Рабочя программа Финансы денежное обращение и кредит для специальности 38.02.07
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Себряковский технологический техникум
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансы, денежное обращение и кредит
Для специальности среднего профессионального образования
38.02.07 Банковское дело
2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.07 Банковское дело
Организация-разработчик: ГБПОУ Себряковский технологический техникум
Разработчик: Липанина С.И. преподаватель профессионального цикла ГБПОУ Себряковский технологический техникум.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. условия реализации учебной дисциплины
13
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной
ДИСЦИПЛИНЫ
15
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансы, денежное обращение и кредит
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и подготовки работников в сфере банковской деятельности, при наличии среднего (полного) образования, опыт работы не требуется)
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением;
- анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;
знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
- функции, формы и виды кредита;
- структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Изучение дисциплины способствует освоению общих компетенций, включающих способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
При изучении дисциплины формируются профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 103 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
103
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
30
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе:
Решение задач
Составление кроссвордов
Составление рефератов
Подготовка презентаций (проектов)
Подготовка к контрольной работе
6
10
16
3
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 Финансы и финансовая система страны
53/36(12)
Тема 1.1. Происхождение и функции денег, денежное обращение
14/10(4)
1
Сущность, функции и виды денег
Происхождение денег, основные этапы эволюции денег. Функции и роль денег в условиях рыночных отношений. Деньги как средство обращения, накопления, платежа, мера стоимости, мировые деньги. Виды денег. Наличные деньги, безналичные деньги.
Денежное обращение. Закон денежного обращения.
Понятие денежного обращения. Формы денежного обращения. Системы наличного и безналичного денежного обращения. Закон денежного обращения. Организация безналичных расчётов в РФ.
6
1
2
2
Денежная система и её типы.
Денежная система: понятие. Типы денежных систем. Биметаллизм. Монометаллизм. Денежная единица. Масштаб цен. Денежная система РФ.
2
3
Инфляция и формы её проявления. Виды и типы инфляции.
Понятие инфляции, причины её возникновения. Последствия инфляции. Типы инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек. Виды инфляции. Оценка инфляции, индекс инфляции и покупательной способности денег.
3
4
Практическая работа № 1 «Анализ показателей денежного обращения. Определение индекса инфляции».
2
5
Практическая работа № 2 «Оформление платёжных документов по безналичным расчётам».
2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, составление таблицы: «Меры борьбы с инфляцией»,.подготовка к практическому занятию).
Подготовка докладов, презентаций: «Из истории денег на Руси». «Из истории пластиковой карты», «Формы безналичных расчётов в РФ», «Современные технологии и инструменты безналичных расчётов»
4
Тема 1.2. Финансы и финансовая система РФ
28/18(6)
6
Социально-экономическая сущность и функции финансов.
Сущность, назначение и роль финансов в современных экономических отношениях. Функции финансов. Накопительная функция финансов. Распределительная функция финансов. Контрольная функция финансов.
Финансовая система РФ, характеристика её звеньев.
Понятие и назначение финансовой системы. Устройство финансовой системы РФ. Элементы финансовой системы. Централизованные и децентрализованные финансы. Взаимосвязь элементов финансовой системы.
12
1
7
Управление финансами и финансовая политика.
Управление финансами: понятие. Субъекты и объекты управления финансами. Органы, осуществляющие управление финансами в РФ, их функции. Понятие и назначение финансовой политики. Виды финансовой политики. Методы осуществления финансовой политики. Содержание, виды, формы и методы финансового контроля.
2
8
Государственный бюджет.
Понятие и функции государственного бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета. Состояние государственного бюджета. Способы покрытия бюджетного дефицита.
Бюджетное устройство РФ.
Бюджетное устройство РФ. Межбюджетные отношения. Формы межбюджетных отношений.
2
9
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
Понятие, назначение и состав внебюджетных фондов. Состав внебюджетных фондов РФ. Источники формирования средств внебюджетных фондов. Направления расходования внебюджетных фондов. Методика расчёта отчислений во внебюджетные фонды.
2
10
Финансы коммерческих организаций.
Содержание финансов коммерческих предприятий. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий. Источники формирования ресурсов предприятия. Капитал и прибыль коммерческой организации
Управление корпоративными финансами.
Финансовый анализ, планирование и прогнозирование. Финансовая политика компании.
2
2
11
Финансы некоммерческих организаций
Особенности формирования доходов и расходов некоммерческих организаций Баланс денежных доходов и расходов отдельных групп населения.
2
12,
13
Практическая работа № 3, 4 «Расчёт структуры доходов и расходов государственного бюджета. Определение состояние государственного бюджета».
4
14
Практическая работа № 5 «Расчет отчислений во внебюджетные фонды»
2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы,, составление таблицы: «Органы управления финансами в РФ и их задачи», подготовка к практическому занятию). Решение задач на определение состояния государственного бюджета, размера бюджетных дотаций, субсидий, субвенций.
Составить конспект по теме: «Государственный кредит»,
10
Тема 1.3. Страхование
11/8(2)
15
Сущность и функции страхования.
Страхование: понятие необходимость. Основные понятия, используемые в страховании: страхователь, страховщик, страховое событие, страховой случай, страховое событие. Функции страхования.
4
2
16
Классификация и виды страхования.
Классификация страхования: по форме проведения, по объекту страхования, по виду деятельности, с учётом особенностей формирования страхового фонда. Виды страхования. Имущественное страхование. Личное страхование. Методические основы расчёта страховой премии.
17,
18
Практическая работа № 6,7 «Решение ситуационных задач по страхованию».
4
Внеаудиторная самостоятельная работа:
выполнение домашних заданий по теме 3 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическим занятиям).