Рабочая программа по декоративно — прикладному творчеству( факультатив)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа №5 города Глазова Удмуртской Республики»
Рабочая программа
Факультатив
Декоративно - прикладное творчество
6 с класс
Рассмотрено
Методическое объединение
учителей начальных классов
МКОУ «ОШ №5»
Протокол от «_25_» __августа__2016г. № 1
Согласовано
Методический совет МКОУ «ОШ №5»
Протокол от «_26_» __августа _ 2016г. № 1_
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «ОШ № 5»
___________ Я.Е. КорляковаПриказ от «29_» __августа___ 2016 г. № 01-04/315
Составил: Дорофеева С.С.,
учитель
Рецензент: Богданова Е.В., заместитель директора
по учебно-воспитательной работе, учитель высшей квалификационной категории
2016-2017 г.г.
2. Рецензия
на рабочую программу по декоративно – прикладному творчеству
Класс - 6 сУчитель – Дорофеева С.С.
Реализация данной программы обеспечивает обязательные требования государственных образовательных стандартов.
Основные требования к оформлению рабочей программы выполняются:
1. Наличие пояснительной записки, содержащей нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа, количество часов рабочей программы в соответствии с учебным планом, продолжительность занятия, цель и задачи учебного курса, коррекционные задачи в соответствии с особенностями класса, минимум содержания, образования по разделам, внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование, основные требования к знаниям и умениям обучающихся.Да Нет
2. Структурирование курса по разделам и темам, разумность дозировки времени на изучение различных элементов программы Да Нет
3. Учебная программа Да Нет
4. Информационно – методическое обеспечение Да Нет
5. Контрольно – измерительные и дидактические материалы Да Нет
Выводы:
Данная программа может быть использована в качестве рабочей программы.
Рекомендации учителю:
Рецензенты: 1. Богданова Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель высшей квалификационной категории ( )Дата
3.Пояснительная записка
Рабочая программа по декоративно - прикладному творчеству 6 с классе составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», раздел Х (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189).
СанПиНа 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (Постановление от 10 июля 2015 года № 26);
Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа №5 города Глазова Удмуртской Республики»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы «Успех» Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа №5 города Глазова Удмуртской Республики» на 2016-2017 уч. г.;
Положения о рабочей программе учителя;
Положения о системе дифференцированного контроля, оценке знаний и оценивания результатов обучения обучающихся;
Годового календарного учебного графика на 2016-2017 учебный год.
Данная программа рассчитана на 1 год (1 ч в неделю – всего-34 часа) продолжительностью 40 минут под руководством учителя.
Цель программы – создание условий для самовыражения и самореализации индивидуализации ребёнка в художественном творчестве, развитие социального опыта ребёнка;
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:
- повышать уровень общей осведомлённости;
-научить выполнению простейших трудовых навыков;
- формировать образное мышление на основе предметно-практической деятельности и умение выразить свою мысль с помощью объёмных форм;
- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление;
- развить интерес к творческому труду;
-воспитывать терпение, аккуратность;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать внимание и память, пространственное восприятие;
-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с картоном, бумагой и другими материалами;
- воспитывать терпение, аккуратность.
Рабочая программа построена с учетом специфики усвоения материала обучающимися в коррекционном образовательном учреждении. Программа соответствует современным требованиям общества к развитию личности, реализует идеи индивидуализации обучения, учитывает подготовку детей, поступающих в коррекционную школу, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.
Значительную роль в развитии личности ребёнка занимает искусство. Искусство влияет на формирование внутренней культуры обучающихся. У школьника развивается чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы.
Данная программа имеет художественно- эстетическую направленность, а по функциональному назначению прикладной, т.е . создаёт условия для овладения детьми определённой совокупности умений и способов действия. Программа создаёт необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества ребёнка . Декоративно прикладное искусство позволяет ребёнку систематически развивать органы чувств и творческие способности.
Ребёнок вводится в мир прекрасного, знакомится с видами искусства, что даёт ему возможность заимствовать какие – либо детали и внести их в свою повседневную ученическую жизнь .Программа предполагает изучение разнообразных видов аппликации , художественного конструирования из бумаги создание поделок из бросового материала.
