Программа декоративно-прикладного искусства Город мастеров
МБС(к)ОУ "С(к)ОШ для детей с ОВЗ №155" г. Перми
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
«___»_________2014г
«СОГЛАСОВАНО»
на методсовете школы протокол №______от «___»_________2014г
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
протокол №______от «___»_________2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Декоративно-прикладное искусство
«Город мастеров»
Составитель: Пьянкова О.В.,
учитель информатики и ИЗО
г. Пермь
2014г.
Пояснительная записка
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребёнка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы:
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
- Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
- Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности через декоративно – прикладное искусство.
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- Приобщать школьников к народному искусству;
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Содержание программы внеурочной деятельности соотносится с целями и задачами образовательной программы МБС(к)ОУ «С(к)ОШ№155»
Содержание программы «Город мастеров» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: тестопластика, бумагопластика, холодный фарфор, квиллинг, изонить, расписывание разделочных досок Хохломской и Городецкой росписями и многое другое, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей тестопластики, бумагопластики, изонити, холодного фарфора, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.
Программа «Город мастеров» разработана на четыре года занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 124ч. часов (1 час в неделю), т.к. в нашей школе работа факультативных и кружковых занятий начинается с «01» октября.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Город мастеров» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы и учениками среднего звена личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- стимулировать учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- сформировать навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- выработать ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- выполнять работу с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять об их месте и роли в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
Коммуникативные
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки :
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов и тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Предметные результаты
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
- графическими и живописными средствами создавать выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- материалы и приспособления, применяемые при работе с солёным тестом. Разнообразие техник работ с солёным тестом, его свойства и применение.
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
- общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;
- понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
- общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия;
- сувенир, виды и назначение сувениров;
- Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.
Учащиеся должны уметь:
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
- моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
- понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого;
- учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;
- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность.
Учебно-тематическое планирование
Учебный план занятий по программе «Город мастеров»
Номер
раздела
Название разделов
Количество часов
всего
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика
I
Введение: правила техники безопасности
4
1
1
1
1
II
Тестопластика
16
1
3
1
3
1
3
1
3
III
Квиллинг
12
1
2
1
2
1
2
1
2
IV
Рисование на ватмане портретов мамы
8
1
1
1
1
1
1
1
1
V
Бумагопластика
12
1
2
1
2
1
2
1
2
VI
Изонить
12
1
2
1
2
1
2
1
2
VII
Изготовление ёлочных игрушек из папье-маше и крупы
8
1
1
1
1
1
1
1
1
VIII
Рисование пейзажей в технике «акварель» с использованием соли, крупы и стекла
12
1
2
1
2
1
2
1
2
IX
Вышивание лентами
16
1
3
1
3
1
3
1
3
X
Расписывание разделочных досок элементами Городецкой, Хохломской росписей.
16
1
3
1
3
1
3
1
3
XI
Холодный фарфор.
4
1
1
1
1
XII
Круглый стол с чаепитием.
4
1
1
1
1
Итого:
124
31
31
31
31
Тематический план занятий по программе «Город мастеров»
1 год обучения. (1 час в неделю)
Номер раздела,
темы
Название разделов и тем
Количество часов
всего
теор.
практ
I
Введение: правила техники безопасности.
1
1
II
Тестопластика.
4
1
1
Вводное занятие.
1
1
2
2
Плоскостное изображение. «Подарки осени».
1
1
3
3
Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Ангелочек».
1
1
4
4
Плоскостное изображение. «Динозавр»
1
1
III
Квиллинг.
3
1
5
Вводное занятие.
1
1
2
6
«Рамочка для готовых картин» 10х15.
1
1
3
7
Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы»
1
1
IV
Рисование на ватмане. «Портрет мамы».
2
1
11
Рисование на ватмане «Портрет матери». Эскиз.
1
1
12
Рисование на ватмане «Портрет матери». Оформление работы.
1
1
V
Бумагопластика.
3
1
13
Вводное занятие «Технология изготовления цветов на основе вырезания их деталей из бумаги».
«Букет георгинов», «Подсолнухи».
1
1
2
14
Оформление открытки к Дню матери.
1
1
3
15
Оформление открытки к Дню матери.
1
1
VI
Изонить.
1
16
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе изонити.
