стремится на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, самостоятельным мастером.
Диагностический бок.
- Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений.
Уроки-конкурсы «Первое знакомство», «Путешествие в страну Рукоделию», анкетирование, беседы.
- Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по тестам, опросам, контроль за качеством изделий.
Зачеты по разделам, проверка тетрадей, уроки-конкурсы, текущие выставки, заполнение индивидуальной карточки воспитанников.
- Итоговый контроль: Определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.
Открытые уроки, защита творческих проектов, виртуальные экскурсии, выставки.
- Результаты работы каждого воспитанника оформляются в портфолио творческих достижений.
Дидактический блок.
Необходимо создание по каждой учебной теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической обученности работы с бумагой, фольгой, чеканки.
Материально-технический блок:
- для кабинета, в котором систематически проводятся занятия, необходимо специальное оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам (лампы, столы, стулья);
- рабочие материалы для проведения занятий;
- ноутбук;
- демонстрационные стенды;
- вставочные шкафы.
Особое место в программе объединения занимает строгое соблюдение правил безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.
Список литературы и интернет-сайтов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт каталогов рукоделия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт рукоделия «Сибирский вернисаж».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт «Ярмарка мастеров».
А.Г. Соцкова. Открытки своими руками. Шаг за шагом. – Харьков, Белгород, «Книжный клуб», 2008.
Красивая мозаика. Идея для дома. – М: Издательство «Мир книги», 2008.
Чибрикова О.В. Прикольные поделки к любому празднику. – М: Эскимо,2006.
А. Шиптуля. Обереги своими руками. Укрась и защити свой дом. – М.: Эскимо, 2007.
В. Чиприани. Поделки из природных материалов. – М.: Контэнт, 2008.
Журнал «Ручная работа».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. handmadesing.ru/ - сай изделий ручной работы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт ручной работы.
Ж. Кнаке. Мягкие картины своими руками. – М.: Ниола-Пресс, 2007.
О. Чибрикова. Нескучный дом. Картины из соленого теста, кожи и соломки своими руками. – М., Эскимо, 2007.
Д. Уэллс. Пейзажи из тками. Изысканная аппликация. – М.: Мой мир, 2007.
Изготовление цветов из кожи.// Дом и я в нем, № 2.05.2009г.
Н. Сотникова. Школа ручной вышивки от А до Я. – М.: Эскимо, 2007
¤ђЗаголовок 2¤ђЗаголовок 315