Данная программа составлена для работы с детьми ОВЗ. Она способствует обогащению общей осведомлённости ребёнка, развитию фантазии и художественно- образного мышления, развитию мелкой моторики рук. Занятия декоративно- прикладным творчеством дают возможность видеть красоту, образ, способность понимать, чувствовать прекрасное.
В программе уделяется внимание вопросам композиции на плоскости, объёмно пространственной - композиции, понятию и роли цвета, формы, конструкции, технологии переработки бумаги в декоративные формы- всё это способствует повышению общей осведомлённости. Наиболее важным моментом программы является положительное влияние на развитие мелкой моторики, Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе.
Постоянная кропотливая работа над предметом декоративно прикладного творчества обеспечивает развитие мелкой моторики, что благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, внимания, обогащении практического опыта в практической деятельности.
Художественное творчество является показателем развития личности, позволяет обрести социальный опыт. Для ребёнка важно самовыражение , которое возможно с помощью приобщения к творчеству. Занятия позволяют ребёнку принять себя, выразить и осознать представления о себе , своём окружении сформировать картину мира.
Программа предусматривает следующее содержание работы:
Введение - 1 ч
Аппликация из бумаги - 9 ч
Торцевание ( аппликация + торцевание) – 8 ч
Работа с бросовым материалом – 9 ч
Работа с пластилином 6 ч
Выставка – 1 ч
Формы обучения: теоретические и практические занятия, выставки, самостоятельные работы.
Формы контроля: рассматривание образцов и его анализ , иллюстраций, самостоятельное применение шаблонов, трафаретов, показ выборочных эскизов по просьбе учителя , беседы ответы на вопросы.
Занятия по декоративно - прикладному творчеству проводятся по системе безотметочного обучения.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения. При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования, математики.Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности.
В результате изучения материала обучающиеся должны знать:
- виды декоративно – прикладного творчества
- виды используемых материалов;
- возможности сочетания материалов при создании композиции из бумаги, природного и бросового материала;
Уметь:
- работать с бумагой картоном, тканью, природными материалами;
- складывать, наносить разметку, декорировать вещи, применяя изученные техники;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
4.Тематический план.
Название раздела Количество часов
1 четверть 7ч. – 8 недель
Введение
Аппликация
Торцевание 1
5
1
2 четверть- 8ч.- 8 недель
Торцевание
Работа с бросовым материалом 3
5
3четверть- 10 ч.- 9 недель
Аппликация с элементами торцевания
Работа сбросовым материалом
Работа с пластилином 4
4
2
4 четверть- 9 ч.-9недель
Торцевание
Аппликация с торцеванием
Работа с пластилином
Вводное занятие
2
2
4
1
Итого: 34 ч.
5.Учебно-тематический план.
1 четверть
01.09-29.10
(10.09.16) 2 четверть
7.11-30.12 3 четверть
11.01-18.03
(23.02.1708.03.17) 4 четверть
27.03 -27.05
(01.05.1708,09.05.17) Год
01.09.16-27.05.17
количество
недель 8 8
9 9 34
количество
часов, из них: 7 8 10 9 34
6.Учебная программа
№ занятия в году № занятия в разделе
Название раздела,
тема занятия. Количество часов Дата Знания и умения
1 уровень:
Бибанаев Н., Краснопёров А Индивидуальные особенности усвоения учебного материала
2уровень :Богданова М., Краснопёров А.
( по избранным темам) Коррекционная работа
1 четверть – 8 недель (8 ч) 1 1 Водное занятие.