2
1
1
2
17
«Зимние узоры»
2
2
3
18
«Снежные картинки»
2
2
VII
Изготовление ёлочных игрушек из папье-маше и крупы
2
2
19
Новогодняя игрушка. Символ года
1
1
20
Новогодняя игрушка. Символ года
1
1
VIII
Рисование пейзажей в технике «акварель»,
с использованием соли, крупы и стекла.
3
1
21
Вводное занятие.
1
1
2
22
«Зимние пейзажи».
1
1
3
23
«Зимние пейзажи».
1
1
IX
Вышивание лентами
4
1
24
Вводное занятие
1
1
2
25
Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
1
1
3
26
«Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
1
1
4
27
«Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
1
1
IX
Расписывание разделочных досок, толкушек и лошадок элементами Городецкой, Хохломской росписей.
4
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
1
2
Расписывание толкушки или лошадки.
1
1
3
Расписывание разделочных досок.
1
1
4
Расписывание разделочных досок.
1
1
XI
Холодный фарфор.
1
1
Изготовление поделок из холодного фарфора.
1
XII
Круглый стол
1
1
Итоговое занятие.
1
1
Итого: 31 часов
Содержание программы «Декоративное творчество»
Первый год обучения (31 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности - 1ч.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Тестопластика – 4 ч.
1.Вводное занятие.
Историческая справка о солёном тесте. Свойства солёного теста. Его рецептура и изготовление.
2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».
Теория. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Ангелочек».
Теория Создание выразительного образа посредством полуобъёма и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)
Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством тестопластики. Разукрашивание работ.
4. Плоскостное изображение. «Динозавр».
Теория Особенности построения композиции доисторического периода.
Практическая часть. Создание сюжета о жизни динозавров, используя технику тестопластики. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.
Квиллинг – 3 ч.
Вводное занятие.
Историческая справка о квиллинге. Основные виды скручивания полосок бумаги.
Изготовление рамочек для уже созданных картин.
Теория Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Создание рамки для картины 10х15.
Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.
Рисование на ватмане – 2 ч.
1,2. «Портрет мамы».
Теория. Приёмы и способы изображения человека.
Практическая часть. Создание наброска и эскиза портрета по фотографии.
Бумагопластика – 3 ч.
1.Вводное занятие «Технология изготовления цветов на основе вырезания их деталей из бумаги». «Букет георгинов», «Подсолнухи».
Теория История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой бумагопластики. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2,3. Оформление открытки к Дню матери.
Теория Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и вырезание деталей цветов из бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и вырезание деталей цветов из бумаги.
Изонить – 3 ч.
Вводное занятие.
Теория. Алгоритм выполнения работы в технике изонити. Пространственные представления. Композиционные навыки. Инструктаж по технике безопасности при работе с шилом, иголкой, ножницами.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и техники «Изонить».
«Зимние узоры»
Теория. Выполнение работы в определённой последовательности, сочетание цветов.
Практическая часть. Изготовление картины в технике «изонить».
«Снежные картинки»
Теория. Выполнение работы в определённой последовательности, сочетание цветов.
Практическая часть. Изготовление картины в технике «изонить».
Изготовление ёлочных игрушек из папье-маше и крупы – 2 ч.
1,2.Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и папье-маше, крупы.
Рисование пейзажей в технике «акварель»,
с использованием соли, крупы и стекла.-3 ч.
1.Вводное занятие.
Основные виды изобразительного искусства. Техника безопасности при работе с солью, стеклом. Правильное положение рук и туловища во время работы.
2,3. «Зимние пейзажи».
Теория. Основные приёмы изображения зимы акварелью.
Практическая часть. Создание эскиза зимнего пейзажа, рисование акварелью и оформление солью, крупой или стеклом.
Вышивание лентами – 4 ч.
Вводное занятие
Теория. История вышивания лентами. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой.
Практическая часть. Выбор понравившейся вышивки. Нанесение рисунка на канву.
«Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
Теория. Основные приёмы вышивания лентами. Демонстрация изделий с вышитыми элементами.
Практическая часть. Вышивание лентами по эскизу.
«Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
Теория. Что такое панно? Приёмы завязывания узелка. Вышивание цветов разной формы. Создание композиции
Практическая часть. Вышивание лентами по эскизу.
«Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
Теория. Приёмы вышивания цветов и листьев различной формы. Создание композиции.
Практическая часть. Оформление готового изделия.
