План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Русские красавицы»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Стародубский центр детского творчества
План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству
Тема «Русские красавицы»
Автор: Короткая Надежда Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Стародуб
2016
Основная часть
Цель урока: формирование представлений о русской игрушке – матрёшке.
Задачи урока:
развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие мелкой моторики рук.
образовательные: приобретение опыта выполнения эскизов игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов; приобретение умения распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных центров, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изобразительно-декоративную композицию); приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя, осознание места и значения современных народных художественных промыслов.
воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России.Вид художественной деятельности: роспись шаблона матрёшки.
Оборудование:
для учителя:
Зрительный ряд: презентация, методические таблицы «Роспись матрёшки», «Виды матрёшек», «Виды узоров», фотографии матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана;для учащихся:
белый картон, простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночка.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.
Экспозиция слайдов:
Кукла ФукурамыЗагадка про матрёшку
Матрешка
3
2
1

Матрёшка из Семёнова
Этапы выполнения матрёшки
Первая русская матрёшка
6
5
4

Общие черты всех матрёшек
Матрёшка из Сергиева Посада
Матрёшка из Полховского Майдана
9
8
7

Экспозиция доски:
3
4
1

6

5
2

1. Таблица «Виды матрёшек»
2. Фотография «Матрёшка из Семёнова»
3. Рабочая область
4. Таблица «Виды узоров»
5. Фотография «Матрёшка из Полховского Майдана»
6. Фотография «Матрёшка из Сергиева Посада»
План урока
№ Этапы урока Время (мин.)
1 Организационный момент 5
2 Изложение учебного материала 10
3 Практическая работа 25
Объяснение этапов выполнения практической работы 5
Выполнение практической работы 20
4 Завершение работы 5
Подведение итогов 3
Уборка рабочих мест 2
Ход урока:
Организационная часть:
приветствие;
проверка готовности учащихся к уроку;
сообщить тему урока: «Русские красавицы»;
поставить перед учащимися задачи.
Изложение учебного материала:
Дидактические задачи:
осознание места и значения современных народных художественных промыслов; формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России;
формирование умения распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных центров, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изобразительно-декоративную композицию).
Материал урока (объяснение материала урока сопровождается презентацией):
1 слайд. Отгадайте загадку:
«Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе моём живут,
Как, скажите, их зовут?»
2 слайд. Конечно же, это матрёшки – русские красавицы. Сейчас это уже не просто детская игрушка, а хранительница исконной русской культуры. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей создания русской матрешки, вспомним приемы росписи, характерные для разных районов России, а так же создадим эскиз для будущей росписи объемной матрешки.
3 слайд. Первая матрёшка появилась в России чуть больше 100 лет назад. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Россию в конце 19 века из Японии. У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо.
4 слайд. В Сергиевом Посаде Игрушечных дел мастер Василий Звёздочкин, вдохновившись обаятельной игрушкой, выточил первую разборную куклу. А художник Малютин расписал её. Получилась девочка - румяная, с льняными волосами, в простой русской одежде – в сарафане, передничке, платочке, с петушком в руках.  Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, неделимой была матрёшка - спеленатый младенец.
5 слайд. С тех пор мастера кукол из Сергиева Посада стали вытачивать и расписывать матрёшек. Полюбилась куколка ребятам. С радостью покупали и играли с ними дети. Даже в другие страны попала матрёшка и удивила всех своей простотой и красотой. Стала матрёшка русским сувениром. Изготавливают матрёшек и сейчас. Делают их из дерева. Сначала вытачивают самую маленькую, потом побольше, ещё больше, пока не сделают самую большую. Готовые фигурки мастерицы расписывают яркими красками – одевают в пёстрые сарафаны, красочные платки. Потом рисуют лицо: чёрные глазки, алые губки, румяные щёчки. Для блеска и живости покрывают матрёшек лаком. Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать).
6 слайд. Теперь матрёшек мастерят не только в Сергиевом Посаде. И роспись называют по месту возникновения. Делают матрёшек и в г. Семёнове. Получаются они статные, большеголовые, с чёрными на пробор волосами, с пышными букетами в руках, в жёлто-красных полушалках, по краю украшенных цветами.
7 слайд. В Полховском Майдане матрёшек делают иначе. Фигуры у них стройные, голова небольшая, угловатая, волосы вьются колечками, а глаза и синие, и зелёные, и карие. Узлов на платках не рисуют, да и рук тоже. Зато передник украшают богатым узором из трав, бутонов, ягод и цветов. Любят полховские мастера свою матрёшку, ласково зовут  её майданочкой.
8 слайд. А посадские матрёшки крутобокие, устойчивые, в разноцветных сарафанах, передниках, ярких платочках, завязанных тугим узлом. В руках у них то серпок, то цветок, то листок, то корзинка для грибов, то веточка с ягодами.
9 слайд. Но из какого бы города не была матрёшка, мы сможем найти в ней ту черту, которая есть и у остальных. Во-первых, на изделиях всегда изображаются люди и по преимуществу девочки. Во-вторых, в росписи преобладает красный цвет. В-третьих, основные элементы росписи - цветы. И где бы не родились матрёшки – все они яркие, весёлые, делают их добрые и талантливые мастера. 
Практическая работа.
Задачи:
приобретение опыта выполнения эскизов игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов;
приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя.
Задание: Сегодня на уроке мы сделаем эскиз для нашей будущей матрёшки. Возьмём за образец сергиево-посадскую матрёшку.
Материалы: лист плотной бумаги или картон, гуашь, карандаши, кисточки, баночка для воды.
Ход работы:
раздача заготовок трафарета в форме матрёшки, чтобы учащиеся могли обвести их и затем вырезать;
выполнение эскиза карандашом, намечание основных элементов росписи;
выполнение эскизов в цвете.
Завершение урока:
Оценка работ учителем.
Критерии оценки: главные (переданы основные черты и пропорции матрешки, роспись матрешки соответсвует росписи одного из центров (Семёнов, Полховский Майдан, Сергиев Посад), грамотно построенная композиция, соблюдение пропорций), второстепенные (оригинальность, аккуратность).Оценка «5» - соблюдены 3 главных критерия, либо 2 главных и второстепенные, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.
Оценка «4» - соблюдены только 2 главных критерия или соблюдены 1 главный критерий и второстепенные, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.
Оценка «3» - соблюдены только 1 главный критерий или только второстепенные.
Оценка «2» - не соблюдено ни одного критерия.
Подведение итогов (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились)
Выставка готовых работ;
Уборка рабочих мест.