Знакомство. 1 Знать правила поведения в кабинете , правила работы с клеем, ножницами и другими инструментами С помощью учителя
Знать правила поведения в кабинете , правила работы с клеем, ножницами и другими инструментами Восприятие ,запоминание, понимание
2 2 Аппликации из бумаги
« Радужное небо»
Основные техники. 1 Знать приемы работы с клеем
-изготавливать объёмную из кругов и полукругов;
-симметрично вырезать изображения ,сложенные пополам С помощью учителя
Знать приемы работы с клеем
Уметь
-изготавливать открытки из кругов и полукругов;
-симметрично вырезать изображения ,сложенные пополам Развитие эмоционального восприятия
3 3 Открытка к Дню учителя 1 Знать основные способы склеивания при создании объёма С помощью учителя
Знать основные способы склеивания при создании объёма Развитие мелкой моторики, речи
4 4 Открытка к Дню Учителя 1 Знать основные способы склеивания при создании объёма
Правильно склеить детали для создания объёма С помощью учителя
Правильно склеить детали для создания объёма Развитие мелкой моторики, речи
5 5 Объёмная аппликация « Пингвинчик» Знать виды бумаги, основные способы складывания бумаги;
Уметь подбирать цвета для создания композиции С помощью учителя
Знать виды бумаги( картон, цветная бумага)
Уметь подбирать цвета для создания композиции Развитие пространственного мышления
6-8 6 -8 Торцевание « Гриб « Мухомор» -Знать технику торцевания
- Изготовить объемную фигуру в данной технике С помощью учителя;
- уметь наносить клей, приклеивать Обогащение творческого опыта
2 четверть – 8 недель( 7 ч) 9-10 1-2 Торцевание» « Котенок» -закрепить знания данной техники
С помощью учителя:
- уметь наносить клей, приклеивать, убирать рабочее место Обогащение творческого опыта
11-12 3-4 Работа из бросового материала « Мышка» Знать о бережном отношении , правилах сбора различных образцов природного материала к природе
Уметь работать с природным материалом С помощью учителя:
Подавать необходимый бросовый материал Развитие памяти
13-15 5-7 Игрушки на ёлку Знать основные традиционные символы Нового года
-Уметь сочетать природный материал и бумагу С помощью учителя: Знать основные традиционные символы Нового года
Изготовить 1 игрушку Развитие сравнительного анализа
3 четверть – 9 недель (10 ч) 16- 17 Аппликация с элементами торцевания, «Снеговик» -Способы скрепления для создания объёма. С помощью учителя:
Способы скрепления для создания объёма. Обогащение творческого опыта
18-19 Работа с бросовым материалом
Панно « Рыбки» -Знать основные свойства ткани, основные техники работы с тканью при аппликации
-Сочетать ткань с бумагой С помощью учителя: знать отличие ткани и бумаги, их свойства Развитие памяти
20-21 Открытка к 23 февраля. Уметь работать в паре
Подбирать материал для работы (Бросовый материал+ бумага…) С помощью учителя:
Наблюдать , принять посильное участие в работе Развитие речи, мелкой моторики
22-23 Аппликация « Любимой мамочке» Уметь дорисовывать недостающие детали с помощью карандаша и акварели С помощью учителя:
Уметь нанести нужный цвет акварели Развитие мышления
24-25 Работа с пластилином и бросовым материалом.
«Дерево жизни»
1 Знать о сочетании пластилина с другими материалами( ткань, крупа…) С помощью учителя:
Наблюдать за учителем , выполнять элементарные действия Пространственные представления
4 четверть- 9недель ( 9 ч) 26-27 Торцевание « Ёжик» Знать технику выполнения торцевания
Уметь изготовить объёмную фигуру в данной технике, опираясь на ранний опыт С помощью учителя:, наблюдать, повторять за учителем, уметь кскатать жгутики Развитие памяти
28-29 Аппликация с торцеванием. -/- С помощью учителя:
-/- Развитие памяти
30-31 Работа с пластилином.
Панно « Грибная полянка» Правила безопасности работы с пластилином, технологию лепки; выполнять декоративное оформление изделий из пластилина
С помощью учителя:
Правила безопасности работы с пластилином, вылепить
1 изделие Пространственные представления
32-33 Панно « Лесные животные» Знать о возможности сочетания пластилина и бумажных изделий при создании композиции
Уметь изготавливать изделия из пластилина С помощью учителя:
Наблюдать за работой детей, вылепить 1 фигуру Мышление на наглядно- действенной форме
34 Выставка работ. Уметь представить результаты своего труда С помощью учителя:
Уметь представить результаты своего труда Выполнение словесных поручений