Расписывание разделочных досок, толкушек и коней элементами
Городецкой, Хохломской росписей – 4 ч.
1.Вводное занятие. История русских народных промыслов. Техника безопасности при работе с лаком.
2.Расписывание толкушки или лошадки.
Теория. Традиционные виды аппликации при расписывании толкушек. История русского народного костюма. Элементы Городецкой и Хохломской росписи. Покрытие лаком.
Практическая часть. Создание силуэта девочки или мальчика в русском народном костюме. Цветовое решение.
3,4. Расписывание разделочных досок.
Теория. Особенности построения композиции.
Практическая часть. Нанесение элементов росписи. Создание композиции с помощью гуаши и кисти. Покрытие лаком.
Холодный фарфор – 1 ч.
Изготовление поделок из холодного фарфора.
Теория. История развития и алгоритм изготовления холодного фарфора. Техника безопасности и ППБ.
Практическая часть. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством холодного фарфора. Разукрашивание работ.
Круглый стол – 1 ч.
Итоговое занятие. Подведение итогов, награждение сертификатами, грамотами и сладкими подарками всех участников «Города мастеров».
1год обучения (31ч.)
Первый год обучения направлен на приобретение и использование обучающимися умений и навыков при изготовлении изделий, работая по эскизам и образцам.
2 год обучения (31ч.)
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
3 год обучения (31ч.)
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
4 год обучения (31ч.)
Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
Список литературы
Основная литература:
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов, 2004
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов на Дону: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский, Воронеж: НПО «Модек», 1997.
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Сборник авторских программ дополнительного образования детей /Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Список литературы для детей
Основная литература:
В.С. Горячева, М.И. Нагибина. «Мастерилка. Сказку сделай из глины, теста и пластилина».Изд.: «Академия развития», 2009г.
Г.Н. Чаянова. «Мастерилка. Солёное тесто». Изд.: «Дрофа плюс», 2009г.
«Вышивка для души» /серия журналов за 2011г/
Т. Котова «Стильные штучки из кожи и ткани». Изд.: «АСТ-пресс», 2006г., М.
Э.Н. Евдокимова, О.П. Писаренко. «Холодный фарфор: цветочные фантазии своими руками», Изд.: «Феникс», 2013г., М.
Л.И. Бурундукова. «Волшебная нить». Изд.: «Просвещение», 2012г., М.
С.Ю. Лещинская. «Волшебная изонить». Изд.: «АСТ-пресс», 2006г.
А.Зайцева. «Квиллинг. Новые идеи для творчества» /Учебное пособие. Изд.: «ЭКСМО – ПРЕСС», 2010г., М.
Д. Боден Крейн. «Фантазии из бумажных лент. Миниатюрный квиллинг». Изд.: «КОНТЕНТ», 2011г., М.
Ольга Зайцева. Декоративные цветы из ткани, бумаги и кожи: практическое руководство. . Изд.»Эксмо – Пресс», 2009г., М.
Панакина Д. Е. Искусственные цветы в декоре одежды. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Сухорукова Е. П., Чечулинская Л. Г. Искусство делать цветы. М.: Изд-во коммунального хоз-ва РСФСР, 1962.
Светлана Юрьевна Ращупкина. Вышивка шёлковыми лентами. Изд. «Владис», 2011.
Дополнительная литература:
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
Терминологический словарь к программе «Декоративное творчество»
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
Бисер (бусины) маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
Бисероплетение вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия - создание украшений, художественных изделий из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], к которой, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером). Бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
Квиллинг (англ. quilling от слова quill «птичье перо») искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моза
·ика ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] mosaпque, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] mosaico от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (opus) musivum (произведение) посвящённое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило на плоскости) разноцветных камней, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], керамических плиток и других материалов.
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
Тестопластика новый вид [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – солёное тесто.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского, означает «выпуклое изображение на плоскости».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ограниченное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отображение чего-либо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Сувенир ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] souvenir - воспоминание, память) предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция набор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], передаваемых из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Холодный фарфор - пластичная масса, идеальная для любых типов работ, масса похожа на пластилин, но намного лучше, так как высыхает и становится твёрдой. Как говорится выше, из холодного фарфора можно лепить всё что угодно, это могут быть цветы, всевозможные статуэтки и т.п.
Эскиз ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] esquisse) предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз быстро выполненный свободный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.
Заголовок 215