Статья Организация занятий по социально-бытовой подготовке в условиях реабилитационного центра


ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ПОДГОТОВКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА.
В реабилитационном центре процесс формирования и развития навыков бытового труда осуществляется на занятиях по социально-бытовой подготовке и условно разделен на 3 этапа:
Развитие моторики и координации движений, формирование простейших навыков бытового труда.
Непосредственно развитие навыков бытового труда.
Совершенствование навыков бытового труда – ориентирование на дальнейшую трудовую деятельность.
На каждом этапе процесс овладения практическими навыками предусматривает:
1. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;
2. Выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом;
3. Самостоятельное или относительно самостоятельное последовательное выполнение серии трудовых действий с опорой на план-схему и инструкции педагога.
На первом этапе формирования навыков бытового труда социальным педагогом ведется работа по развитию общей и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, формированию умения выполнять последовательную цепочку действий – так называемые «подготовительные упражнения» и «упражнения в практической жизни».
В основе таких занятий используется методика Марии Монтессори. Чаще такие занятия носят индивидуальный характер – в этом случае у педагога есть возможность медленно и отчетливо показать ребенку все необходимые движения пальцев, выделяя каждое отдельное движение во всех его мельчайших деталях; проконтролировать допущенные ошибки, обратить на них внимание ребенка, выполнить ряд дополнительных упражнений.
На втором этапе социальный педагог проводит занятия по темам «Питание», «Жилище», «Одежда», «Обувь», «Торговля» и др., которые разработаны на основе методических пособий для коррекционных школ (для школьников) и программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (для дошкольников).
Программа третьего этапа направлена на совершенствование навыков бытового труда и ориентирована в основном на старших (15 – 17 лет) детей с легкой степенью умственной отсталости, посещающих реабилитационный центр в течение нескольких лет.
Занятия носят профориентационный характер и предполагают более глубокое обучение ребенка определенному виду деятельности, например, обучение швейному делу. Занятия на третьем этапе проводятся в индивидуальной форме и, по сути, представляют собой проектную деятельность. При выполнении проекта ребенок обобщает свои знания по определенной теме, демонстрирует умения и навыки, представляет результат своей трудовой деятельности.
Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных особенностей развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально – волевой сферы, не позволяющие некоторым учащимся освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного соучастия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога. Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей, помогает им лучше усваивать программные сведения.
Состав детей в реабилитационном центре по разнообразию нарушений, их сочетаний и степени выраженности, сложен и неоднороден. Поэтому, чтобы процесс реабилитации был достаточно успешным, необходимо решить вопрос о правильном и наиболее эффективном комплектовании группы. Включение в группу происходит после проведенной комплексной диагностики всеми специалистами реабилитационного центра, результаты которой представляются на заседании медико-психолого-педагогического консилиума.
Однако, в любом случае, в группе оказываются дети, отличающиеся друг от друга в некоторой степени по уровню развития и возможностям обучения, и в значительной степени – по отдельным характеристикам. Например, это могут быть дети с относительно сохранными моторными функциями и с тяжелыми двигательными нарушениями, с элементарно развитой речью и почти безречевые, дети двигательно расторможенные и пассивные и т.д. Поэтому в каждом виде занятий в группе будут дети менее обучаемые и более обучаемые, которые могут служить примером для других детей и опорой социальному педагогу.
При планировании и проведении тех или иных занятий педагог ориентируется на возможности большинства детей в группе. Для остальных материал может быть либо упрощен, либо несколько усложнен. Успешность усвоения материала, формирования навыка достигается путем проведения индивидуальных занятий. Результат усвоения материала и даже степень участия в занятиях детей будут различны в зависимости от их возможностей.
Значительной положительной динамики в развитии социально-бытовых навыков удается достичь у детей с сохранным интеллектом и с небольшими моторными нарушениями. Незначительная положительная динамика отмечается у детей с умеренной степенью умственной отсталости и аутизмом.


Диаграмма. Динамика развития навыков бытового труда у детей, проходивших курс реабилитации в 2013-2016 годах.
Следует отметить, что данные, приведенные в таблицах, являются обобщенными средними данными по разным разделам программы. Очевидно, что у детей есть свои предпочтения по разделам программы: есть «любимые» темы и разделы. Любимыми разделами программы у всех детей Центра являются «Питание» и «Торговля». В этих разделах есть «любимые» темы – это приготовление пищи и экскурсии в магазины, с возможностью что-либо купить. С интересом воспитанники принимают участие в ремонте одежды – им нравится выполнять простые швейные операции на швейной машине. Поэтому динамика по этим разделам и темам будет более значимая. Меньший интерес дети проявляют к темам раздела «Жилище» и, соответственно, динамика в развитии трудовых умений – менее значительная.
Для достижения стабильных результатов в развитии навыков бытового труда деятельность социального педагога направлена не только на ребенка, но и на членов семьи, в которой он воспитывается. Мало научить ребенка на занятиях определенному виду трудовой деятельности, важно, чтобы в семье положительно оценили это умение, периодически предоставляли возможность для его закрепления. Тогда умение со временем перерастет в навык, а у ребенка постепенно сформируется положительная мотивация трудовой деятельности и стремление к самостоятельности и независимости от взрослых.